Аннотация: В статье описываются малоизвестные стороны деятельности и интересов И. Г. Сафьянова, одного из основателей тувинской государственности. Деятель предстает и как меценат науки, краевед.
Ключевые слова: Сафьянов, история, краеведение, меценат, фотографии, Кон, ТНР.
Innokentiy Safianov – a politician, philanthropist and a regional ethnographer
A.K. Kuzhuget
Abstract: Article describes unrenowned aspects of activities and interests of I.G. Safianov, a co-founder of Tuvan statehood. Politician reveals as a patron of science and a regional ethnographer.
Keywords: Safianov, history, regional ethnography, philanthropist, photographs, Kohn, PRT.
Иннокентий Георгиевич Сафьянов — личность легендарная уже потому, что именно он предложил 17 августа 1921 года на съезде всех хошунов заменить старое название Тувы — Урянхай — на Танну-Тува улус (ТНР): «Идя навстречу желаниям съезда, Сафьянов вносит следующие предложения: заменить наименование «Урянхай, урянхи», как их называют монголы и китайцы, наименованием Танну-Тува улус, как они сами себя называют» (Научный архив ТИГИ. Д. 37. Л.336). А город Белоцарск на X съезде русской колонии 16 сентября 1920 года – на город Красный: «Я внес предложение переименовать Белоцарск в город Красный (по-тувински: Кызыл) и съезд это утвердил единогласно» (Научный архив ТИГИ. Д. 37. Л.159).
Даже этих двух эпизодов из жизни И. Сафьянова вполне хватило бы для того, чтобы жители Тувы навсегда вписали его в список своих национальных героев! Известен также и следующий факт: на четвертом заседании съезда хошунов 16 августа 1921 г. «председатель съезда Буян-Бадорху закрывает съезд следующими словами: «От имени всех представителей нашего народа приношу глубокую благодарность великой Советской России, которая в лице особоуполномоченного Сафьянова помогла нашему народу Танну-Тувы объявить себя самостоятельным, независимым народом. Этого мы добивались много лет, борясь со всеми хищниками, которые пытались поработить и уничтожить нашу самобытность» (Научный архив ТИГИ. Д. 37. Л. 344).
Такова была оценка деятельности Иннокентия Сафьянова в 20-х годах, однако по прошествии почти столетия отношение к нему в Туве менялось. Это было связано, в первую очередь, по-видимому, с политикой коммунистической партии СССР, поскольку по социальному происхождению он был купцом — значение его деятельности в Туве преуменьшалось или вообще замалчивалось.
Об И. Сафьянове слышали все, кто живет в Туве, но мало кто знает о нем все достоверно, поскольку имя это упоминается вскользь, между прочим, и практически никогда никто не читал полностью все, что он написал о своей работе в Туве в начале XX века.
Очень известным меценатом, как в Минусинске, так и в Туве был отец Иннокентия — Г. П. Сафьянов, о котором Н. Ф. Катанов писал: «о Минусинском купце Георгии Павловиче Сафьянове, издавна торгующем в Урянхайской земле, знают все путешественники, напр., Адрианов, Райков, Островских и многие другие, бывшие в долинах Кемчика, Бей-кема, Улуг-хема, Хуа-кема и их притоков и пользовавшиеся, как и автор книги, и его гостеприимством, и его обширными сведениями об урянхайцах и их земле; музеи Томского университета и Минусинский обогатились его пожертвованиями; некоторым путешественникам он любезно доставлял и материальное содействие к достижению научных целей по исследованию Сев. Монголии и ее населения» (Катанов, 2007: 539). Только перечисление экспонатов музея Томского университета, пожертвованных Г. П. Сафьяновым, занимало несколько страниц (Флоринский, 1888: 142–145). По утверждению Ф. Я. Кона, Георгий Сафьянов был членом Восточно-Сибирского отдела ИРГО и сотрудником его экспедиции (Кон, 2007: 278). Регулярно помогали ученым и сыновья Георгия Павловича, в том числе и И. Г. Сафьянов. На обороте фотографии Ф. Кона написано: «Дорогим и глубокоуважаемым Наталии Степановне (первая супруга И. С. — А. К.) и Иннокентию Георгиевичу Сафьяновым от благодарного «Фирика». Джержарик 31 Августа 1902 года. Феликс Кон».
Кроме соблюдения им многолетней и давней традиции семьи помогать материально всем русским путешественникам — ученым, известно также, что И. Сафьянов оказывал финансовую поддержку газете «Минусинский листок».
Писать о Туве Иннокентий Сафьянов начал очень рано, сохранились его статьи в различных сибирских газетах 1910-1912 гг. о жизни тувинского народа, о его историческом прошлом и о традициях. Всю свою жизнь, даже после того, как он вынужденно навсегда покинул Туву, он думал и писал о ней.
Приведем несколько цитат из ранних работ. В статье «Этюды о Сойотии» он писал: «пятьдесят тысяч сойотского народа /тува улуса/ живут на площади в 200.000 кв. верст. Конечно им не тесно, да они и не любят стеснять себя: в их поселках/аллах/ редко бывает более десяти юрт /уг/.
Каждая волость /суму/ кочует в пределах известной местности, строго соблюдая границу соседней; у каждого рода есть излюбленные места, на которых он меняет свои кочевья/ чурт/ четыре раза в год. Обыкновенно так: весной — это долины больших рек, летом — северные склоны хребтов с их тенистыми лесами и холодными горными речками. Осенью широкие степи с многочисленными ключами /кара-сух/ и солончаковыми озерами, а зимой — южные, безлесные склоны каменистых гор. Несмотря на обилие земли, она вся разделена между отдельными округами /хошун/ и волостями. Это наводит на мысль, что раньше простору здесь было меньше, население было гораздо многочисленнее и несравненно богаче, о чем также красноречиво говорят громадные, теперь заросшие оросительные канавы /бугу/ и обширные пощади расчищенной от камней пахотной земли.
Свою родную землю /чуртум/ народ считает своею собственностью и только местные чиновники /тужметтеры/, получающие от Китая чины и награды, стараются уверять себя и других, что земля китайская и сойоты — китайские подданные…. Каждое общество /чон/ управлялось своим старшиной /дарга/ другого начальства над собой не знали. Землю пахали обществом, канавы проводили так же, на промысел ходили артелями. Скот и другое имущество, хотя и делилось между отдельными хозяевами, но обедневший /чудаан/ мог смело просить себе надел у богатого /бая/ и всегда получал его как должное» (Научный архив ТИГИ. Д. 81. Л. 10- 11).
Интересны рассуждения И. Сафьянова об искусстве тувинцев: «Как это не странно может быть, но поэзия в жизни малокультурного сойотского народа занимает очень видное место. Уже рано утром, даже в убогой юрте бедняка вы слушаете звуки песни, то грустные, тоскующие, то игриво веселые — это поет, подметая свою юрту хозяйка ее. При первых лучах восходящего солнца льется и замирает в степной дали заунывная песнь молодого сойота — поехал собирать свое стадо и поет. Очень часто голодный, жестоко обиженный, он все же поет и в печальных звуках своей песни находит забвение в обиде и голоду.
В долгие осенние вечера молодежь, сидя около огня в юрте, слагает новые песни; каждый старается спеть лучше, а старики слушают и оценивают по достоинству каждого певца и его песню. За стеной юрты бушует холодный ветер, падают первые крупинки снега, молодежь восторженно поет о прошедшем лете, о веселой поре — уборке хлеба, когда после трудового дня все они веселые и сытые устраивали игры, боролись и шутили» (Научный архив ТИГИ. Д. 81. ЛЛ. 38-39).
В статье «Урянхай. Его прошлое, настоящее и будущее» в главе Историческое прошлое И. Сафьянов писал: «Несколько столетий они (урянхи. — А. К.) были под властью китайских богдыханов и только в 1912 году им удалось сбросить с себя ненавистное иго. Это вековое рабство оставило, конечно, глубокие следы на психологии маленького народа, почти уничтожила его общественность, но все же остатки прежней первобытной коммуны еще и сейчас рельефно выступают на бледном фоне его несложной жизни. Еще и сейчас у них существуют звероловные и рыболовные артели, общественные вспашки, есть также общественные стада овец, скота и лошадей. При выборах на все общественные должности строго выполняется выборное начало» (Научный архив ТИГИ. Д. 81. Л.2). Иннокентий Сафьянов говорил: «У меня большой материал по истории Урянхайского края, моими работами пользовались исследователи Урянхая Ф. Я. Кон, профессор Соболев, А. В. Адрианов и много других» (Научный архив ТИГИ. Д. 81. Л.55).
Мало кто видел фотоархив Иннокентия Георгиевича Сафьянова. А это более двухсот уникальных снимков, большая часть которых хорошего качества, поскольку они очень бережно хранились в семье. В большинстве своем это фотографии Феликса Яковлевича Кона 1902-1903 гг., с которым он тесно общался и дружил. Многие фотографии уже печатались, однако огромную историческую и культурологическую ценность представляют комментарии как автора снимков, так и И. Сафьянова. Вскоре они будут изданы вместе с комментариями.
Большинство фотографий подписаны тем же почерком и теми же чернилами, как в тексте на фотографии, подписанной Ф. Коном, о которой уже упоминалось выше. Поэтому мы предполагаем, что все они были подписаны Феликсом Яковлевичем и подарены И. Сафьянову. Вторые надписи на оборотах фотографий значительно более поздние (используется термин «тувинцы»), и отличаются они ярко выраженной советской направленностью (т.е. в более позднее время) — написаны И. Сафьяновым. Их значимость определяется точным знанием конкретной местности и судьбой известных людей, в первую очередь, тувинцев, с нею связанной. Эти сведения крайне важны, поскольку, как известно, в годы репрессий много информации о людях было засекречено.
Надо отметить, что в большинстве случаев тексты этих двух замечательных людей взаимодополняют друг друга, это своеобразный диалог через время, поскольку первый текст написан, по всей видимости, в 1903 году, а второй — в то время, когда Тува была автономной областью, то есть, в промежутке между 1944 и 1957 (годом смерти И. П. Сафьянова).
Из большой коллекции уникальных фотографий отобраны наименее известные, касающиеся жизни русского населения в Туве.
1. «Усинские староверы в молитвенных костюмах» / «Старожилы супруги Черепановы — «беспоповцы»
2. «Жители Сейбинского заселка» / «Русские колонисты-староверы австрийского толка»
3. «Перевозка пойманного марала по реке Усу»;
4. «Момент привоза живьем пойманного марала» / «В поселок Моховский привезли марала, пойманного по ключу Тэпсэль»
5. «В гостях у русского путешественника — исследователя Урянхая» (Ф. Я. Кон)
6. «Президиум русско-тувинского съезда в 1910 году. Царские чиновники и тувинские начальники»
7. «Перед палаткой русского купца на реке Кадын» / «Купец Кузнецов и его клиенты на пути в Самгалдай Курэ»
8. «Сжигание лопатки» / «Поселок Байхак Подхребтинского района. Влияние шаманизма на русских колонистов.
Колонист попросил погадать шамана о своих украденных лошадях. Шаман или хам охотно (конечно за плату) сжигает баранью лопатку и по образовавшимся на ней трещинам предсказывает благополучный исход в поисках уведенных лошадей. Русский доволен!» (Вот образец двойного комментария);
9. «Стан «гробокопателя» на реке Бегре, в местности Мунгаш-джирик» (Почерк неизвестного. — А. К.) / «Палатка исследователя археологических древностей Танну-Тувинской страны А. В. Адрианова»
Один только просмотр этих уникальных фотографий, преимущественно 1902-1903 гг., дает крайне важную информацию об образе жизни русских в Туве, их тесных взаимоотношениях с местным населением, о том, как адаптировались они к жизни в новых для них условиях, как создавали новые традиции, в частности, по разведению диких маралов в условиях неволи.
Таким образом, думается, что Иннокентий Сафьянов или Эккендей, как с любовью называли его тувинцы, это безусловно, удивительный, талантливый человек, патриот Тувы. Знакомство с его творческим наследием многим людям, интересующимся нашей историей, еще предстоит.
Список литературы:
Катанов, Н. Ф. (2007) Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Урянхай. Тыва дептер. М. Т. I.
Флоринский, В. М. (1888) Археологический музей Томского университета. Томск.
Кон, Ф. Я. (2007) Усинский край // Урянхай. Тыва дептер. М. Т. IV.
Скачать файл статьи