Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 23 ноября 2024 г.

Солидарность и солидаризм как социальная и научная проблема

Солидарность и солидаризм как социальная и научная проблемаАннотация: В статье рассматривается трактовка понятий «солидарность» и «солидаризм» на разных этапах развития социальной мысли. Аргументируется важность актуализации солидаристской стратегии для современного общества.

Ключевые слова: солидарность, солидаризм, сплоченность, взаимопонимание, взаимодействие

 Solidarity and solidarism as a social and research problem

 Popkova T. V.

Abstracts: Article analyzes the treatment of the notions of "solidarity” and "solidarism” at various stages of social thought development. It provides arguments for the importance of the solidarist strategy for the modern society.

Keywords: solidarity, solidarism, social cohesion, mutual understanding, interaction.

Развитие научных категорий и их проявление в научном дискурсе имеют свою историю, расцвет и забвение или наполнение новыми смыслами, которые меняют прежнее понимание значимости явлений, стоящих за этими понятиями. Так, сегодня, например, «толерантность», «тренды», «инновации», «модернизация» — категории, активно используемые и политологами, и социологами, и культурологами, а понятия «солидарность», «солидаризм» практически вышли из научного оборота. Вместе с ними ушли из проблемного поля существенно значимые для современных условий социальные ориентиры, выражаемые данными понятиями. На наш взгляд, реальный статус понятий «солидарность», «солидаризм» требует более серьезного изучения их трактовки на разных этапах общественного развития и фиксации определенных традиций в формировании концепций, ими определяемых.

Широкое распространение идеи солидарности и солидаризма получили в конце XIX — начале XX в. Обусловлено это было объективной необходимостью поиска новых форм взаимодействия социальных субъектов при усиливающемся классовом конфликте буржуазного общества, когда прежние социальные институты традиционного общества — семья, соседская община, религия — стали терять свою значимость и силу и возникла угроза устойчивости общества. Общим в этих идеях и трактовке самих понятий является выделение принципов взаимодействия, предполагающего взаимопонимание, согласие и сотрудничество разных субъектов взаимодействия. В социологических теориях Э. Дюркгейма, В. Парето, П. Кропоткина, Л. Мечникова, С. Франка и др. солидарность рассматривается как условие развития общества и его главный конституирующий признак.

Наиболее устоявшиеся значения научных понятий закрепляются в соответствующих словарях. Современный социологический энциклопедический словарь определяет солидарность, во-первых, как «единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержку членов социальной группы, основывающейся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей; совместную ответственность, и, во — вторых, как «активное сочувствие и поддержку чьих-либо действий или мнений» (Энциклопедический словарь, 1995: 684).

Солидарность (франц. solidarite) означает общность интересов, единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимосвязанность, круговую поруку, совместную ответственность (там же). Таким образом, солидарность определяется как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.

Большой толковый социологический словарь (английский перевод издания Д. Джерри и Д. Джерри) содержит статью о социальной солидарности, определяя ее как «интеграцию и ее степень или тип, проявляемые обществом либо группой». И далее указывается, что «основа социальной солидарности изменяется от простых обществ к более сложным. В первых она часто основана на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях, во вторых появляются иные ее основы» (Джерри, Джерри, 1992: 238). Причем, в словаре не поясняется, что это за «иные основы». Кроме того, можно заметить, что далеко не в каждом философском и социологическом словаре можно найти определения понятиям «солидарность» и «солидаризм». Видимо, это объясняется тем, что современные словари поясняют наиболее часто употребляемые понятия, в круг которых рассматриваемые нами сегодня не входят.

Отношение к понятию солидарности в истории социальной мысли было далеко неоднозначным: от резкой его критики (Сорель и другие французские анархо-синдикалисты) до обоснования того факта, что солидарность является нормой, имеющий юридический характер (Дюги) (История политических и правовых учений, 2006: 502).

Фактически при определении понятия «солидарность» исследователи в большинстве случаев перечисляют те или иные характеристики этого явления. Концептуализация солидарности рядом авторов усматривается в понятии «солидаризм». До сих пор нет единства мнений исследователей о том, кто именно и когда ввел данное понятие в научный оборот.

В то же время многие авторы (Л. Дюги, Э. Дюркгейм, Ш. Жид, Л. Буржуа и др.) едины в признании за солидаризмом такого принципа социального устройства, при котором движущей силой общественного развития является не классовая борьба, а единодушие членов общества, отношения солидарности его членов и взаимозависимость всех социальных групп, гармония интересов труда и капитала (Солидаризм, Электр. ресурс).

Общим в различных трактовках понятия солидаризм является определение его как деятельности, направленной на поиски взаимопонимания, согласия и сотрудничества между людьми, организациями, странами. И в этом смысле понятия содидарность и солидаризм отождествляются. Тем не менее, между ними есть различия. Солидарность — это реальное состояние общества, характера социальных отношений между взаимосвязанными и взаимозависимыми социальными субъектами. В то время как солидаризм рассматривают и как политическую идеологию, и как философское учение, и как социальную технологию и соответствующую управленческую практику, основанную на идее общего блага, солидарности и согласования интересов и ценностей (Окара: Электр. ресурс).

В узком смысле термин солидаризм иногда используется как синоним корпоратизма — идеологической доктрины, возникшей в конце XIX в. в противовес марксизму. Сторонники корпоратизма выступали за создание корпоративных государств, где классовая борьба заменялась бы классовым сотрудничеством во имя процветания государства-корпорации. Другие трактовки солидаризма также фиксируют тот факт, что в данной концепции делается ставка не на классовую борьбу, а взаимопонимание, сплоченность, солидарность, взаимозависимость всех социальных групп, гармонии интересов работодателей и наемных работников (Яценко, Электр. ресурс). В этом смысле солидаризм рассматривается как учение об обществе, утверждающее солидарность его частей.

Распространение получила также точка зрения, что солидаризм — это эклектичная идеология, включающая в себя элементы французской экономической доктрины, итальянской философии тоталитарной направленности, российских идей о «соборности», «всеединстве» и «Святой Руси» (там же). Очевидно, с этим можно согласиться, объяснив наличие элементов эклектики тем, что поиск адекватных и эффективных форм общественного устройства всегда волновал и политиков, и философов, и рядовых активных членов общества. При этом солидаризм и как принцип, и как идеология, и как социальная технология всегда имел много обличий.

Как представляется, с учетом того, что идеи солидарности и солидаризма имеют свою историю развития, целесообразно выделить несколько содержательных этапов в их разработке.

Первый этап (40-е гг. XIX — начало ХХ в.) можно связать с именем французского философа-утописта, автора доктрины христианского социализма и последователя Сен-Симона Пьера Леру (1791–1871), хотя сам термин «солидаризм» появился уже после него. Позднее Э. Дюркгейм разработал учение о механической и органической солидарности, различия между которыми он определял степенью развитости общества и разделения труда. Солидаризм возник как ответ на популярные в ХIХ в. идеи коммунизма и социализма, проповедовавшие классовую борьбу. Сторонники и теоретики солидаризма (Ш. Ренувье, Л. Буржуа и др.) пытались обосновать, что движущей общественной силой является общность интересов, совместная ответственность и стремились не к обострению классовой и иной борьбы, а, наоборот, к гармонизации общества насколько это возможно.

В России идеи солидаризма активно разрабатывались А. Хомяковым, Н. Федоровым, П. Кропоткиным, М. Туган-Барановским. Представления славянофилов о соборности, где личность не может носить «отъединенного» характера (А. Хомяков) и «свободна как в хоре» (К. Аксаков), а также дальнейшее их развитие в учении о всеединстве, предполагавшем, что единство общностей существует не в ущерб и не за счет других (В. Соловьев). Они отвергали индивидуализм и подчеркивали, что только в духовном союзе, проникнутом любовью к другим людям, личность может обрести свою полноту.

Идеи солидарности и солидаризма уже с использованием этих понятий разрабатывали такие российские философы, как С. Левицкий, Г. Гинс, Н. Лосский и др. Так, например, С. Франк рассматривал солидарность как конституирующий принцип общества, определяющий общественную связь между людьми (Франк, 1992: 113)

Второй этап целесообразно связать с развитием политических программ, в основе которых лежали идеи солидаризма (начало XX — 60-е гг. ХХ в.). Одним из интеллектуальных лидеров европейского солидаризма был В. Парето, создатель теории элит и корпоративной теории общества, в основе которой лежит попытка выработать способы решения современных конфликтов на предприятиях и поиск общественного равновесия.

Главным идеологом русского солидаризма считают С. А. Левицкого, полагавшего основной чертой социального бытия взаимодействие между индивидами и социальными группами, которое обусловлено воздействием множества факторов — конкретными социально-экономическими условиями, уровнем развития в данном сообществе свободы, солидарности, борьбы. С. А. Левицкий был членом Народно-трудового союза (НТС), созданного в 1930 г. в Белграде российской белоэмигрантской молодежью как попытка поиска идеологии, лишенной крайностей либерализма и тоталитаризма. В ее понимании развитие общества может быть обеспечено при наличии частной собственности, а также убежденности членов общества в необходимости взаимной ответственности друг перед другом и обществом. Г. Гинс сформулировал общие принципы солидаризма с учетом как советского, так и западноевропейского общества, выдвигая на первый план в развитии солидарного общества общность духовных и культурных ценностей. Он понимал солидаризм как «учение о государстве и обществе, этической основой которых является идея солидарности, находящая свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами» (Гинс, 2007: 118).

Однако актуальные и сегодня идеи представителей НТС о соединении личной свободы с интересами государства, а также их этические воззрения как основа развития экономики в России долгое время не исследовались, так как само движение НТС, в представлении советских исследователей, было скомпрометировано борьбой против большевизма, а после второй мировой войны — неоднозначными контактами членов НТС на оккупированных территориях. Хотя необходимо отметить, что солидаристы НТС всегда открыто подчеркивали, что они против фашизма, напавшего на Россию, и многие из членов этой организации погибли от рук нацистов.

В настоящее время существует официальный сайт НТС, где размещены различные материалы о деятельности этой организации (НТС). Авторы по-разному оценивают современное влияние этой организации на общество: от утверждений о ее большой роли в демократизации страны до признания того факта, что со смертью идеологов НТС она утратила свое существенное значение в современной политической жизни.

Третий этап в развитии идей солидарности и солидаризма можно обозначить с 1960– 1970-х гг. по наши дни. В это время идеи солидарности и солидаризма зачастую воспринимаются как тождественные и на их основе развиваются такие концепции, как «социальное партнерство», «ассоциация труда и капитала» и др. В этот период теоретики солидаризма не ограничиваются религиозно-философскими рассуждениями, а все чаще формулируют практические рекомендации для утверждения реального согласия в обществе. Так, важную роль в этих проектах играет так называемый «принцип субсидиарности» — оптимальной поддержки и распределения как помощи, так и ответственности сторон.

К разновидностям солидаризма относят анархизм, анархо-синдикализм, коммунитаризм, корпоративизм, неокорпоративизм, лейборизм, христианскую демократию. Общим в этих течениях является признание возможности взаимодействия различных социальных субъектов на основе солидарности и кооперации, а не конфронтации и конфликта, а также убежденность, что все части социального организма могут сотрудничать и выстраивать общие цели.

Надо сказать, что распространенным является достаточно критическое отношение к позиции авторов солидаристских теорий, утверждающих возможность бесконфликтного, солидарного взаимодействия работодателей и наемных рабочих, бедных и богатых в условиях современного неравенства в обществе. Возросшее протестное настроение трудящихся в современных европейских, объятых кризисом обществах, подтверждает этот скепсис.

Несмотря на это, можно говорить о важном значении современного солидаризма. В известной мере на его идеях основана «социально-ориентированная рыночная экономика». Так, в ФРГ за несколько послевоенных лет она обеспечила мощный экономический подъем. Моральный фундамент, положенный в основу всех экономических проектов в Германии, предусматривал не только свободу, но и социальную справедливость.

В различных культурах и политических системах основания организационного единства, на которых развиваются принципы солидарности, понимают по-разному. Для НТС — это «нация, народ, народившийся исторически на основе семьи и рода. Государство рассматривается как его организационное оформление» (Гинс, 2003). В западных традициях, в том числе в Германии, такое организационное единство связывают, прежде всего, с семьей и государством.

Известна восточная традиция с ее опорой на конфуцианские ценности семьи и рода, которую умело использует современный японский менеджмент, выстраивая деятельность компаний по принципу большой патриархальной семьи с безусловным приоритетом старшего и солидарным поведением всех членов сообщества.

Термин «солидарность» использовался и в современной практической политической деятельности. Например, широко известно движение польской «Солидарности», выросшее в 1980-е гг. из мощных забастовок рабочих, возглавляемых польскими профсоюзами, которое привело к смене политического режима в Польше и повлияло на другие европейские страны.

Сегодня в России существует едва ли не мода на название «Солидарность»: есть банк с соответствующим названием, общественно-политическое движение, в которое входят представители оппозиционных партий, не попавших в парламент. В Белгородской области создано Региональное солидарное общество, которое позиционирует себя как «систему межличностных и межгрупповых отношений субъекта Российской Федерации, основанную на осознании их участниками общности идеологии, интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержки, лояльности и сотрудничества в достижении позитивных общественно значимых целей» (Концепция…, 2013: Электр. ресурс).

В материалах XV Всемирного Русского народного собора, проходившего в мае 2011 г., солидарность названа в ряду основных базисных ценностей, определяющих общенациональную идентичность и единство народа. Она интерпретируется как «способность разделить с другими бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби». Общенациональная солидарность представляется как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность (Базисные ценности…, Электр. ресурс).

Среди современных исследователей существует точка зрения, что солидаризм — это стратегия мобилизации социума в периоды серьезных кризисов или угроз (Ходов, 2006: Электр. ресурс). Очевидно, что данная позиция отражает реалии и актуальные потребности сегодняшнего дня. Интерес представляет также понимание солидаризма как предполагающего согласованные действия всех социальных субъектов, пресекающих социальное иждивенчество, паразитизм и пренебрежение солидарными стереотипами поведения на всех уровнях социума (Окара, Электр. ресурс). Причем это должно касаться не только рядовых граждан, но и политической и экономической элиты общества.

В свою очередь, осознание ответственности политической и экономической элиты, а также бизнеса перед обществом породила поиски таких социальных технологий, которые бы позволяли примирять интересы всех участников социального процесса. Поэтому доктрина «собственность обязывает», изображавшая частную капиталистическую собственность как служение обществу получила распространение в этических кодексах многих крупных компаний.

В последнее время идеи солидарности и солидаристскую стратегию стали исследовать в связи с анализом последствий перестройки в России в 1980–1990-е гг. (Фадеева, 1999: 252–269). В немногочисленных работах, исследующих роль стратегии солидаризма в выживании общества в условиях слома всех привычных форм воспроизводства жизни, фиксируется, что именно «всеобщая сеть низовой взаимопомощи» скрепляла распадающуюся социальную систему (Кара-Мурза, 2007).

Несмотря на мощную пропаганду идей либерального индивидуализма, именно солидарность и взаимопомощь семей, родственников, соседей помогли и помогают выживать основной массе российского населения. Такие кооперативные и солидарные практики могли бы стать основой не только выживания, но и дальнейшего развития современного общества. Поэтому чрезвычайно важно и практически значимо актуализировать понятие солидаристской стратегии как в теоретическом плане, так и в общественном сознании.

В заключении отметим, что в основе философских и социально-политических теорий XIX — начала ХХ в. идеи солидарности и солидаризма развивались как ответ на усиливающуюся атомизацию общества с его разделением на классы, во взаимодействии которых солидарность и взаимопомощь уступали место антагонизму. Сторонники идеи солидаризма пытались противопоставить марксистскому тезису о классовой борьбе как движущей силе общественного развития утверждение, что ведущим принципом должна стать солидарность его членов. Солидаризм явился противовесом индивидуалистическим установкам буржуазного общества.

В современном обществе порядок и устойчивость всей социальной системы могут быть обеспечены, в том числе, и актуализацией солидаристской стратегии в деятельности разных социальных субъектов. И если солидарность как проект общественного устройства в условиях конфликтующих интересов современного общества возможен лишь в отдаленном будущем, то солидарность как ориентирующий признак и определенный вектор общественного движения может стать конституирующим началом уже в настоящее время.

 

Список литературы:

Базисные ценности — основа общенациональной идентичности [Электронный ресурс] // Всемирный Русский народный собор. URL: http://www.vrns.ru/documents/68/1031/#.USXoQfLozGg (дата обращения: 18.01.13)

Гинс, Г. К. (2003) Руководящая идея нашего времени // За Россию. № 2.

Гинс, Г. К. (2007) Современный капитализм и предстоящая эпоха (философия солидаризма) // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М.

Джерри, Д., Джерри, Д. (1992) Большой толковый социологический словарь : в 2 т. М. Том 2. П–Я.

История политических и правовых учений (2006) : учебник для вузов / под ред. О. Э. Лейста. М.

Кара-Мурза, С. (2007) Матрица «Россия». М.

Концепция формирования регионального солидарного сообщества [Электронный ресурс] // Форум межрегионального приграничного сотрудничества. URL: http://forum.euroregion.ru/index.php?PHPSESSID=dd779cf68fbdbc1aad5f9600736e441f&topic=1307.0 (дата обращения: 17.01.13).

Окара, А. Н. Социальная солидарность как основа нового «миростроительного» проекта [Электронный ресурс] // Перспективы. Фонд исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51931 (дата обращения: 15.02.2013)

Солидаризм [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Солидаризм (дата обращения: 15.02.2013).

Фадеева, О. П. (1999) Хозяйственные стратегии сельских семей // Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск.

Франк, С. Л. (1992) Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М.  

Ходов, А. (2006) Солидаризм [Элекронный ресурс] // Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/h/hodow_a/hhh.shtml (дата обращения: 15.02.2013).

Энциклопедический словарь (1995) / общ. ред. Г. В.Осипова. М.

Яценко, О. Солидаризм [Электронный ресурс] // Библиотека словарей. Словарник. URL: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/s/solidarizm.html (дата обращения: 25.01.2013).

 

Скачать файл статьи  4-Popkova.pdf [324,87 Kb] (cкачиваний: 36)

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта