Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 декабря 2024 г.

«Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народа

«Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народаАннотация: В статье описаны элементы «танца орла» — ритуального танца борцов хуреш, обозначена его роль в традиционных праздниках тувинцев.

Ключевые слова: хуреш, танец орла, тувинский танец, национальный вид борьбы, традиции праздника.

 "Dance of the eagle” – spiritual and artistic heritage of Tuvan people

 Sanchai Ch. H.

Abstract: Article paints the elements of the "Dance of the eagle” – ritual dance of Khuresh wrestlers, estimates its role in traditional feasts of Tuvans.

Keywords: Khuresh, Dance of the eagle, Tuvan dance, national wrestling style, feast traditions.

С давних пор и поныне тувинцы ставят национальную борьбу хуреш в любом празднике на первое место. Хуреш в свою очередь не проходил без «танца орла» — «девиг», что в переводе означает — «исполнить ритуальную пляску во время национальной борьбы» (Татаринцев, 2002: 407). В 1903 г. Ф. Кон, ссылаясь на народный фольклор, писал, что национальная борьба у тувинцев существовала очень давно (Кон, 1934: 118).

Действительно, в тувинском героическом эпосе можно отыскать эпизоды, где два богатыря, встретившись на дороге, начинают меряться силой, где «Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народаговорится о судьбе и героических деяниях жениха в борьбе за невесту и т. д. Борьба  является необходимым элементом всех тувинских героических сказаний. В тувинских сказках также есть упоминание о «танце орла». При встрече богатыри, договорившись бороться, танцуют. О богатыре говорят: «танцует как орел, ловок как сокол» (Тыва тоолдар..., 1972: 32).

В народно-культурном наследии тувинцев «наиболее распространенным и массовым обрядом, по всей видимости, с глубокой древности, был, обряд "оваа”», отмечает А. К. Кужугет (Кужугет, 2002: 68). В коллективном праздничном обряде (оваа) выделяются следующие части: «культ, состязание и той (пиршество) всегда совершались по однажды заверенному и никогда не нарушавшемуся порядку» (там же: 69). При этом обряд «оваа» завершался спортивными соревнованиями — хуреш.

Первые упоминания о борьбе хуреш можно увидеть в очерках, отчетах путешественников и исследователей Урянхайского края конца XIX — начала XX в.: «После всего последовал обед, а за обедом борьба … Борцы были голые. Закрыты были только скромные части. У борцов, одержавших прежде победы, задняя сторона подштанников вышита различными узорами» (Катанов, 2011: 174); «Каждый из борцов проделывает какую-то своеобразную пляску, отбивая поклоны перед «ова», чиновниками и ламами и идет навстречу противнику» (Традиционная культура…, 2003: 102); «По окончании победитель исполнял какой-то удивительный танец вдоль всего круга, шлепал при этом руками сперва о свои бедра, а затем о землю» (там же: 158).

В современной тувинской борьбе сохранился танец орла как неотъемлемая часть праздничного зрелища.

Танец орла — это часть большого представления под общим названием хуреш, включающего в себя целый комплекс действий, состоящий из непосредственной схватки борцов, действий их секундантов, награждения победителей, одарения зрителей победителями белой пищей «ак  чем».

В это массовое представление вольно или невольно вовлечены все его участники — зрители, судьи, секунданты, борцы, животные (скакуны, приносимые в дар победителям), работники, готовящие угощение. Действо по своей всеохватности и зрелищности чем-то напоминает схватки гладиаторов Древнего Рима.

В начале соревнований «танец орла» исполняется коллективно: борцы, одетые в традиционную ритуальную одежду (мягкие высокие сапоги, кожаные трусы с тисненым орнаментом, короткий камзол с длинными рукавами и тесемками), выходили к краю поля перед судьями и зрителями и медленно ступали, раскинув широко руки, как крылья, подражая птьчьему полету высоко в облаках. При этом каждый из них стремился выделиться своей статью и мощью.

«Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народаПосле первого исполнения танца начиналась жеребьевка. Необходимо учесть, что в борьбе хуреш весовая и возрастная категории не учитывались. В поединке могли сойтись начинающий легковесный борец с именитым тяжеловесом, имеющим громкий титул («сокол», «лев», «слон»), что вносило определенную интригу. В связи с этим секунданты стремились выгадать для подопечного более предсказуемого соперника.

Борьба, проводимая в несколько туров, начиналась с оглашения соответствующей пары единоборцев, после чего соперниками снова исполнялся «танец орла». Секунданты при этом громко восхваляли своего подопечного, описывая его достоинства: силу, ловкость, место рождения борца и родовую принадлежность, что имело немаловажное значение.

По завершении славословий секунданты также исполняли «танец орла», подражая своим борцам. Многие секунданты в молодости сами познавали радость побед и горечь поражений в борьбе.

Затем секунданты инструктировали своих подопечных, разъясняя выведанные ими данные о слабых и сильных сторонах соперника, подсказывали наиболее удобные варианты тактики либо отдельный прием предстоящей схватки.

С началом поединка действия секунданта не прекращались. Они подбадривали борцов, обращали внимание зрителей на то, каким приемом действует  его борец, подначивали безобидной шуткой его соперника.

Необходимо отметить, что оскорбления, двусмысленные выражения из уст секундантов не допускались. Народом ценилась способность секундантов объективно оценить своего борца, вовремя отпустить шутку, вызывающую смех зрителей либо отшутиться от подначек другого секунданта.

В ходе схватки секунданты не стояли на месте, кружась вокруг борющихся, криками подбадривали единоборцев и в момент «затухания» борьбы легкими шлепками по заду подопечного призывали активизировать свои действия.

По завершении схватки проигравший в знак поражения развязывал тесемки и подныривал под воздетые руки победителя. А тот, в свою очередь, «Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народасимволически «стряхивал пыль» с его плеч. Секундант победителя при этом под восторженные крики зрителей вновь восславлял своего борца, снимал с себя головной убор, держа его над головой бегущего победителя, обозначая триумфальное завершение поединка.

Постепенно переходя с бега на шаг, победитель исполнял сольный «танец орла» — танец торжествующего победителя. После чего подбегал к столику с угощениями и разбрасывал его в толпу, символически одаряя ее своей силой. «Он получал в виде приза кусок сыра из рук нойона и главного ламы,  попробовав этот сыр, борец великодушно кидал затем в толпу к великой радости маленьких детей, которые, ссорясь между собой, бросались подбирать его» (там же: 159).

Борцы во все времена были любимы и почитаемы простым народом и уважаемы власть имущими. Любой человек, посетивший хуреш, не мог остаться равнодушным. Недаром «танцу орла» мальчиков начинали учить с младенчества.

Как упоминалось выше, в ходе борцовских поединков «танец орла» исполняется трижды: в начале  всеми  борцами, перед началом схватки и по ее завершении в случае победы одним из участников.

Необходимо отметить, что это не просто ритуал, имеющий условное отношение к танцу как таковому. Он далеко не лишен элементов хореографии в современном понимании. Пластика полна глубокого содержания: борец, держа руки воздетыми, плавно взмахивает руками, подражая гордо парящему орлу. Танец продолжается поворотом всего корпуса танцующего, который изображает кружение в небе орла, и, после остановки, завершает танец похлопыванием ладонями по внешней и внутренней стороне бедер.

Значение завершающего элемента вызывает споры у различных исследователей, большая часть которых связывает похлопывание по бедрам с желанием обратить внимание зрителей, судей и соперника на размер и мощь своих ног, способных удержать борца в момент схватки, т. к. правила борьбы хуреш требуют умения держаться на ногах. А касание на три опоры считается проигрышем.

«Танец орла» секунданта имел особый характер. Если борец исполнял танец, демонстрируя красоту линий взмаха рук-«крыльев», тем самым олицетворяя волю к победе, то секундант танцевал только тогда, когда его подопечный выигрывал поединок. Смысловая нагрузка танца: выражение радости по случаю победы своего борца. Но его движения скованы одеждой: длиннополым халатом, подпоясанным кушаком и головным убором. 

«Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского народаВ наше время элементы танца орла получили развитие на профессиональной сцене. Хуреш для исследователей представляет собой кладезь художественного материала, имеющего прочную связь с народным искусством. Здесь прослеживаются истоки зарождения современного театрального искусства, массового площадного представления, а также других жанров: как разговорного, вокального, пантомимы, танцевального и др.

Необходимо отметить, по своей структуре массовое представление хуреш имеет развитие по всем законам современной драматургии: экспозиция — начало зрелища; завязка — борьба соперников; развитие — интрига результатов схваток; кульминация — пик соревнований, накал страстей; развязка — завершение поединков, финал, триумф победителя, горечь проигравшего.

Хореографическая лексика танца орла выразительна и предельно лаконична. Значение движений несет сакральный смысл и берет начало в глубокой древности. Как пишет В. Е. Баглай, «люди верили, что с помощью танца устанавливали связи со своими богами, поскольку полагали, что танец наряду с пожертвованиями разного характера, умилостивят богов» (Баглай, 2007: 8).

С точки зрения современной хореографии, линия рисунка «танца орла», танцевальные элементы, духовно содержательный смысл, идея пластического  решения имеют  законченную форму. Пластически образные возможности языка танца визуально передают духовно-религиозную идею почитания птицы «олицетворяющей орла, отображая кружение орла над добычей, предстоящую схватку с врагом» (там же: 8).

«Танец орла» является частью духовно-художественного наследия тувинского  народа, требующей бережного обращения и сохранения, а также исследования в области философии, культурологи и искусствоведения.

Список литературы:

Баглай, В. Е. (2007) Этническая хореография народов мира. Ростов-на-Дону : Феникс.

Катанов, Н. Ф. (2011) Очерки Урянхайской земли (дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества) / подг., вступ. слово А. К. Кужугет. Кызыл.

Кон, Ф. Я. (1934) Экспедиция в Сойотию // Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. Собрание сочинений. М. : Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльных поселенцев. Т. III.

Кужугет, А. К. (2002) Тувинский летний праздник оваа дагыыры // Ученые записки. Вып. XIX. Кызыл.  С. 67–75.

Татаринцев, Б. И. (2002) Этимологический словарь тувинского языка. Новосибирск : Наука. Т. I.

Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало XX века) (2003). Кызыл : Тув. книж. изд-во.

Тыва тоолдар. Тувинские сказки (1972). Кызыл : Тув. книж. изд-во.

Дата поступления: 27.11.2013 г.

 

 Скачать файл статьи  10-Sanchay.pdf [834,57 Kb] (cкачиваний: 29)

Библиографическое описание статьи:

Санчай Ч. Х. «Танец орла» — духовно-художественное наследие тувинского  народа [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2014, № 1. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_21/6943-sanchay.html (дата обращения: дд.мм.гг.)

 

К Содержанию номера

 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта