Аннотация кн.: Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) г. Барнаул, 25–26 июня 2012 г.: в 2 т. / под ред. В. Я. Баркалова, А. В. Иванова. Барнаул : ИГ «Си-пресс», 2012.
Actual problems of Eurasianism
Ivanov A.V. (Altai State Agricultural University),
Popkov Yu. V. (Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences),
Shishin M.Yu (Altai State Technical University)
Reader’s note on: Eurasianism: theoretical potential and practical application: materials of Sixth All-Russian Science and Practice conference (with international participants) Barnaul, June 25–26, 2012: in 2 v. / ed. by V.Ya. Barkalov, A.V. Ivanov, Barnaul: IG "Si-press”, 2012.
В ноябре 2012 г. вышел из печати двухтомный сборник материалов Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения», которая проходила в г. Барнауле 25–26 июня 2012 г. Ответственные редакторы сборника — В. Я. Баркалов и А. В. Иванов, члены редколлегии — Ю. В. Попков, Е. В. Притчина, М. А. Широкова.
В сборнике рассматривается широкий круг идейно-теоретических, мировоззренческих и практико-политических вопросов евразийства. Специальное внимание уделено анализу разнообразных проблем социокультурного развития конкретных локусов евразийского мира, которые рассматривались на конференции на двух круглых столах «Монгольский мир: между Востоком и Западом» (руководитель Ю. В.Попков) и «Российско-монгольское культурное взаимодействие в трансграничной области на Алтае» (руководитель М. Ю. Шишин). Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-03-14042). Материалы круглых столов подготовлены по грантам Международного конкурса РГНФ (Россия) — МинОКН (Монголия), соответственно проекты № 10-03-00865а/G и № 11-24-03003a/Mon.
Ставшая традиционной конференция, на этот раз собравшая участников от Санкт-Петербурга до Владивостока, и от Парижа до Улан-Батора, превратилась в продуктивную интеллектуальную площадку для евразийских международных дискуссий и для апробирования новых идей.
Алтай — воистину благодатное место для встречи народов и культур Востока и Запада. Неслучайно, что темы пленарных докладов и секционных выступлений охватывают самую обширную проблематику — от исследования ключевых составляющих евразийской идеи и современной теоретической полемики вокруг нее, до анализа конкретных политических, социокультурных и этносоциальных процессов, происходящих на евразийском пространстве. Читатель найдет в сборнике новые материалы по предыстории евразийских идей, в частности, посвященные евразийским мотивам в творчестве семьи Рерихов и в идейном наследии представителей сибирского областничества. Здесь же можно ознакомиться с видением евразийской идеи нашими монгольскими и индийскими коллегами, в том числе из Монгольского государственного университета и из государственного университета г. Шимлы (штат Химачал-Прадеш).
Полезным будет также знакомство с материалами социологических исследований ценностных ориентаций евразийских народов, позволяющих не только по-новому оценить многие социальные процессы, но и сделать ряд важных практических выводов, касающихся будущего. Особый блок материалов посвящен сложным политическим процессам, разворачивающимся на евразийском геополитическом пространстве, в частности, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также проблемам и перспективам развития евразийского союза.
Учитывая осевое географическое и политическое положение региона Большого Алтая, в ряде материалов интересно осмысливаются региональные процессы евразийской интеграции на Алтае, где сходятся границы четырех крупнейших государств: Китая, Казахстана, Монголии и России.
В культурологическом аспекте эти вопросы рассматривались на круглом столе «Российско-монгольское культурное взаимодействие в трансграничной области на Алтае». Участники стола подвели промежуточные итоги российско-монгольского исследовательского гранта РГНФ — МинОКН Монголии «Российско-монгольское культурное взаимодействие в трансграничной области на Алтае: параллелизм философских и художественных идей». Отмечено, что накопленный эмпирический материал по художественной культуре требует формирования специальных теоретических подходов, позволяющих глубже интерпретировать богатое художественное наследие региона. Первые продуктивные шаги в этом направлении и были представлены на круглом столе. Например, выдающееся значение для искусства современной Монголии имеет творческое наследие М. Шарава, основоположника специфической формы живописи Монголии — монгол-зураг. Им были написаны крупные произведения «Один день Монголии», «Праздник кумыса» и др. С историко-искусствоведческой точки зрения его наследие уже получило освещение в трудах монгольских и российских искусствоведов. Применяя новый, иконологический метод исследования его картин удалось глубже раскрыть их содержание, в частности были выявлены скрытый образ юрты и суперпозиция художника, выступающего в роли заинтересованного рассказчиком всего, что открывается ему сквозь стены умозрительно воспринимаемой юрты. Большие возможности в анализе художественной культуры Монголии существуют при опоре на оригинальную философскую систему парных оппозиций арга-билиг, которая позволяет увидеть глубокие семантические слои и инварианты своего воплощения в уже выявленных константах культуры двух соседних народов России и Монголии, например в константе «Родина», в традиционных формах орнамента народов, населяющих трансграничную область на Алтае. Результаты круглого стола в очередной раз подтвердили глубокое духовное сродство народов центра Евразии, что ярко воплотилось в художественной культуре Большого Алтая.
Специальный бок вопросов сборника посвящен проблемам монгольского мира (этому был посвящен одноименный круглый стол). Здесь рассматриваются особое положение Монголии в системе цивилизационных взаимодействий, состояние и проблемы современного социально-экономического и демографического развития Монголии. Анализируются идеи выдающихся просветителей Монголии, роль традиционных буддистских ценностей в формировании монгольской национальной культуры, основные положения монгольского традиционного религиозно-философского учения арга билиг, а также современное состояние базисных ценностей, правого сознания и правовой культуры монголов.
Важно обратить внимание на удивительный мировоззренческий парадокс, отмеченный в целом ряде докладов и в ходе дискуссий: евразийская идея, дающая научное обоснование бытия России как великой евразийской державы, позволяющей многое понять в ее истории и наметить пути в будущее, является пока достоянием достаточно узкого круга гуманитарной интеллигенции в отличие от массового распространения сугубо идеологических вариаций либеральной, националистической, религиозно-консервативной или коммунистической идей. В этой связи материалы конференции могут представлять интерес для тех, кто впервые знакомится с идеями евразийства и хочет составить о них целостное впечатление.
По результатам работы конференции принята резолюция, в которой многонациональное пространство Евразии справедливо рассматривается как оплот мирового геополитического, биосферного, культурного и этносоциального равновесия, от единства, устойчивого и поступательного развития которого в существенной мере зависит благополучие многих других регионов Земли.
В целом междисциплинарные материалы сборника будут весьма полезны для политологов, философов, историков, социологов, этнографов, специалистов по международным отношениям и трансграничному сотрудничеству. Они могут быть использованы в деятельности представителей государственных служб и деловых кругов сопредельных государств, в частности по формированию евразийского союза.
Скачать файл статьи