Аннотация: В статье говорится о первом директоре тувинского музея - В. П. Ермолаеве, подвижнике музейного дела, фотографе, писателе, внесшим значительный вклад в историю культуры Тувы.
Ключевые слова: музей, фотография, Ермолаев, Тува, эпоха, литература.
Writer and regional specialist
M. P. Tatarintseva
Abstract: Article tells about the first director of the Tuvan museum - V.P.Yermolaev, the devotee of museum business, photographer, writer, who brought considerable contribution into a cultural history of Tuva.
Keywords: museum, photo, Yermolaev, Tuva, epoch, literature, history.
Мемуарный жанр, к сожалению, слабо развит в Туве, хотя воспоминания, дневники уходящего поколения поистине бесценны для изучающих историю, культуру и литературу края. «Живой человек на фоне эпохи» (К. И.Чуковский) лучше всего помогает читателю понять и саму эту эпоху, ушедшее время и саму эту эпоху. Ушедшее время, и людей, которым тогда довелось жить. Да и в Туве в прошлом веке жило немало людей интересных, ярких людей, о которых мы знаем очень мало или совсем не знаем ничего.
Одним из таких деятелей культуры Тувы, стремившихся запечатлеть уходящее время, сохранить его лицо для потомков, был известный в Туве писатель и краевед Владимир Петрович Ермолаев (1892 - 1982). На мой взгляд, это недооцененная по заслугам фигура в истории, культуре и литературы Тувы. Многое повидавший на своем долгом веку, В.П. Ермолаев более всего признавал вечные ценности, поэтому в столь сложное время - эпоху войн, революций, «великих переломов» и жесткого тоталитарного режима он сумел прожить достойно, не суетясь, не меняя своих взглядов в зависимости от решений последнего съезда партии, но как бы внутренне руководствуясь известной мудростью: «Делай, что должно, и будь, что будет».
Многие в Туве знают В. П. Ермолаева как замечательного фотографа, сделавшего за полвека насколько тысяч фотографий - от Тувы феодальной до Тувы социалистической. Пожалуй, без его фотографий у многих периодов истории Тувы вообще не было бы видеоряда. Но мало кто знает, с чего началась у него эта любовь к фотографии.
В 1910 году восемнадцатилетним юношей В. П. Ермолаев приезжает из сибирского села в Красноярск и поступает на службу в местный краеведческий музей. А в 1913 году в Красноярске побывал великий полярный путешественник Фритьоф Нансен, который совершал путешествие по Сибири. Нансен не мог не побывать в местном краеведческом музее. Он сам в молодости работал хранителем в зоологическом музее.
Сейчас трудно сказать, чем привлек его внимание молодой музейный работник, но Нансен подарил В. Ермолаеву фотоаппарат - вещь по тому времени редкую и дорогую. (Он до сих пор, по свидетельству внука В. П. Ермолаева, хранится в доме как семейная реликвия).
С этого момента и началось страстное увлечение Ермолаева фотографией, определившее всю его дальнейшую жизнь.
В том же 1913 году В. П. Ермолаев в составе почвенно-ботанической экспедиции академии наук впервые посетил Туву. В этой экспедиции он исполнял обязанности фотографа. Много десятилетий спустя, уже в 60-е годы, В. П. Ермолаев описал это путешествие в неведомый край в цикле очерков «Давно это было», напечатанных в альманахе «Улуг-Хем».
Впечатления от путешествия, подкрепленные фотографиями и дневниковыми записями, ничуть не потускнели в памяти рассказчика и у читателя они до сих пор вызывают живой интерес, особенно у тех, кто живет в Туве, любит ее. Живая связь времен!
В 1916 году В.П.Ермолаев переезжает на постоянное жительство в Туву, сохраняя на какое-то время деловые связи с красноярским музеем. И тут следует рассказать еще об одной странице истории и культуры Тувы, связанной с именем этого человека - организации краеведческого музея в Туве - нынешнего республиканского музея им. 60-ти богатырей.
После обретения государственной самостоятельности в 20-е годы в Туве наблюдался всплеск интереса к истории края, в то время совершенно неизученной. Энтузиастами в 1925 году был создан «Кружок урянхаеведения», члены которого собирали различные находки и реликвии, связанные с прошлым Тувы.
В. П. Ермолаев спустя многие годы вспоминал, что одним из толчков, стимулировавших создание государством краеведческого музея, было решение собрания аратов Тандинского кожууна в 1928 г. о конфискации имущества покойного феодала Идам-Сюрюна в пользу государства и передача ценных предметов, посуды, одежды, обуви, предметов домашней утвари и личных вещей феодала в будущий музей. Сам Ермолаев был свидетелем этого события.
В 1929 году вышло постановление правительства ТНР «О создании Тувинского государственного музея», тем самым любительское краеведение было переведено на профессиональную основу. (Надо отметить, что музейщиков-профессионалов да и вообще историков в Туве в ту пору не было, их просто не успели подготовить.)
Государственный музей имел два отдела - истории и природы .
Возглавил работу по созданию музея самый опытный тогда в Туве (и единственный, имеющий опыт работы в музее) В. П. Ермолаев. Он был назначен директором музея. Чтобы пополнить музейный фонд экспонатами, Ермолаев был командирован в Москву и Ленинград почти на полгода.
Он проделал огромную организационную работу: посещал музеи, беседовал с учеными, рассказывал о Туве, об организации там музея. Его энтузиазм краеведа, умение убеждать увенчались успехом: ему удалось получить уникальные экспонаты из Исторического музея, Государственного музея им.Ленина, зоологического, минералогического музеев, книжных издательств, других источников. Множество картин русской и зарубежной живописи, фотографий, книг, предметов старины, чучела животных и птиц, коллекция минералов щедро были переданы Россией для вновь организуемого музея в Туве. Все экспонаты вместе с самим директором отправились в путь до Абакана поездом, а затем санным обозом в Туву.
Создавая в Туве музей, занимаясь всю жизнь фотографией, работая в жанре мемуаров, В. Ермолаев стремился запечатлеть уходящее время, сохранить его в памяти людей подлинным, неискаженным. Музейный работник - хранитель времени. Хуже всего для поколения потеря памяти. Но нельзя фальсифицировать тысячи фотографий (хотя их можно уничтожить), подделать музейные экспонаты - они тоже объективные свидетели ушедшего времени. Та же потребность - запечатлеть в слове ушедшее время, поделиться увиденным и пережитым с последующими поколениями - побудила В. Ермолаева взяться за перо.
Он уже имел опыт работы журналиста в газете «Красный пахарь» (позже она называлась «Вперед», выходившей в 1920-30 -е годы, а с 1942 года это газета - «Тувинская правда»). Однако первые литературные опыты - очерки, рассказы - относятся к 50-м годам, когда автору было уже под шестьдесят. Позже, в 60-е появляются его повести «Элескей», «Где золото роют в горах», «Зарницы», пробует он себя и в поэзии. По мотивам тувинской народной легенды им написана прелестная поэма-сказка о добре и зле, любви и зависти - «Легенда о Саине», вышедшая отдельным изданием.
Любимые персонажи писателя, обычно его современники, чаще всего могут сказать о себе: «Не герой, конечно, а все ж кой-чего повидал».
Писатель В. П. Ермолаев, обращаясь к историческим событиям в Туве, не ставил перед собой задачу широкого, панорамного изображения «всех и вся», его стремления более скромны, локальны. Его интересуют варианты человеческих судеб в переломное время, история в человеке, а не человек в истории, как это бывает у многих авторов, пишущих на исторические темы. Ермолаев показывает нравственные аспекты поведения людей, волею обстоятельств выбитых из привычной жизненной колеи. Об этом повести «Где золото роют в горах», «Элескей», рассказы «Темнота», «Дед Игнаша» и др.
Чувство стиля, вкус к точному, выразительному слову, отличное знание изображаемого материала, мастерство психологических характеристик, а главное, отсутствие идеологических штампов, ложного пафоса - все это продлевает жизнь документальным и художественным произведениям Ермолаева, не позволяя им морально устаревать.
Историкам и краеведам нужно чаще перечитывать эти произведения, настолько они точны, выразительны и прекрасно дополняют книги знаменитых ученых и путешественников, которые бывали в Туве столетие назад и благодаря которым сформировались наши представления о Туве конца XIX - начала XX века.
В свое время государственный деятель С. К. Тока сказал об В. П. Ермолаеве коротко, но емко: «Не участник, а только свидетель событий». Конечно, в словах политика содержалось неодобрение такой позиции свидетеля, отстраненного наблюдателя. Но время показало, что именно некоторая отстраненность, даже аполитичность автора, умение дистанцироваться от идеологической, политической суеты, сохранила художественную свежесть его произведений, не позволила им попасть в число многих и многих литературных анахронизмов, которые по этой причине (излишняя заидеологизированность) уже невозможно воспринимать как произведения искусства, а рассматриваются они лишь как факт литературной жизни определенной эпохи, т.е. интерес представляют только для историков литературы.
Приведенные нами некоторые факты биографии В. П. Ермолаева раскрывают обе ипостаси этого незаурядного человека - краеведение и литература. Становятся понятными особенности его мировоззрения, писательская и человеческая индивидуальность, жизненные истоки его излюбленных литературных тем и персонажей. Девизом же самого писателя были слова: «Смотреть в будущее и делать людям добро».
В следующем, 2012 году исполнится 120 лет со дня рождения В. П. Ермолаева. Из девяноста лет своей жизни почти шестьдесят он прожил в Туве. Его вклад в краеведение, литературу и культуру Тувы трудно переоценить. Как человек скромный, интеллигентный он не требовал общественного признания, наград, всего, что многие его современники торопились получить при жизни. Его заслуги предстоит оценить нам. Было бы хорошо переиздать лучшие его произведения, выпустить альбом фотографий Тувы разных лет, сделанных мастером, а музею - заполучить от наследников бесценный архив исторических и литературных материалов писателя и краеведа, установить мемориальную доску.
100-летие В.П.Ермолаева прошло почти незамеченным, слишком бурные события происходили в 1992-м. Пора спокойно и объективно воздать должное этому человеку, а не уподобляться Иванам, родства не помнящим.