Аннотация: отрывок из книги автора «Игра оживления кукол. Об искусстве изготовления и игры оживления кукол в самобытной культуре русских старообрядцев Сибири» (М., 2011).
Ключевые слова: куклы, культура, старообрядцы, Тува, Сибирь.
A game of dolly revival
V. Sh. Kuular
Abstract: An extract from the author’s book "Game of dolly revival. About the skill of making and playing dolly revival in indigenous culture of Russian Old Believers in Siberia” (M., 2011).
Keywords: dolly, culture, Old Believers, Tuva, Siberia.
Исследование искусства театра кукол в самобытной культуре русских старообрядцев Сибири до сих пор не входит в поле зрения этнографов и остается «белым пятном». Не претендуя на новое слово в фольклористике, автор задался целью в популярной форме рассказать о некоторых незаслуженно забытых самобытных играх оживления кукол русских старообрядцев Сибири. По контексту искусство оживление кукол — это игра в кукольное представление, театр кукол. Театр кукол всегда привлекал внимание человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления не живого предмета — куклы.
Речь пойдет не обо всех играх оживления кукол и тем более — не об их истории. Описанную в книге русскую самобытную игру оживления кукол, искусство изготовления потешных пальчиковых кукол автор собирал на протяжении тридцати лет со слов информантов, живущих в Туве. Автор научился изготовлять кукол на основе первообраза, обыгрывать кукольные представления на свой лад. Для реконструкции изготовления кукол и апробации русских и тувинских самобытных игр в театр кукол, с современной интерпретацией, автор создал домашнюю творческую лабораторию-студию.
Игра оживления кукол — очень древнее и весьма распространенное искусство. Русская самобытная культура подразделяется на два типа по территории распространения: восточная и западная. По мнению автора, на Востоке России русские старообрядцы Сибири более сохранили корневую русскую культуру.
В самобытной культуре старообрядцев Сибири издревле бытовали следующие игры:
- пальчиковый театр (театр пяти пальцев);
- ледяной театр (театр малой берестопластики);
- ложковый театр (театр на лавочке
- театр Петрушки (театр варушки).
Наши предки в детстве играли потешными пальчиковыми куклами, куклами-перевертышами, Кукла-за-куклами, куклами «ряшками», куклами-будилками, куклами «Кулачник», игрушками-наперстками и малой пластикой из бересты в ледяном театре.
* * *
Детство каждого ребенка русских старожилов Сибири, его эстетическое воспитание начинается, как правило, с искусства оживления кукол —самобытных игр в театр кукол, домашних кукольных спектаклей. Ниже приводится две самобытных игр в театр кукол.
ИГРА В ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Искусство оживления пальчиковые куклы или игра в пальчиковый театрик можно считать наиболее древним. Пальчиковый театр, или по-другому — театр пяти пальцев, как вид искусства является добрым спутником жизни ребенка с самого раннего нежного возраста.
Русскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками (малым жанром сказок). Народные прибаутки, потешки и присказки — это мини-сценарии для игры оживления кукол.
Распространенным героем русской самобытной игры в пальчиковый театрик является кукла «Мальчик-с-пальчик Ванька-встанька». В ней часто выступают «певунья Аленка», «Друзья не разлей вода» и «дед да баба». Названными куклами в сопровождении потешек играли примерно следующим образом.
ЗАБАВЫ ВАНЬКИ И АЛЕНКИ
Играющий, держа, руки на уровне груди, ладони вверх друг на друга, надевает на полусогнутый безымянный палец куклу «Ванька» и начинает представление:
— Ванька, давай потешим. Я буду петь, а ты потеши.
— Ой, мороз, мороз… (кукла в такт песни покачивается).
Далее, свободной рукой ладони прикрывает куклу как забором.
В прятки Ванька играл. Головку справа показал (кукла покажется справа):
— Вот так, вот так.
Головку слева показал (кукла покажется слева):
— Вот так, вот так!
— Ванька, ты, наверное, устал? Ложись и отдохни (куклу на бок уложат, но она встает). Да, ты не лежебока, а Ванька-встанька! Ай, да, молодец!
Далее, играющий надевает куклу «Ванька» на указательный палец и на безымянный палец куклу «Аленка» и, прижав остальных пальцев к ладони, продолжает:
— А, я по лугу, а, я по лугу… (Аленка в такт песни покачивается).
— Спасибо, Аленка-певунья! Чмок, чмок, чмок! (Ванька «целует» Аленку).
ПОТЕХИ ДЕДА И БАБЫ
Играющий насаживает на большие пальцы гусей и прячет за ладони, одновременно придерживая средними пальцами за бока куклу «Баба», и начинает представление:
— Гуси, гуси! (куклу «Баба» слега покачивает)
— Га, га, га! (выходят гуси — согнутые большие пальцы выпрямляет).
— Есть хотите?
— Да, да, да! (гуси кланяются).
Далее, слегка покачивая куклу «Баба»:
Жили у бабуси,
Два веселых гуся.
Один серый (выходит серый гусь),
Другой белый (выходит белый гусь),
Два веселых гуся (гуси покачиваются, затем прячутся и в конце кланяются).
ИГРА В ЛЕДЯНОЙ ТЕАТР
В старину дети русских сибиряков играли в ледяной театр. Делалось это примерно вот так: аккуратно снимали тонкий лед с замерзшей лужицы под осень размерами 50х30 см., устанавливали лед в вертикальном положении и закрепляли снегом. Этот лед служил экраном театра. Заранее приготовленной малой пластикой из бересты разыгрывались кукольные представления-спектакли: «Репка», «Колобок» и др.
РЫБКА И УТКА
Участвуют: рыбка, конь, корова, коза, свинья и утка.
Было это давным-давно, когда животные понимали свой язык. В лужице, которая образовался после наводнения, застряла Рыбка. Рыбка переживала, как добраться до реки, так как лужица с каждым днем убавлялось.
Однажды мимо лужицы проходил Конь. Увидев Коня, Рыба высунула головы из воды и попросила:
— Уважаемый Конь, помогите мне добраться до реки.
Конь подумал, покачал голову с гривой и говорит:
— Бедная Рыбка, не могу тебя взять в рот и до реки донести, вдруг я проглочу. Жди помощи. Прощай!
Мимо лужицы проходила Корова и Рыбка просится:
— Уважаемая Корова, не могли бы помочь мне добраться до реки?
Корова подумала, пожевала сено во рту и говорит:
— Бедная Рыбка, сожалению не могу тебя промеж копыта взять и идти. Жди помощи.
Мимо лужицы проходила Коза и Рыбка просится:
— Уважаемая Коза! Помогите мне до реки добраться.
Коза подумала, покачала голову с рогами и говорит:
— Бедная Рыбка, не могу я тебя рогами взять и швырнуть до реки. Прощай!
В лужице подошла Свинья и стала валяться, чуть не задавила рыбку. Рыбка говорит:
— Уважаемая Свинья! Сжальтесь надо мной, не задавите меня, лучше помогите.
Свинья перестала валяться, подумала и сказала:
— Бедная Рыбка, не могу я тебя прикрепить к своей пятачку и донести до реки. Жди помощи.
Рыбка очень горевала, лужица стала совсем маленькая и вот-вот высохнет.
К счастью, мимо лужицы шла Утка, увидела плачущую Рыбка и спросила:
— Бедная Рыбка, почему ты такая печальная?
— Вот исчезнет лужица и меня не будет, даже мокрого места не отстанется.
— Давай, я тебе помогу.
— О, добрая птица, разве тебе сможешь мне помочь? Домашние животные Конь, Корова, Коза и Свинья не смогли помочь.
— Прыгни на мою спинку и держись. Когда доберусь до реки, и спущусь плавать, ты и прыгнешь в воду.
Так и сделали. Рыбка забралась на спинку Утки. Утка быстрым ходом добралась до реки и там Рыбка спрыгнула воду. Когда Рыбка вернулась в свою стихию, все другие рыбки так обрадовались, что подпрыгнули вверх и хором закричали:
— Спасибо, добрая Утка! Мы не забудем твою доброту. Будем друзьями!
До сих пор Рыбки и Утки большие друзья.
* * *
Автор выражает огромную благодарность Сизиму Виктору Угуевичу (1957 г. р.), жителю села Сизимский (село основано его прапрадедом), носителю традиционной народной культуры русских старожилов Сибири.
Скачать файл статьи