Члены Объединенного диссертационного совета ТувГУ и СФУ единогласно проголосовали за присуждение Чойган Херел-ооловне ученой степени кандидата культурологии по теме «Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев». Новоиспеченный ученый Чойган Санчай – заслуженная артистка Республики Тыва, главный балетмейстер Национального театра музыки и танца «Саяны». Артистическая и постановочная деятельность Чойган Херел-ооловны явилась плодотворным опытом для написания данной исследовательской работы на тему тувинского танца.
«Следует отметить, что тема исследования тувинского танца явилась новым этапом творческого пути диссертантки, - отзывается доктор философских наук Ольга Хомушку. – Чойган Херел-ооловна – профессиональная артистка балета с 24-х летним стажем. Во время работы она проявила себя ответственным, пытливым исследователем, неоднократно выезжала в экспедиции, где собрала большой фактический материал».
Сама же диссертантка признается, что открыла для себя мир исследований благодаря своему научному руководителю. «Большие слова благодарности Ольге Матпаевне Хомушку. Оказалось, что наука тоже имеет творческое начало. Это очень интересно. Мы с моим научным руководителем проделали огромную работу. Диссертаций по этой теме довольно мало. Данная работа является первой попыткой проанализировать структуру тувинского танца, наличие в содержании разновременных наложений и заимствований, которые отражаются в композиции, структуре, элементах танцевальных движений, в их семантике, отображают процесс формирования символической пластики танцевальной культуры тувинцев. Сложная и нужная для Тувы тема. Спасибо научному руководителю и кафедре философии, а также Тувинскому госуниверситету», - делится Чойган Санчай.
Одним из официальных оппонентов соискателя стала доктор философских наук Чимиза Ламажаа. В отзыве ученого сказано: «Говоря о материалах исследования, его географии, можно подчеркнуть, что Чойган Херел-ооловна не ограничилась только традициями тувинцев Тувы, но и обратилась к материалам других субэтнических групп тувинцев, проживающих в Монголии и Китае. Это характеризует с самой положительной стороны замысел исследователя – анализировать не только культуру основной части этноса, но и учесть состояние традиций и в локальных группах, то есть рассмотреть всю этническую культуру вне её географических локаций…».