Дорогие друзья!
Представляю вам первые два номера нового научного периодического издания в Интернете - «Новые исследования Тувы». Выпуск мы сделали сдвоенным, номера эти вышли летом, так как год у нас начался с организационных хлопот по созданию сайта, и не просто сайта, а целого гуманитарного портала. Вы можете видеть, что он состоит из нескольких разделов, из которых наиболее важные: «Новости «Тува.Азия», «Персоналии», «Библиотека», так как это базы данных о тувиноведах и тувиноведении, которые мы сейчас постепенно пополняем. Одновременно у нас шла очень ответственная работа с авторами, со сбором и отбором материалов в первые номера журнала, которые естественно являются его «лицом», станут в дальнейшем его визитной карточкой. Третий и четвертый номера журнала 2009 года планируется выпустить в рабочем режиме - в начале осени и начале зимы соответственно.
Главная тематика нашего издания - современные изменения в общественной жизни Тувы. Соответственно для нас важными являются обсуждения проблем новаций, соотношения новаций и традиций. А эти понятия - ключевые в теории модернизации, а особенно - ее новой тенденции - «постмодернизации», которая отстаивается рядом ученых.
Несколько слов об этой теории, которую мы обсуждаем в нашей первой рубрику «Многоликая модернизация». Ее основная идея: глобализационные процессы конца XX века бросают вызов для всех стран мира, требование не отставать от развитых стран (прежде всего Запада), общества, хотят они того или нет, вынуждены отвечать на него, им необходимо модернизироваться - развиваться, становиться современными. Однако, это не означает слепого копирования западных образцов, смены своей идентичности, полной замены традиционных социальных институтов, культурных оснований. Успешный опыт стран Юго-Восточной Азии доказал, что можно становиться современными и успешными, используя свои культурные традиции.
Один из первых отечественных философов, который стал отстаивать эту точку зрения, - В. Г. Федотова, заведующая сектором социальной философии Института философии РАН. Она - автор множества работ по данной теме, в частности монографии «Хорошее общество» (М., 2005), в которой изложены основные положения ее теории. Специально для нашего журнала ученая подготовила статью об общем направлении в теоретических исследованиях проблем модернизации - о возможности модернизации на основе собственной культурной идентичности. Такой вариант развития можно рассматривать и в отношении России в целом, и отдельно для каждого из ее регионов, в том числе Тувы.
История Тувы как история модернизационных волн с конца XIX века - стала темой для статьи, которую написала редактор данного издания - последователь научной школы В. Г. Федотовой. Здесь же подробно разбирается концепция «постмодернизации», термины «традиционное» и «современное» общества, проблема «трансформации», а также роли социальных наук сегодня. Ныне Тува стоит перед необходимостью стать современным, но не отвергая этнокультурные традиции народов, проживающих в нем, прежде всего - тувинцев, а используя эти традиции, опираясь на них.
Надо отметить, что представления данной школы в отечественной социальной мысли вызывают у кого сомнения, у кого - критику, у кого - отторжение. Модернизация трактуется российскими учеными по-разному и далеко не всегда в позитивном ключе. Однако, это не означает, что за критикой содержится противоположное по сути мнение.
В частности, еще один авторитетный отечественный философ В. М. Межуев, также работающий в Институте философии РАН, любезно дал согласие на публикацию в нашем издании своей статьи, в которой критикует нынешнее стремление модернизироваться.
Автор рассматривает одно из ключевых понятий теории - «современность» - иначе, чем В. Г. Федотова, скорее как хронологическое, а не качественное явление. Соответственно, проблема модернизации встает у него в ином ракурсе. Межуев видит главный изъян модернизации, суть которой в том, чтобы догонять, - в ее репрессивном и унижающем национальное достоинство характере. Задачу, ныне стоящую перед Россией и другими странами, философ определяет как необходимость не модернизации, а нового глобального развития, в котором общества совместно решают общие задачи мира, опираются на свои культурный, научный капиталы, формируют новый тип человека...
Поверхностный взгляд на текст может показать, что В. М. Межуев выступает прямым оппонентом В. Г. Федотовой. Но по сути философ провозглашает такие же гуманистические задачи в развитии каждого общества, что и Федотова в своей концепции. Только делает это в своей терминологии. Речь идет о необходимости стать современными, успешными, опираясь на свои культурные ценности.
О том, что культурные ценности народов Тувы, регионов Сибири, Восточного Казахстана и Западной Монголии ныне продолжают оставаться преимущественно традиционными - пишет известный этносоциолог, философ Ю. В. Попков из Института философии и права СО РАН. Организовав ряд конкретно-социологических исследований в указанных регионах, собрав результаты и обобщив их, он показал, что либерально-рыночные ценности у проживающих здесь народов так и не стали доминирующими. Гораздо большее значение имеют традиционные ценности коллективизма и коллективной собственности, общего порядка и стабильности, приоритет общественных интересов и ориентация на сотрудничество.
Ученый подчеркивает, что сходство полученных результатов, общность этнокультурных ориентиров представляют собой устойчивую основу евразийской цивилизационной общности народов.
Можно спорить о терминах «Евразия», «евразийская цивилизация» и подобных, можно утверждать о том, что они надуманны и их использование прежде всего имеет политический подтекст. В данном случае, считаю, что важным является не это. Главное, что действительно имеет место значительная культурная общность народов указанных территорий, обусловленная территориальным соседством, взаимопереплетенной историей, этнокультурными контактами. Для нас это означает, что проблема осовременивания Тувы со всем ее культурно-ценностным багажом может и должна рассматриваться не как отдельная, уникальная. Подобная задача стоит и решается целым рядом регионов, и исследования ученых в этой связи представляют для нас огромный интерес.
Статья З. В. Анайбан посвящена современному положению нескольких регионов Южной Сибири: Горного Алтая, Хакасии, Тувы. Сопоставляя социально-экономические, демографические и другие показатели этих республик, этносоциолог пришла к выводу о том, что не смотря на появившиеся в последние годы позитивные тенденции, социально-экономическая ситуация в них продолжает оставаться тяжелой, особенно в Туве и Горном Алтае. Большинство население продолжает не жить, а выживать, пытаясь адаптироваться к новым условиям.
Взгляд тувинской ученой, ныне работающей в Москве, по-моему, примечателен тем, что она, досконально зная специфику жизни Тувы, поднялась в анализе до уровня сравнительного рассмотрения жизни и ее соседей, рисует в работах последних лет картину положения всего южносибирского региона. Тем самым в трудах одного взятого исследователя тувиноведение обогащается сравнительными методами, расширяется новыми материалами.
Так, наша ключевая рубрика началась с презентации нескольких точек зрения на суть и проблемы модернизации в масштабах всей страны, всей Евразии. Теорию модернизации можно не принимать, можно критиковать, однако в любом случае важна дискуссия по поду судеб нашей страны.
Для тувиноведения это демонстрирует необходимость и возможность подобных дискуссий о сути, проблемах и перспективах модернизации в конкретном регионе - Туве. Не секрет, что определенная часть ученых-тувиноведов не считает возможным говорить о модернизации в республике, предпочитает использовать иные термины, иные понятия, опираться на другие теории, характеризуя положение дел и перспективы общественного развития. Но от использования других слов суть дела не меняется. Регион стоит перед задачей развиваться и как это можно делать, что необходимо для того, чтобы реформирование не повторяло прежних ошибок силовой мобилизации. Посему мы приглашаем на наши страницы и приверженцев теории модернизации, и ее критиков.
Какие вопросы в целом ныне волнуют тувинскую общественность, не только ученых? Что может сближать науку и общество для решения насущных проблем развития Тувы? Эти и другие проблемы вынесены в отдельную рубрику «Время перемен», в которой мы освобождаем фантазию авторов от жанровых рамок и представляем стенограммы и отчеты по дискуссиям, размышления по поводу встреч, интервью.
В этом номере вниманию читателей предлагается беседа с директором ТИГИ К. А. Бичелдеем, в которой политик-ученый рассказывает о новых задачах, масштабах работы научно-исследовательского института, изучающего духовную культуру тувинского народа. Информационный вакуум, в котором долгое время находился институт, можем считать, теперь преодолен и с момента открытия своего сайта ТИГИ станет открытым для мира.
Редактору журнала довелось побывать на двух мероприятиях в ТИГИ в мае этого года: рабочей встрече ученых с заместителем председателя правительства РТ А. П. Дамба-Хуураком и заседании философского клуба, посвященного обсуждению религиозных ценностей Тувы. Обсуждения первой встречи побудили написать дискуссионную статью о социальной роли гуманитариев и в целом состоянии социальных наук республики. Беседа, состоявшаяся на заседании философском клубе, отражена в виде обзора.
2009 год в Туве объявлен Годом игила - двухструнного смычкового инструмента. Этот факт побудил нас вынести материалы двух тувинских ведущих этномузыковедов, авторитет которых признан не только в Туве, но и далеко за ее пределами, в отдельную рубрику. В. Ю. Сузукей беседует с редактором журнала о своем научном творчестве, представляя настоящую эволюцию ученого, а также рассуждает о наболевшем в сфере тувинской традиционной музыки. З. К. Кыргыс пишет о лечебных свойствах звуков тувинского горлового пения и игила.
Как я уже упоминала выше, наша ключевая рубрика посвящена теории модернизации. Однако, внимание к определенной теории, не означает игнорирование иных подходов. Функционирование современного мира обусловлено огромным числом факторов, взаимодействие которых весьма сложно и результаты чего порой не могут предсказать даже самые именитые ученые. В этой ситуации социальная и гуманитарная мысль мира и России напряженно ищет и формулирует новые научные подходы. Этот поиск сам по себе интересен и может побуждать к подобной работе и тувиноведение. Поэтому мы ввели рубрику с названием «Новый мир - новые подходы». В этом номере мы представляем работы ведущих ученых Московского гуманитарного университета - Н. В. Захарова о тезаурусном подходе в гуманитарных науках и А. В. Костиной о современных аспектах изучения этнической культуры. Полагаю, что данные работы будут особенно интересны для литературоведов, культурологов, этнографов.
Чрезвычайно важны для современного тувиноведения, которое обращено к поискам традиционных ценностных оснований жизни тувинцев как кочевого народа, в целом исследования жизни номад центральноазиатского региона. При этом имеют одинаковую ценность и исследования древней истории, и новые изыскания о судьбах кочевников в ХХ, ХХI веках. Территориальный охват наш также имеет широкий спектр. Мы учитываем приверженность ученых-номадоведов разным научным школам, направлениям, подходам, использование ими разных терминов в обозначении даже самого крупного ареала проживания номад континента. Посему мы попытались сформулировать наиболее общее название для подобной рубрики - «Номады азиатского континента», в которой сейчас представляем несколько статей и в ближайшее время надеемся увидеть также других известных специалистов.
Московский ученый монгольского происхождения А. С. Железняков реабилитирует наследие средневековых ученых лам, мыслителей Монголии, в трудах которых как мировая история, так и история самой Монголии предстает не менее сложной и интересной, чем у западных мыслителей того же времени.
В унисон звучат статьи казахского исследователя А. Кодара, и бурятского-тувинского ученого Н. В. Абаева о сути тенгрианской религии, бывшей стержнем культурной, духовной жизни кочевых народов центральной Азии.
Также Н. В. Абаев пишет о необходимости в современных геополитических условиях выработки такой культурно-образовательной стратегии России в приграничных районах, которая бы позволила с наименьшими потерями для национальной безопасности взаимодействовать с культурным наследием восточно-азиатской конфуцианской цивилизации, а также и западно-азиатской мусульманской цивилизации, которые в последнее время ведут активное наступление на Российско-Евразийскую цивилизацию.
В статье казахского исследователя А. Г. Каирбековой из Казахского национального педагогического университета им. Абая представляется философский взгляд на сущность, функции и формы существования в казахской культуре фольклора, который автор интерпретирует как устные тексты, как народную книгу.
Непосредственно Тува и ее население находятся в центре внимания исследователей, работы которых мы объединяем в рубрике «Тува вчера, сегодня, завтра». Здесь вы можете прочитать и исторические работы, и этнографические, и культурологические, и религиоведческие, и политологические и пр. Фактически это рубрика представляет основные достижения тувиноведения на сегодня.
А. К. Кужугет в своей статье рассматривает проблемы исследования культуры Тувы в контексте исторических культурных связей тувинцев с другими родственными и соседними народами Востока, а также изучения опыта «постмодернизации» с целью применения его в современной тувинской культуры.
В. Ю. Сузукей в данной рубрике выступает не столько как этномузыковед, сколько как культуролог. В своей статье об особенностях восприятия тувинцами категорий пространства и времени ученая не просто фиксирует категории мышления, увязывая их с языковыми формами, но и фактически ставит вопросы методологии исследования культуры, так как определенные аспекты культуры невозможно раскрыть методами, подходами иной культуры, стоящей порой за конкретным исследователем.
Историк Н. М. Молеров возвращает нас к временам становления национального государства Тувы, 1920-м годам, к периоду, который советская историография называла «народной революцией». По мнению ученого, новый взгляд, освобожденный от идеологических догматов, позволит нам лучше разобраться в истории и отделить правду от мифа.
Р. Ш. Харунов также обращается к истории, к 1930-м годам, когда в Тувинской народной республике происходили бурные процессы строительства национального государства. В числе прочих проблем стояла и кадровая - нужны были национальные кадры, которые могли бы быстрее донести до масс новые идеи социалистического строительства. Однако, так как плановое замещение кадров по национальному признаку противоречило интернационалистическим идеям Советской России и ТНР, сам этот процесс - «коренизация» - умалчивался и не исследовался.
Еще один ученый ТИГИ М. С. Байыр-оол специально для нашего издания подготовил статью о биографии С. К. Тока - ярчайшего политического деятеля Тувы советского времени, руководителя республики 1930-1970-х годов. Будучи неординарной личностью, жившей в переломные годы страны, региона, Тока представляет собой интереснейший персонаж для научных изысканий о роли личности в истории, а также об обратной роли истории в жизни отдельного человека. Мы уже пережили разные этапы общественного развития, когда сначала Току воспевали, затем - хулили, ныне - снова славим. Однако, только взвешенный научный подход может учитывать разные стороны жизни большого политика.
Нынешний год знаменателен для научной жизни республики тем, что один из старейших культурно-просветительских и научных центров Тувы - Национальный музей им. Алдан-Маадыр отмечает свое 80-летие. Чтобы отметить этот юбилей в нашем журнале, мы сделали еще одну специальную рубрику и представляем в ней статьи об истории создания музея, наиболее интересных его проектах и направлениях в целом. В сентябре в музее состоится Международная научно-практическая конференция «Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование». Дирекция музея любезно предоставила нашему изданию материалы конференции - статьи своих сотрудников, а также статьи, присланные учеными из других научных центров Тувы, других регионов России, зарубежья. Спецрубрика эта выйдет также и в следующем номере (№ 3) с наиболее интересными материалами конференции.
Тувиноведение сконцентрировано не только в Туве, ученые, исследующие нашу республику, ее население, культуры, ресурсы, работают в разных регионах страны, мира. Соответственно наша рубрика «Тувиноведение в Интернете» будет полезной для всех, так как будет рассказывать об имеющихся во всемирной сети адресах научных центров, отдельных ученых, базах данных. В этом номере обзоры своих сайтов дают: Национальных музей РТ (автор - один из авторов концепции сайта, его редактор У. Б. Нурзат), и французская база данных по этнографии, антропологии и истории народов Сибири и Монголии, созданная по инициативе Центра монгольских и сибирских исследований при Высшей школе практических наук в г. Париже (автор статьи - один из редакторов сайта К. Пименова).
«Читаем, размышляем» - рубрика о книжных новинках, в которой публикуются краткие сообщения самих авторов, обзоры, рецензии. Вы можете ознакомиться с рецензией на монографию В. Ю. Сузукей «Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии», написанную московской коллегой Е. А. Сердюк. На книгу редактора журнала - «Тува между прошлым и будущим» (М., 2008) поступило несколько рецензий, из которых мы публикуем сейчас совместный отзыв О. М. Хомушку и Н. В. Абаева, а также текст письма Ш. В. Кара-оола.
Рецензия калмыцкого коллеги Ю. Оглаева посвящена работе ученых В. Б. Убушаева и К. В. Убушаева о трагедии калмыцкого народа - депортации 1943 года. Презентация труда состоялась в Калмыцком государственном университете в декабре 2008 года. И само издание, и отзыв на нее - непосредственно не связаны с Тувой, однако, мы публикуем текст, считая необходимым присоединиться к коллегам, к братскому народу и воздать дань памяти погибшим в то страшное время. Проблема депортации стала для науки Калмыкии одной из центральных тем для изучения и мы поддерживаем ее, считая, что опыт изучения многих ее аспектов (насильственные переселения, культурно-антропологические травмы и пр.) важен для тувинской науки. Помимо этого нас привлекло в рецензии то, что она написана не «дежурно», как обычно бывает у загруженных делами ученых, когда важно ухватить только главное и обозначить основные пункты. Практически это была большая аналитическая статья, которую пришлось к тому же сократить. Автор не просто прочитал работу коллег, он полемизирует с ними, вступает в диалог, продолжает их мысли. Это, на наш взгляд, один из примеров того, как неравнодушно изучается научная книга коллеги, какой полезной она может быть для других, сколько эмоций может вызвать и как побуждает к дальнейшим поискам истины.
Как-то один из крупных ученых сказал, что научные конференции являются одним из самых бесполезных времяпрепровождений. Он имел в виду тот факт, что многие коллеги - специалисты в одной области - хорошо знакомы с трудами друг друга и порой не любят терять время на слушание докладов с известными им темами. Определенный профессиональный цинизм, конечно, имеет место быть, помимо обычной пассивности части ученых. Наша позиция в этом вопросе такая: встречи ученых всегда очень продуктивны. Поэтому любое научное мероприятие (конгресс, симпозиум, конференция, семинар, круглый стол и пр.) для нас интересны, если они проводятся не для «галочки», а для общения и обмена опытом. Рубрика «Научное сообщество», которую мы задумали, содержит в себе информации, обзоры, аналитику по итогам подобных встреч.
И последняя рубрика номера «Край голубых рек» отдается для творческого самовыражения ученых и не только их, для всех желающих, кто хочет и может написать о Туве. Порой несколько строк своими художественными средствами могут передать больше о культуре и жизни народов республики, чем несколько тяжелых томов научных трудов.
Мы предлагаем вниманию наших читателей два текста: один - взгляд на Туву из далекого зарубежья, другой - взгляд на уже далекое прошлое жителя самой республики. Первый текст - отрывок из уже ставшего легендарного произведения «В Туву любой ценой!» американского педагога, писателя Ральфа Лейтона. Он и его друг - всемирно известный физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман - как-то в конце 1970-ых годов загорелись желанием узнать о загадочной стране Туве, а, собирая по крохам информацию о ней в библиотеках США, замыслили поехать туда... Перевод текста сделала Д. И. Оюн.
Второй текст - тоже отрывок из большого произведения - еще неизданной рукописи романа врача А. М. Ламажаа «Дороги Серебряных шаманок». Само художественное произведение посвящено судьбам представителей одного из шаманских родов Тувы. Действие начинается в 1940-ые годы. Перед читателем разворачивается панорама жизни Тувы ХХ века с переводом кочевников на оседлость, с трудностями адаптации, с переменами в жизни тувинцев в 1990-ые годы. На этом фоне происходят изменения и в жизни главных героев: трагически погибшей Сереброголовой шаманки, ее внучки Чаянмы, полюбившей шамана с Байкала, их сына Саната, оказавшегося Китае, затем в Тибете. Автор переплетает реальную историю с мистическими мотивами, представляя знакомые нам события в ином свете, в том числе раскрывая тайну крепости Пор-Бажын...
В публикуемом отрывке содержится рассказ о свадебном обряде (свадьба младшей сестры Сереброголовой шаманки - певицы Таны, тети главной героини Чаянмы, которая на тот момент была еще пятилетней девочкой), бытовавшем у южных тувинцев в период незадолго до перевода на оседлость. Все описано по детским воспоминаниям писательницы, потому текст, считаем, интересен с этнографической точки зрения.
Надеемся, что номер будет и полезен, и интересен для всех его читателей. Мы принимаем не только ваши статьи в новые номера, а также и обзоры, отклики на уже опубликованные выпуски. Будем признательны, если желающие сделают обзор по первому выпуску и пришлют его нам. Что вам было интересно, что, вы считаете, пригодится для работы, что показалось неважным, бесполезным? Пишите нам.