Институт философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), Тувинский государственный университет (г. Кызыл), Российский гуманитарный научный фонд (г. Москва) в рамках Третьих Центрально-Азиатских исторических чтений проводят XII Международный семинар "Этносоциальные процессы в Сибири: социокультурный подход в региональной этнонациональной политике” (20–24 июня 2014 г., г. Кызыл, Республика Тыва).
Для обсуждения на семинаре выносятся следующие основные группы проблем
- Теория, методология и методика исследования этносоциальных процессов;
- Динамика этносоциальных процессов в Сибири и сопредельных территориях (Казахстан, Монголия, Китай);
- Региональные особенности этносоциальных процессов в различных сферах жизни (проблемы этнодемографического, этноэкономического, этнополитического, этнокультурного развития);
- Влияние миграционных процессов на этносоциальную ситуацию и характер межэтнических отношений в регионах Сибири;
- Неотрадиционализм и неоархаизация в современном этносоциальном развитии;
- Социокультурные ориентиры населения, его установки в области межэтнических отношений, факторы, стимулирующие и затрудняющие их гармонизацию;
- Соотношение общегражданской, региональной, этнической и локальной идентичности;
- Теоретические и прикладные вопросы регулирования межэтнических взаимодействий и межэтнической интеграции;
- Проблемы реализации Стратегии государственной национальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: отечественный и зарубежный опыт;
- Правовые основы этнонациональной политики;
- Механизмы детерминации моделей региональной этнонациональной политики особенностями этносоциальных процессов в региональных межэтнических сообществах.
Планируется рассмотреть весь комплекс обозначенных проблем сквозь призму социокультурного подхода, его возможностей для анализа и диагностики состояния этносоциальных процессов и реализации национальной (этнонациональной) политики на общероссийском, региональном и муниципальном уровнях. Суть социокультурного подхода выражена П. Сорокиным в формуле: личность – культура – общество как неразрывная триада. Это предполагает учет социального, культурного и личностного аспектов при анализе этносоциальных процессов и этнонациональной политики.
Специальные теоретические и прикладные вопросы для обсуждения:
- Сущность социокультурного подхода и его интерпретации в отечественной и западной социогуманитарной науке;
- Социокультурный подход и методология этносоциологии; соотношение социокультурного подхода с другими подходами в социологии (структурно-функциональным, цивилизационным, деятельностным и др.);
- Социокультурный подход как методологическая основа национальной политики: отечественный и зарубежный опыт;
- Региональные модели этнонациональной политики в России и Сибири;
- Потенциал социокультурного подхода для диагностики этносоциальной ситуации и формирования эффективных региональных моделей национальной политики.
В рамках семинара планируется проведение круглого стола на тему «Феномен архаического в организации социокультурного пространства».
Тема семинара продиктована актуальностью проблем реализации Стратегии государственной национальной политики в Российской федерации на период до 2025 года и противоречивостью современных этносоциальных процессов Место проведения выбрано не случайно. В 2014 году Республика Тыва отпразднует знаменательную дату – 100-летие единения России и Тувы и основания столицы республики г. Кызыла.
Данный семинар является логичным продолжением и органичным развитием Международного семинара «Этносоциальные процессы в Сибири», который с 1995 года проводится сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (руководитель семинара доктор философских наук, профессор Ю.В.Попков) в сотрудничестве с представителями научных учреждений, вузов и органов государственной власти разных регионов Сибири.
К участию приглашаются социологи, экономисты, юристы, философы, историки, демографы, этнографы, политологи, работники сферы культуры и образования, представители органов власти и управления, руководители национально-культурных общественных объединений.
Планируются дискуссии по докладам, обсуждение вопросов фундаментального и научно-прикладного характера в области изучения этносоциальных процессов и этнонациональной политики, разработка рекомендаций органам власти.
Участие в семинаре предусмотрено как в очной, так и в заочной форме.
Организационные вопросы
Для участия в работе семинара необходимо представить заявку до 15 мая 2014 года. В ней указать – фамилию, имя, отчество, тему доклада, место работы, должность, ученую степень, адрес (домашний или служебный), телефон рабочий (домашний), факс, электронную почту, форму участия (очная, заочная). Одновременно необходимо прислать отредактированный текст статьи в электронном варианте. Приветствуются предложения по тематике актуальных этносоциальных исследований и предложения для органов власти по совершенствованию этнонациональной политики на разных уровнях управления (отдельным файлом).
Оплату проезда, проживания и питания участники Семинара осуществляют за свой счет.
Заявки на участие в семинаре, статьи и предложения, а также возникающие вопросы просим присылать (с обозначением темы сообщения: Семинар) по адресу
Е-mail:. popkov@philosophy.nsc.ru
Телефоны для справок:
в г. Новосибирске: (383) 330-22-40 – Попков Юрий Владимирович (понедельник, четверг).
в г. Кызыле (организационные вопросы по пребыванию в Кызыле): (39422) 218-89 – Оюн Чечек Олеговна, e-mail: ifoi@tuvsu.ru
По всем возникающим вопросам можно обращаться к ученому секретарю семинара Тарбастаевой Инне Семеновне: Е-mail: inna-tarbastaeva@yandex.ru, телефон: 8-923-153-40-96; 8-913-008-04-29.
Правила оформления текста рукописи
Авторы представляют статьи на русском языке объемом до 0,5 печатного листа (текст в формате Word, 20 тыс. знаков с пробелами, шрифт 12, межстрочный интервал 1,5. Все страницы рукописи должны быть пронумерованы. Публикации, превышающие указанный объем, допускаются к рассмотрению только по согласованию с оргкомитетом.
В начале статьи указываются: УДК, фамилия и инициалы автора (или авторов), место работы, почтовый и электронный адрес, название статьи, ниже приводится текст аннотации (3-4 предложения, раскрывающие основное содержание), ключевые слова (до 10 слов). Далее идет текст статьи. В конце помещается список литературы в алфавитном порядке (если есть литература на иностранных языках, она ставится в конце списка). После литературы на английском языке указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, аннотация и ключевые слова.
Библиографические ссылки: в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора, год издания, страница, на которую делается ссылка. В списке литературы библиографическое описание публикации включает: фамилии и инициалы авторов (всех, независимо от их числа), полное название работы, а также издания, в котором опубликована (для статей), город, название издательства или издающей организации, год издания, том (для многотомных изданий), номер, выпуск (для периодических изданий), объем публикации (количество страниц – для монографии, первая и последняя страницы – для статьи). Ссылки на архивные документы оформляются в виде сноски (текст сноски располагается внизу страницы).
Неотредактированные и неправильно оформленные статьи, а также статьи, не соответствующие теме семинара, не принимаются. Право окончательного решения по поводу публикации статей остается за оргкомитетом.
Образец оформления рукописи и списка литературы
УДК 303.01
Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев
Институт философии и права СО РАН
ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: yuripopkov@rambler.ru
Новосибирский государственный университет
ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: tugashev@academ.org
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. Дается критическая оценка информационно-семиотической интерпретации этнокультурного неотрадиционализма. Предложена интерпретация этнокультурного неотрадиционализма как социокультурного движения, которое актуализирует, аккумулирует и диверсифицирует культурно-историческое разнообразие этнических традиций.
Ключевые слова: культура, этнос, традиция, социокультурный подход, неотрадиция, этнический неотрадиционализм, этнокультурный неотрадиционализм.
…Социокультурная интерпретация характеризует этнокультурный неотрадиционализм как духовно-практическое движение, актуализирующее потенциал традиционной культуры этноса на всех ее уровнях – от культурного ландшафта и хозяйственно-бытовой культуры до политико-правовой и духовной культуры [Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., 2012б. С. 189].
…Это ярко проявилось, например, в неорусском стиле – наиболее влиятельном неотрадиционалистском течении в русском искусстве конца XIX — начала XX в. [Бицадзе, 2009; Скляров, 2012].
Список литературы
Анжиганова Л.В. Этнокультурный неотрадиционализм в условиях социокультурных трансформаций // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6.С. 438-440.
Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики. М.: Научный мир, 2009. 368 с.
Гудков Л. Д. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 124-147.
Кирилюк Д. Резервация для ханты и манси // Сургутская трибуна. 2002. 14 марта.
Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб: Алетейя, 2011. 132 с.
Пика А. И. Неотрадиционализм на российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 47-53.
Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Социокультурное движение в гуманитарном сообществе и социокультурный подход // Вестник НГУ. Сер.: Философия. Т. 10. Вып. 3. Новосибирск, 2012а. С. 58-63.
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Понятие этнокультурного неотрадиционализма: к методологии анализа // Личность. Культура. Общество. 2012б. Т. 14. Вып. 4. С. 187-193.
Скляров О. Н. «Есть ценностей незыблемая скала...». Неотрадиционализм в русской поэзии 1910-1930-х годов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 180 с.
Y. V. Popkov, E. A. Tyugashev
ETHICCULTURAL NEOTRADITIONALISM
AND SOCIALCULTURAL APPROACH
The article provides a critical assessment of the informational-semiotic interpretation of ethnocultural neotraditionalism. The authors offer an interpretation of ethnocultural neotraditionalism as a sociocultural movement which makes topical, accumulates and diversifies the cultural and historical variety of ethnic traditions.
Keywords: culture, ethnicity, tradition, socialcultural approach, neotradition, ethnic neotraditionalism, ethniccultural neotraditionalism.
Скачать файл статьи