Аннотация: в работе рассматривается история становления, развития и современное состояние тувинского танца. Дается характеристика творчества балетмейстерам, педагогам, артистам — тем, кто посвятил свою жизнь тувинскому танцу.
Ключевые слова: искусство, танец, тувинцы, этнос.
Pages of history of dance culture in Tuva
Biche-ool V.K.
Abstract: History of formation, development and a current state of the Tuva dance is considered in the article. The creative characteristic is given to the ballet masters, teachers, those actors who have devoted their lives to the Tuvan dance.
Keywords: art, dance, Tuvans, ethnos.
Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса, а, следовательно, каждая культура выражает специфику уклада жизни ее создателя, его поведения, особый способ мировосприятия.
Танцевальное искусство как часть духовной культуры занимает важное место в жизни этноса и является источником для изучения и исследования. Танец откликался на все события практической и духовной жизни человека, охватывая все стороны его существования, и поэтому является, как всякое искусство, способом познания жизни человека и этноса в целом, его отношения к окружающей действительности. Выдающийся танцор М. Эсамбаев, имевший в своем репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ — значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, — подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, музыкально-ритмической и метрической структуре, манере его исполнения. Разностороннее изучение народного танца необходимо по многим причинам. Во-первых, изучение танца, который сопровождает обряды, дает возможность судить о социальных отношениях, эстетическом уровне этноса; во-вторых, в танцевальном искусстве отражаются различные стороны воззрений; в-третьих, костюмы, предметы, используемые в танце музыкальные инструменты служат источником для изучения материальной и духовной культуры; в-четвертых, народное танцевальное искусство помогает лучше понять этнические процессы, связи с соседними народами и т. д. Таким образом, можно констатировать: изучение стратиграфии танцевального языка этноса — это ценный источник для историков и этнографов, искусствоведов и хореографов, так как в культуре каждой, даже самой малочисленной народности, в большей или меньшей степени присутствует танцевальное искусство.
Танец являлся спутником человеческого общества на протяжении многовекового его развития, представляясь древнейшей формой социальных отношений. С помощью танца из поколения в поколение передавались определенные знания, опыт, приобретались трудовые и воинские навыки, совершенствовалось и закалялось тело, с помощью танца лечили и отдыхали.
Изучение процесса трансформации танцевального искусства тувинцев представляет определенный интерес, так как он является частью исторического прошлого и настоящего тувинского народа. Танцевальная культура тувинцев неразрывно связана с жизнью народа, изменениями условий труда и быта, развитием национальных традиций. Содержание танцев, тувинский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характеры людей. Тувинцы отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце.
В старой, дореволюционной Туве не было танца. Были очень широко распространены песенные мелодии, по четкости ритмики они вполне могли быть танцевальными, но, видимо, сами условия жизни в юртах, чумах, в вечной тесноте — к танцам не располагали. Некоторые элементы хореографического искусства были в различных обрядах — камлании шаманов или монастырском богослужении «Цам». Как и шаманские пляски, он вел свое начало от древних обрядовых танцев. Когда на тувинской земле буддийские ламы стали основывать свои монастыри, они стали одновременно устраивать массовые религиозные празднества под названием «Цам». Люди в устрашающих масках импровизировали действо, похожее на танец.
Танцы «Дүк салыр» (сбивание шерсти), «Дүк ээрер» (прядение шерсти) носили массовый характер и сопровождался веселым пением девушек и парней. Сюжеты танцев связаны с трудовыми процессами.
Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер; спортивные игры, например «Ча адыкчылары» (лучники), «Хүреш» (борьба), «Тевек» (почекушки), «Аът мунукчузу» (наездник), «Аът чарыжы» (скачки). «Танец орла» с древности стал традиционным в борьбе «Хүреш»; это танец полной силы, восторга и радости, исполняемый победителем.
Великая Отечественная война Советского Союза с Германией стала важным этапом в истории культуры и искусства. Именно в эти годы закладываются основы для развития основных видов профессионального тувинского искусства — театра, хореографии, оркестрового исполнительства, а также литературы и изобразительных жанров, прежде в Туве неизвестных.
Существенный сдвиг в культурной жизни Тувы произошел в первой половине 1940-х годов с приездом в Туву по приглашению правительства Тувинской народной республики ряда специалистов из СССР. Это были Л. И. Израйлевич — композитор и дирижер духового оркестра, Р. Г. Миронович — флейтист и преподаватель музыкально-теоретических дисициплин, С. И. Булатов — дирижер хора, А. Н. Аксенов — композитор и преподаватель музыкально-теоретических дисициплин, пианистка Ю. Р. Рейшис, А. В. Шатин — балетмейстер.
1943 год считается началом профессионального развития тувинского танца. Александр Васильевич Шатин вошел в историю как основоположник тувинской национальной хореографии. Задача перед молодым, но уже известным в СССР хореографом, балетмейстером Большого театра, стояла сложная: не просто организовать в тувинском театре профессиональную балетную труппу, а с нуля создать тувинскую хореографию — до этого хореографии в Туве не было.
А. В. Шатин объездил практически всю Туву на лошадях, оленях, верблюдах. Он искал талантливую молодежь. Желающих учиться танцу нашлось немало. Как выявить хореографические данные фигур и музыкальность? Это оказалось сложной задачей. Девочки отказывались показать себя в особой для танца одежде, так как такие костюмы для них считались предосудительными. Надо было преодолевать вековые предрассудки человеческой психологии, обычаев и традиций. Но здесь союзником организатора балетной труппы было ярко выраженное стремление молодежи к творчеству, к искусству. Шатина интересовало все — танец орла, который исполняли борцы перед состязаниями; шаманское камлание; движения тувинских женщин в их хлопотах по хозяйству. Именно так в многочисленных наблюдениях, беседах и встречах рождались движения танцев «Юность», «Декей-оо».
А. В. Шатин блестяще справился с поставленной задачей: за два с половиной года, которые он провел в республике, создал и поставил несколько танцев, которые стали началом тувинской хореографии. Побывав весной 1943 года в Эрзинском и Тес-Хемском районах, изучив там танцы тувинских девушек, он приступил к созданию на их основе собственных композиций, первой из которых стал «Танец с флейтой» (лимби), исполненный Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан), а второй — знаменитая «Звенящая нежность» (ээлдек шыңгырааш).
В своих воспоминаниях А. В. Шатин писал: «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек — это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан (медные тарелки, использующиеся при совершении буддийских религиозных обрядов) и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие, для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась идея о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведет свою роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо — значит, девушка стесняется» (Школа тувинского танца…, 2004: 29). Этот танец, ставший впоследствии классикой тувинской хореографии, был поставлен на музыку композитора и исследователя тувинской музыки А. Н. Аксенова, а первыми исполнителями были Галина Севильбаа (Бады-Сагаан), Клавдия Веденеева, Аля Сельянова, Лариса Соловьева, Екатерина Харлыг, Фаина Дубовская и Наталья Ажикмаа (История Тувы, 2007: 292–293).
Созданный А. В. Шатиным коллектив объездил с гастролями всю Туву. Их главной концертной площадкой были чабанские стойбища, первыми зрителями — простые араты, транспортом — лошади и грузовики. В 1945 году состоялся первый выпуск. Все выпускники остались работать артистами в театре. В этом же году Шатин вернулся в Москву, а дело продолжил его ученик Николай Кысыгбай. Он был ассистентом Шатина, а также переводчиком.
В 1946 году приехал И. А. Каренин. Он продолжил занятия с артистами балетной труппы. Пополнил репертуар театра постановками: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно, «Цыганская рапсодия» Листа.
Когда в октябре 1944 года Тува вошла в состав СССР, приглашенные специалисты были отозваны в Москву. А в 1949 году балета в театре не стало. Первый состав тувинской балетной труппы: Екатерина Кыдай, Галина Севильбаа, Екатерина Харлыг, Сай-Хоо Монгуш, Фаина Дубровская, Клава Веденеева, Лариса Соловьева, Лиля Севастьянова, Наталья Ажикмаа, Николай Кысыгбай, Доруг-оол, Дадар-оол, Октябрь, Сарыг-оол, Макар, Бадарчы, Кан-оол и другие.
Сай-Хоо Даржааевна Монгуш — одна из одаренных и талантливых учениц А. В. Шатина, в 1974 году выпустила книгу «Тувинские танцы», где описала четыре танца. Один из них знаменитая «Звенящая нежность» в постановке А. В. Шатина, а также «Ручеек», «Скачки», «Тетерева». Танец «Ручеек» в ее постановке до сих пор исполняется профессиональными и любительскими коллективами. До сих пор она остается первой тувинской выпускницей ГИТИСа. С. Д. Монгуш можно назвать «счастливой звездой Тувы». После окончания курсов в тувинской балетной студии, она была участницей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов Москве в 1957 году. Затем поступила в ГИТИС, училась у самого А. В. Шатина. Автору статьи посчастливилось быть у нее дома, общаться с ней и узнать от нее неизвестные страницы истории становления тувинского балета.
В апреле 1969 года при Тувинской государственной филармонии на базе самодеятельного художественного коллектива «Чечек» (цветок) Кызылского училища искусств был создан государственный ансамбль песни и танца «Чечек». В штате ансамбля 16 артистов хора и 17 артистов балета. Первые выпускники Фрунзенского (ныне Бишкекского) хореографического училища: Галина Чооду, Евгения Салчак, Галина Кажин-оол пополнили ряды артистов балета. С июля 1971 года ансамбль официально называется — Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны».
Евгения Минчиновна Салчак остается в истории хореографического искусства Тувы как автор и основоположник учебной дисциплины «Тувинский танец». После артистической карьеры длительное время преподавала в Кызылском училище искусств. Она преподавала автору статьи классический и тувинские танцы. Ее труд оценен правительственными наградами. Она — лауреат государственной премии Тувинской АССР, Заслуженная артистка Тувинской АССР, Заслуженная артистка РСФСР. Около 25 лет была бессменной солисткой танца «Звенящая нежность».
В 1975 году ряды артистов балета пополнила выпускница Бурятского хореографического училища Надежда Федоровна Даржаа. Сегодня она Заслуженная артистка Республики Тыва, Заслуженная артистка России, директор ансамбля «Саяны».
Солистками танца «Звенящая нежность» были Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, Сайхоо Даржааевна Монгуш, Евгения Минчиновна Салчак, Надежда Федоровна Даржаа, Саглаана Даваакай, Чечена Сувакпит.
Видное место в развитии хореографического искусства Тувы занимает Вячеслав Октябрьович Донгак. В 1974 году он окончил Бурятское хореографическое училище, работал артистом ансамбля «Саяны». После окончания в 1983 году ГИТИСа стал главным балетмейстером тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. В 1987 году организовал балетную труппу при театре. В ее состав вошли выпускники Бурятского хореографического училища Экер Сарыглар, Жанна Ходжер и приглашенные артисты из других городов России. Самым ярким классическим балетным номером был «Тувинский вальс». Балетная труппа просуществовала недолго.
Вячеслав Донгак является по сегодняшний день современным флагманом тувинской национальной хореографии. Он автор многочисленных хореографических произведений. В своих постановках балетмейстер отражает и показывает историю тувинского народа, игровые моменты в танцах, трудовые и бытовые процессы.
С появлением в республике различных коллективов (государственного ансамбля песни и танца «Саяны», мюзик-холла «Ураанхай», детского ансамбля «Эдегей»), тувинский танец получил жанровое разнообразие. Современный тувинский танец имеет примеры стилизации народной хореографии, а также классические интерпретации. На сегодняшний день в республике специалистов-хореографов готовит Кызылское училище искусств.
Исследователи народного творчества подчеркивают, что тувинский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению тувинских сценических танцев. Формировалась танцевальная культура тувинского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы.
В 2004 году в Туве году отмечали 60-летие «Звенящей нежности». Приехали из Москвы первая солистка Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, дочери А. В. Шатина Евгения Венгеровская-Шатина и Елена Шатина. Правительственными наградами Республики Тыва были отмечены и первые исполнительницы танца, для которых А. В. Шатин был и остался самым первым и самым любимым учителем: Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева — медалью Республики Тыва «За доблестный труд», Фаина Дубовская и Галина Севильбаа (Бады-Сагаан) — званием «Заслуженный работник Республики Тыва». А имя А. В. Шатина внесено в «Золотую книгу» людей республики.
Следует подчеркнуть, что в развитии профессиональной танцевальной культуры Тувы принимали и принимают участие представители различных национальностей.
В данное время в республике нет специалистов, которые занимаются систематизацией и архивацией тувинского хореографического искусства. Поставлены уникальные номера, которые можно записать и выпустить как книгу тувинских танцев, которая в свое время выпустила С. Д. Монгуш. Необходима разработка учебной дисциплины «Тувинский танец». Надеюсь, что найдутся единомышленники, которые будут заниматься сохранением и развитием тувинского хореографического искусства, будут корректно использовать новые достижения хореографии и относиться к тувинскому танцевальному искусству как к важному элементу художественной культуры тувинского народа и общечеловеческой культуры в целом.
Список литературы
История Тувы (2007) / Под общей ред. члена-корр. РАН В. А. Ламина. Новосибирск : Изд-во «Наука». Том II.
Школа тувинского танца Анатолия Шатина (2004) / Сост. Н. Б. Чаш. Кызыл : Музей Нади Рушевой, Тувинское книжное издательство.
Скачать файл статьи