Аннотация: текста доклада директора фестиваля «Устуу-Хурээ», директора Тувинской государственной филармонии на «круглом столе» «Этнотуризм как фактор развития территории» в рамках II Международного туристического форума «Тува: перекресток дорог и культур» (г. Кызыл, 6 апреля 2012 года).
Ключевые слова: Устуу-Хурээ, Тува, фестиваль, туризм, культура.
A status and prospects of organizing the cultural events as exemplified by the "Ustuu-Khuree” International festival of live music and faith
I. D. Dulush
Abstract: A report by the Director of the "Ustuu-Khuree” Festival, Director of the Tuvan State Philharmonic Hall at the round table "Ethnotourism as a factor of territory development” within the framework of 2nd International Touristic Forum "Tuva: An Intersection of Roads and Cultures” (Kyzyl, April 6, 2012).
Keywords: Ustuu-Khuree, Tuva, festival, tourism, culture.
Уважаемые друзья! Рад вас приветствовать на нашей земле.
Туву знали разведчики во все времена — китайские, японские, монгольские, императорской России. Очень хорошо знают Туву разведывательные отряды геологии, археологии, различных структур природопользования. А этнокультурную Туву открываем мы — здесь собравшиеся. Это достойная задача для нас — для тех, кто примет участие в развитии туризма республики.
Сегодня уникальное историческое событие. Потому что впервые Тува открывается официально, с участием власти Тувы и России, для широкого потребителя услуг в сфере туризма. Все мы понимаем, что, открывая дверь Тувы, надо быть готовым к тому, чтобы достойно встретить гостей. На примере развития туризма на Байкале, Алтае и в Хакасии мы должны и обязаны максимально учитывать интересы тех, кто живет здесь на земле Тувы, учитывать менталитет местных жителей, не нарушать традиционный уклад жизни. Потому что современные жители городов не всегда понимают, что красивая природа — это, в первую очередь, пастбища и обитаемые места.
Это мое мнение. Оно сложилось с тринадцатилетним опытом проведения фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». На первом фестивале в 1999 году участников было 191 человек, все из Тувы, — 33 группы музыкантов. Постепенно количество участников и гостей увеличивалось, география расширялась. В 2010 году участников и гостей — 1600. Из них музыкантов из Тувы — около 200 человек, остальные — гости из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В 2011 году количество участников фестиваля насчитывалось 1200 человек.
Ежегодно на фестиваль приезжают 50–60 групп, которые в течение трех дней участвуют в конкурсе. Жюри работает в режиме гамбургского счета, состав неизвестен до начала конкурса никому. В жюри входят специалисты и известные музыканты-практики, прибывшие на фестиваль и согласившиеся на работу в составе жюри в день заезда.
В принципе формирования заложена бескомпромиссность и объективность работы жюри. Это очень ответственная и тяжелая работа. Для каждого из них это личный вклад в развитие профессионального исполнительства.
В оргкомитете фестиваля работают энтузиасты и практики-музыканты. «Гамбургский счет» ставит всех участников в равные условия. Нет VIP-музыкантов и начинающих. Играй здесь и сейчас, вживую. Каждый состав или музыкант имеет возможность быть услышанным. Для этого организовано две сцены. Конкурсная — в лагере проживания участников, для всех музыкантов, а на стадионе города Чадана — лучшие выступают для зрителей. На стадион прорываются только сильнейшие.
Фестиваль многожанровый. Здесь исполняется от классики и фольклора — до всех современных стилей, рок, авангард и т.д. Победители в номинациях получают дипломы.
Кроме музыкантов на фестиваль приезжают много отдыхающих семьями на личном автотранспорте. Мы с гордостью констатируем этот факт. Не только артисты, выступающие на сцене, многонациональны, представляют разные культуры и народы, но и зритель у нас многолик. И население маленького города Чадана имеет возможность окунуться в атмосферу большого многоликого международного фестиваля.
Что привлекает столько людей ежегодно в этот маленький город? Да, конечно фестиваль. Чем он отличается от других фестивалей, например «Белой воды» на Алтае, «Саянского кольца» в Шушенском? Это фестивали ради денег. Западный вариант. Бюджет астрономический, в отличие от нашего. Например, 7 млн рублей из бюджета министерства культуры Красноярского края в этом году было выделено на «Саянское кольцо», не считая финансовых вливаний от различных спонсоров. Эти вливания, как говорится, отрабатывать и отбивать. И поэтому на фестивале слишком много пива, это влечет за собой шумную и пьяную дискотеку молодежи. Поэтому «Саянское кольцо» очень похоже на многочисленные фестивали Запада. Ну, например, в Голландии. Там цель одна — выпустить пар, оторваться по полной и т.д.
На «Устуу-Хурээ» — строгий сухой закон. Это принципиальное требование. Играй, твори здесь и сейчас, в неизмененном состоянии ума.
Все эти нюансы фестиваля «Устуу-Хурээ» сложились благодаря теме восстановления храма Устуу-Хурээ.
Позвольте кратко изложить суть вопроса.
Храм Устуу-Хурээ — единственный проект тибетского храмового строительства на территории СССР. Храм был построен по личному указанию Далай-Ламы XIII-го с 1905 по 1907 г. личным архитектором Далай-Ламы Кундан-Тонме Ринпоче.
Храм уникальный. Стены храма из глинобита. Именно поэтому от храма остались стены во время разрушений в годы тоталитаризма. Остальные 27 буддийских храмов были построены по монгольско-бурятскому проекту из лиственницы. Они были разобраны и сожжены.
В восстановлении Устуу-Хурээ (Верхне-Чаданского Храма) большую роль сыграл наш земляк из Чадана Сергей Кужугетович Шойгу, который организовал фонд «Пор-Бажын», чьи средства в 2008 году были вложены в строительство копии храма, рядом со стенами старого. Стены оставлены в память о разрушениях.
Ежегодно во время фестиваля мы говорим: никогда нельзя разрушить храм. Не важно какой: буддийский или православный, мечеть мусульман. Это Храм. Идея реабилитации традиционных конфессий горячо воспринимается всеми участниками фестиваля. Среди участников много православных, католиков, иудеев, буддистов, поклонников Кришны, Бон-По, шаманизма, Тэнгри. Но фестиваль в то же время светский.
Мы говорим приезжим: да, мы верим в шаманизм, верим Будде, а вы кому поклоняетесь? Не все могут ответить сразу. Мы говорим: да, мы, тувинцы, знаем и чтим традиции сложившихся испокон веков. Горы, реки, озера имеют духов-покровителей, мы поклоняемся им, мы — дети природы. Да, говорим: мы дети Культегина, Субедея и дети тувинцев-добровольцев, которые сложили головы на Украине в Великой Отечественной войне. А вы чьи будете?
Самоидентификация всех и каждого — вот для чего мы проводим этот фестиваль. Чтобы наши дети знали, в какой большой стране мы живем. Как безграничен мир. Мы объясняем: всем надо учиться, парни служить в армии обязаны.
Мы за идею реабилитации традиционных ценностей всех народов. Каждый народ велик и все равны. Единство — в разнообразии. Для понимания этих простых вещей мы проводим этот фестиваль.
Устуу-Хурээ воспитал Буяна-Бадыргы, основателя Тувы как республики. В этом году отмечается его 120-летие. XIV фестиваль «Устуу-Хурээ» будет посвящен именно ему.
Если мы будем знать историю, чтить природу, возрождать и соблюдать свои традиции, уважать чужую культуру, то Тува будет жить и развиваться. И страна — будет.
Эта идеологическая «струна» фестиваля «Устуу-Хурээ», которая ежедневно и еженощно звучит во время тотального общения у костров в лагере проживания участников. И в этом ретрите мы уже четырнадцатый год.
Оргкомитет фестиваля — многорегиональный. Благодаря Интернету круглый год все мы на связи. Музыканты, продюсеры, программисты, журналисты — вот профессиональный состав оргкомитета. Среди них свободные художники, многие работают в государственных структурах. Все добровольцы. Фестиваль — благотворительный. Девиз оргкомитета — сотрудничество.
Мы успешно сотрудничаем с властью — местной и республиканской, с представителями духовенства, со всеми СМИ в Туве и за ее пределами. Фестиваль проходит под патронатом Председателя Правительства РТ Ш. В. Кара-оола. Все действия согласовываются с ламами. 64 разных СМИ — от Интернет-порталов, газет и телевидения Тувы и регионов — до федеральных были аккредитованы на прошлом фестивале 2011 года.
В культурную программу фестиваля входит традиционная борьба «хуреш», которая сохранила правила и порядок проведения неизменным с древних времен на территории Тувы и Монголии. Перед схваткой — ритуал Танца орла в традиционных одеяниях борцов, затем «стенка на стенку» без разделения на весовые категории. Победивший борец продолжает схватку, проигравший выбывает. В результате из 128 борцов в течение 2-3 часов определяется абсолютный чемпион.
Также в программе фестиваля — конные скачки, вид которых тоже сохранился только в Туве и Монголии.
В культурной программе, кроме посещения храма Устуу-Хурээ, обряд шаманов, подъем на высокогорное озеро Сут-Холь и гору Кызыл-Тайга, омовение в священном источнике Кеген-Булак (источник Богдо-Гегена).
В 2010 году все они — храм Устуу-Хурээ, источник Богдо-Гегена и конный подъем на озеро Сут-Холь — были объявлены Треугольником Богдо-Гегена, как объект этнокультурного туризма. Этот треугольник связан с приездом Богдо-Гегена в 1905 году, с целью исполнения указания Далай-Ламы XIII — определить место строительства Верхне-Чаданского монастыря (Устуу-Хурээ). Богдо-Геген освятил источник, поднялся на гору Кызыл-Тайга, где находится озеро Сут-Холь, после обряда определил место будущего Храма.
Построенный в начале века храм Устуу-Хурээ стал венцом буддийского зодчества, войдя в число семи чудес буддизма в мире, наравне с Непальской ступой.
Завершая выступление, хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующих гранях нашего фестиваля. Конечно фестиваль «Устуу-Хурээ» — некоммерческий проект, с одной стороны. С другой стороны — это огромный труд звуковиков, светооператоров, режиссерско-постановочной группы, съемочных групп, журналистов, бесплатно создающих положительный имидж Тувы… В каких деньгах это оценивать?! И сколько стоят выступления сильнейших известнейших музыкантов, без гонораров участвующих в концертах? А торжество народной дипломатии во время фестиваля? А тот факт, что строительство храма стало народной стройкой?
Опытные финансисты и экономисты, конечно, смогут все это посчитать и перевести на понятные для чиновников статьи расходов и сметы. Можно посчитать, сколько уходит продуктов в Чадане за дни фестиваля. Посчитать бензин и солярку, которые ежедневно заливают на заправках Чадана и по всей федеральной трассе гости на сотнях машин и т.д.
Некоторые люди спрашивают: когда вы начнете зарабатывать? На что мы отвечаем: народ уже зарабатывает. Храмы встали в Чадане: Алдыы-Хурээ и Устуу-Хурээ. Люди каждый год ждут свой народный праздник и готовятся: прибираются, субботничают, детей в обновки одевают…
Созданы все условия, чтобы во время фестиваля и после него местные жители могли оказать туристические услуги приезжим, гостям.
Скачать файл статьи