Проведенные ею полевые исследования среди китайских тувинцев были организованы при финансовой поддержке экспедиционных и исследовательских грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). По результатам собранных материалов были изданы публикации, а также аннотированный фольклорно-этнографический фотоальбом "Зарубежные тувинцы в объективе фотокамеры. Тувинцы Китая” (Новосибирск, 2014), где представлены этнографические реалии, обряды и праздники, жизнь и быт, традиционная и материальная культура зарубежных тувинцев.
Поскольку издание вышло небольшим тиражом в 100 экземпляров, то для широкого круга читателей фотоальбом не стал доступным. Поэтому редколлегия "НИТ” предлагает вашему вниманию виртуальную фотовыставку, идею которой представляет автор.
Редколлегия
От автора:
Тувинцы Китая — малочисленная этническая группа, компактно проживающая в нескольких населенных пунктах многонационального Алтайского аймака Ил-Казахской области Синьцзян-Уйгурского автономного района. В настоящее время численность этнических тувинцев по их собственным подсчетам составляет около 2500 человек (в их число не входят представители родоплеменной группы оорцаг, идентифицирующие себя монголами, хоят они в совершенстве владеют тувинским языком). Самоназвание тувинцев варьируется: кок-мончак, мончак (название родоплеменной тувинской группы) или алдай дывазы (алтайские тувинцы). Они записаны в паспортах монголами, что затрудняет установить их реальное количество. На сегодняшний день, несмотря на то, что они оторваны от родного этноса, живут в миллиардном Китае среди многонациональных народностей, вопреки трудной исторической судьбе, китайские тувинцы сохраняют свою идентичность и традиционную культуру.
Учитывая календарно-сезонную обрядность китайских тувинцев, чтобы увидеть и зафиксировать важные этапы традиционной культуры, полевые исследования мною проводились в три этапа: зимний, летний, осенний. Продолжительность каждой экспедиции составила один месяц. Располагая достаточным временем для полевой работы, я имела возможность наблюдать за повседневной и праздничной жизнью, участвовать во многих обрядах календарного и семейного циклов, вжиться в традиционную культуру этноса, перешагнуть черту традиционной оппозиции «свои–чужие», понять этнолокальную специфику народной культуры.
Тувинцы Китая очень интересуются жизнью, бытом, языковой ситуацией и культурой наших российских тувинцев. Без преувеличения можно сказать, что каждый тувинец мечтает приехать и увидеть Туву, свою историческую родину. Как живут тувинцы на своей исконной родине, имеют ли свою письменность, как выглядят тувинские буквы, какие у тувинцев школы, все ли знают родной язык, российские тувинцы считают ли тувинцев Китая своими кровными родственниками? Эти вопросы мне задавали повсюду. Нашу республику они называют "Улуг Тыва” или "Тывастан” (по аналогии с Казахстаном).
От всего сердца хочу поблагодарить всех моих земляков, живущих в Китае, за гостеприимство и душевные беседы, помощь и поддержку в трудных условиях экспедиционной работы в зарубежной стране.
В настоящей выставке вниманию читателей я представляю цикл снимков, посвященных традиционной культуре наших родственников, китайских тувинцев, которые были сделаны во время полевых экспедиций 2010–2013 гг.
По традиции портала Тува.Азия, на котором выходит электронный журнал "Новые исследования Тувы”, фотографии виртуальной выставки сгруппированы по тематическому принципу. Каждый ряд составляет отдельную тему. Описания - см. ниже.
Для увеличения изображения - кликните по нему.
|
|||
|
|||
I. Места расселения.
1.1. Деревня Хом, где проживает тувинское население. Общее количество жителей 1439 человек, из них тувинцев 641, казахов 750, дунган 18, китайцев 28, уйгуров 1, тучаа 1. В 9-летней монгольской школе обучаются тувинские и казахские дети. Средняя школа (с 9 по 12 классы) есть только в городе Алтайе, в трехстах пятидесяти километрах.
1.2. Улица деревни Ак-Хабы летом. Здесь проживают представители тувинских родоплеменных групп, объединенных общим названием дөрт сумун (четыре сумуна). В 20 километрах от Ак-Хабы проходит государственная граница между Китаем и Казахстаном.
1.3. Деревня Ханас, где проживают тувинцы. Всего в Ханасе 288 дворов. Общее количество жителей 905 человек, из них тувинцев 752, казахов 127, дунган 25.
1.4. Одна из улиц города Хаба (по-китайски Хабага), административного центра деревни Ак-Хаба. Здесь проживают более десяти тувинских семей.
II. Хозяйственная деятельность.
2.1. Так традиционно подковывают лошадей.
2.2. В сильные морозы молодняк животных помещают в жилища людей.
2.3. Заготовленное сено используется зимой. В селениях тувинцев часто можно увидеть подобную картину.
2.4. По традиционному способу доения перед началом дойки к козе подпускают козленка.
III. Интерьер и убранство домов.
3.1. Обстановка городской квартиры тувинской семьи.
3.2. Исторические личности Чингисхан и Мао Цзэдун до сих пор пользуются большим уважением у тувинцев.
3.3. Каждая молодая семья имеет типовую свадебную фотографию.
3.4. В сельских домах сохраняются печи старинного образца, заимствованные у русских староверов, живших в этих краях в 1930-1956 гг.
IV. Знатоки традиционных обычаев и традиций.
4.1. Иркит, старейший житель Тамыкы, знаток традиционной мифологии, от которого записаны уникальные тексты, отражающие древние мифологические воззрения тувинцев.
4.2. Сказитель Тыыдык из рода хара-тош со своей внучкой на летнем стойбище. От него записаны героические сказания "Хунан-Кара”, "Буга-Чарын, Бора-Шээлей”, "Боге-Сагаан-Тоолай”, исполненные традиционным напевным речитативом.
4.3. Копеен Самыыжык из деревни Ак-Хаба, исполнительница магтал ыры (песен-восхвалений) и дагша ыры (песен при подношении молочной араги).
4.4. Бубаяак Сендиш из рода иркит, в прошлом была повитухой. Дочь знаменитого борца, она знает много преданий о силачах, обладающих необычными способностями.
V. Дети.
Что бросается сразу в глаза — это любовь тувинцев к детям, уважительное к ним отношение. Ни при каких обстоятельствах взрослые их не наказывают. Раньше тувинские семьи были многодетными. Сейчас по законодательству Китая, тувинцы, как представители национальных меньшинств, могут иметь двух или трех детей, но не более.
VI. Обряды и праздники.
6.1. Проведение ритуала оваа дагыыры тувинской родоплеменной группой соян, куда входят роды ак-соян, хара-соян, хара-тош, кара-сал.
6.2. У китайских тувинцев до настоящего времени существуют две формы брака: с умыканием и по сговору. В свадебной обрядности за невесту принято платить денежный калым.
6.3. Саң — ритуальный костер, куда кладут ак-чем (белую пищу), баранью грудинку, а сверху можжевельник.
6.4. Человек, произносящий благопожелание на свадьбе, должен взять в руки чашу с топленым маслом и помазать себе губы.
VII. Национальные игры.
7.1. Стрельбу из лука проводят только во время празднования Шагаа.
7.2. Состязание мужчин по поднятию камня.
7.3. Конные скачки — обязательный элемент ритуала оваа дагыыры.
7.4. Восхваление скакуна, пришедшего к финишу первым. Лошадь, оказавшаяся самой последней также удостаивается восхваления.
VIII. Национальная кухня.
8.1. Баранья голова — почетное блюдо в свадебной обрядности.
8.2. Варка мяса — один из основных моментов подготовки свадебного пиршества.
8.3. Чемидор — засахаренные мучные палочки.
8.4. Высушка ааржы — одно из занятий женщин в летнее время.
IX. Школьное образование.
9.1. Школьницы деревни Ханас с учебниками китайского и монгольского языков.
9.2. Монгольская школа девятилетняя школа в Ак-Хабе.
9.3. В каждой школе проводятся пионерские собрания школьников.
9.4. Мандал Танзыбек, 13-летний исполнитель тувинских сказок, перенявший их от своей бабушки Биликти. В его репертуаре более 20 народных сказок.
X ряд. Туризм.
10.1. Тувинец, демонстрирующий туристам национальную одежду.
10.2. Скульптурное изображение, изображающая сцену изготовления молочной араги.
10.3. Сувенирная лавка для туристов.
10.4. Китайский турист примеряет мужскую национальную одежду тувинца.