Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 ноября 2024 г.

Сведения из архивных документов об установлении покровительства России над Танну-Урянхаем: проблемы и пути их решения

Аннотация: В статье представлен текст доклада автора для Международной научной конференции, посвященной 100-летнему юбилею — «Единая Тува в единой России: история, современность, перспективы» (3–4 июля 2014 г., г. Кызыл). В доклад включены сведения из документов Государственного архива Республики Тыва об установлении покровительства России над Тувой. Некоторые факты упоминаются впервые.

Ключевые слова: Урянхайский край, Китай, Монголия, Енисейская губерния, торговые фактории, золотопромышленные предприятия, Маньчжурская династия, Комбу-Доржу, Буян-Бадыргы, покровительство России.

Extracts from archival documents about the establishment of protectorate of Russia over Tuva: problems and ways of solution 

 A. M. Dugar-Syuryun

Abstract: Article presents the author’s presentation at International Science Conference devoted to 100th  jubilee "United Tuva in united Russia: history, modernity, futures” (July 3-4, 2014, Kyzyl). It includes documents from the State Archive of the Republic of Tuva about the establishment of Russian patronage over Tuva. Some data occurs for the first time ever.

Keywords: Uriankhai region, China, Mongolia, Yenisey governorate, trading posts, gold mining companies, Manchu dynasty, amban-noyon Gombodorzhi, Russian patronage.

Сведения из архивных документов об установлении покровительства России над Танну-Урянхаем: проблемы и пути их решения
Феликс Яковлевич Кон в свое время в «Записках по географии Усинского края» писал, что еще в начале XVII столетия русские цари отправляли посольства на р. Хемчик и оз. Упса к Алтын-Ханам, с которыми велись переговоры о переходе монголов в подданство России, земли которой, по словам киргиз, отделялись от монгольских земель именно рекой Хемчик. В 1616 г. Алтын-хан кун-тайши Омбо-Эрдени был приведен к присяге России послом Василием Тюменевцем. Преемник кун-тайши Лозан был приведен к присяге Степаном Гречаниным в 1936 г. Посольство Старикова и Неверова в 1638 г. имело целью лишь сохранение прежнего успеха.

 

Алтын-хан Лозан со временем отказался от присяги на подданство России и лишь обязался почитать русского царя как младший брат старшего. Несмотря на этот отказ, Россия в то время могла упрочить свое положение и на правой стороне Хемчика.

После 1660 г. Россия на время прекращает всякие сношения с пограничными восточными народами, в то время как Китай, в лице маньчжурской династии, утвердившись в 1644 г. до Великой стены, в течение 100 лет завоевывает всю Монголию и Джунгарию. Не менее успешно в то время Китай воевал и с Россией. В 1688 г. был осажден г. Нерчинск, и китайцы принудили сибирских воевод заключить 27 августа 1689 г. Нерчинский договор, по которому отошел Китаю весь бассейн Амура с верховьями Амура, Онона, Аргуни и Селенги. Через семь лет после Нерчинского договора была установлена граница Китая с монголами. Как впоследствии формировались отношения Китая к племенам, кочующим на запад по всему водоразделу верховьев Каа-Хема и Бий-Хема по слиянии их и Улуг-Хемом и по хребту Танну-Ола неизвестно, но судя по редакции некоторых пунктов заключенного 20 августа 1727 г. Буринского трактата, местность, по которой кочевали урянхи, составляла как бы нейтральную полосу, и ни одно из договаривавшихся государств не решалось считать урянхов своими поданными. «Урянхи, — говорится в трактате, — в которую сторону платят по пяти соболей ясаку, в той стороне да останутца и впредь да останутца и впредь да платят. А которые урянхи платили в обе стороны по соболю, с которого дни  граница установитца, впредь не спрашивать вечно» (Кон, 1914: 13, 16–17).

Из этого видно, что ни то, ни другое из договаривавшихся государств не дорожило землями, ныне заселенными тува-сойотами. Ныне, когда так называемая Урянхайская земля оказалась «обилующей млеком и медом», когда земледельцы нашли в ней благодарную для земледелия почву, скотоводы — степи, обилующие кормовыми травами, на которых скот держится на подножном корму круглый год, звероловы — богатую добычу, торговцы — выгодных покупателей, многим доставивших крупное состояние, когда в крае найдены богатейшие золотые россыпи, залежи асбеста, мрамора и т. д. отношение к этой стране изменилось, волна переселенцев врывается вглубь Урянхайской земли.

В докладных записках Министру Внутренних Дел Иркутский  Военный Генерал-Губернатор в 1906 г. писал: «Вопрос о точном определении пограничной с Китаем, Монголией линии в южной части Енисейской губернии многократно поднимался, но до сих пор не получило окончательного разрешения. Пользуясь неопределенным положением этого вопроса, русские промышленники, торгующие и переселенцы постепенно углублялись в систему Верхнего Енисея, Бий-Хема и Улуг-Хема в Урянхайский край, заводили там торговые дела, разросшиеся в торговые фактории, постепенно превратившиеся ныне в крупные скотоводческие, земледельческие хозяйства. Одновременно и мелкие партии переселенцев, переходя хребты, оседали в пределах правых притоков Верхнего Енисея, образовали несколько довольно крупных поселков:  Туран, Уюк, Себи — в системе правых притоков Верхнего Енисея, начали развиваться золотопромышленные предприятия. Таким образом, интересы наших русских людей в этой стране ныне настолько серьезны и жизненны, что не могут не вызвать серьезных опасений за будущее.

Между тем,  Китай, до сих пор державшийся совершенно пассивно по отношению к названному краю, ограничивающийся лишь взиманием налогов, стал серьезно им интересоваться, до открытия в стране золотых россыпей китайцы не считали Урянхайскую землю своей территорией» (Государственный архив Республики Тыва — ГА РТ. Ф. 112, О.1, Д. 2а, л. 1–4).

 В памятной записке Драгоман упраздненного Военного комиссарства Гиринской провинции коллежский асессор Мосин писал: «Допустимо, что каждое государство работало над проведением границы особо от другого, и тогдашние китайские чиновники, посланные ставить пограничные караулы, приняли урянхов за племя, не принадлежащее исключительно Китаю, а потому и повели границу между ними и Монголией. Мы же в свою очередь, подойдя по границе с нашей стороны к землям этого племени, приняли это племя за принадлежащее Китаю и между ними и нами поставили пограничные знаки» (там же, л. 9–10).         Далее в докладной записке Начальнику штаба Иркутского Военного округа Мосин в 1907 г. написал: «Захват земель и эксплуатация урянхайцев китайцами уже начались. На землях урянхайцев по северную сторону хребта Танну-ола, уже поселилось более тридцати семей  китайцев, начавших свою деятельность, прежде всего, спаиванием аборигенов, закабалением себя посредством кредита. Затем китайцы поссорили между собою князей, а интригами Улясутайских властей добились раздробления области, подчинением урянхайской администрации непосредственно Улясутаю. Раньше областью правил ухери-да, благодаря ссоре Кемчикского князя с ухери-да Хемчикское княжество сделано самостоятельным и подчинено Улясутаю. Раньше китайцы не появлялись на землях урянхайцев, а если приезжали, то не иначе переходили границу Монголии и области урянхайцев, как при имении паспорта Улясутайских властей. Выдача паспортов китайцам, для перехода на землю урянхайцев, подтверждает, что урянхайцы не считали себя вполне подчиненными Китаю и Китай это признавал.

Если мы, в силу каких-либо причин, не можем возбудить вопроса об исправлении границы нашей с Китаем то, мне думается, что мы могли бы поднять вопрос о самостоятельности Урянхайских княжеств, об учреждении княжества — буфера и добиться протектората над ним» (там же, л. 34об.-35).

Далее Заведующий урянхами Хемчикского хошуна, Западного Танну-Урянхая Гун Буян-Бадыргы во всеподданнейшем прошении написал его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу: «Около трехсот лет назад при первом русском царе из царствующего ныне Дома Романовых Михаила Федоровича, предки наши кочевавшие по реке Хемчику присягали на подданство России через первого русского посланца в том крае Василия Тюменьца и с того времени  покровительство императоров из дома Романовых урянхайскому народу продолжалось в течении долее шестидесяти лет. Но после этого покровительство России урянхам почему-то прекратилось, и наш маленький народ, представленный самому себе и не будучи в состоянии управляться самостоятельно, постепенно и незаконно подпал под влияние императоров Маньчжурской династии, принявши китайское подданство. 

Ныне с упразднением в Китае Маньчжурской династии и с провозглашением Монголией своей независимости, существовать самостоятельно мы, урянхи, ввиду нашей малочисленности по-прежнему не можем, а потому я, мои духовные и светские чиновники и весь народ, после тщательного и продолжительного обсуждения о создавшемся положении, следуя руководительству Всевышнего, согласно истории нашего народа … единодушно решили просить Великого Цаган Хана принять весь хошун под свою Высокую Державную Руку и покровительство, оставив нам, если это будет признано возможным, те немногие особенности нашего быта.

Урянхи исповедуют желтую религию (ламаизм)  и просит исповедование таковой оставить по-прежнему и на будущее время. Кочевья нашего Хемчигольского хошуна на юге соприкасаются с двумя Дурбетскими западными и восточными аймаками, ранее граница находилась вне установленной линии, куда и просим населяемых насильно иноземцев не допускать. Урянхи издавна  не имели случая нести военную службу, просим от отбывания воинской повинности пока избавить. Просим также оставить по-старому, не изменяя, всем чиновникам и народу образец их платья, косы, шарики и султаны, павлиньи перья на шапках чиновников».

Такие прошения Великому Государю Белому царю также писали главный духовный наставник всего урянхайского населения Гебши Хамбо Гелун Чамзы лама, правители 17-оттоков и другие нойоны.

Министр иностранных дел России С. Д. Сазонов 29 марта 1914 г. представил Всеподданнейший доклад Николаю II  о принятии населения Урянхайского края под покровительство России. в тексте доклада он пишет: «Во исполнение  Высочайшей воли приемлю смелость испрашивать, не благоугодно ли будет Императорскому Величеству повелить, объявить через командированного в Урянхайский край чиновника Управления Иркутского Генерал-Губернатора населению пяти хошунов, на которые разделяется этот край, что отныне оно принято под покровительство Российского Правительства.

В Крыму в городе Ливадия 4 апреля 1914 г. Николай II подписал  резолюцию «На подлинной собственноручно его Величества рукою начертано «Согласен» (ГА РТ. Ф.112, О.1, Д. 14а. л. 9–10).

Сведения из архивных документов об установлении покровительства России над Танну-Урянхаем: проблемы и пути их решения5 апреля 1914 г. Министр Иностранных Дел на имя Иркутского Генерал-Губернатора направил секретную телеграмму. «Названный край отныне принят под покровительство Российского Правительства» (там же, л. 11).

В свою очередь Иркутский Генерал-Губернатор направил Заведующему Пограничными Делами Усинского округа Коллежскому Асессора Церерину сообщение: «15 января сего года мною были препровождены Министру Иностранных Дел прошения на Высочайшее Имя  урянхов Да и Бейсе хошунов о принятии их в подданство России, причем я указывал на необходимость дать на эти прошения урянхов в возможно непродолжительном времени определенный ответ.

В ответе на вышеозначенное представление мною получена телеграмма от Гофмейстера Сазонова, уведомляющая меня, что по его всеподданейшему докладу Государь соизволил объявить чрез командированного в Урянхайский край чиновника моего управления населению всех пяти хошунов, на которые делится Край, что отныне оно принято под покровительство Российского Правительства.

Заведующий пограничными делами Усинского округа Церерин в ответ написал: «С принятием урянхов под покровительство России административное устройство представляется ныне в следующем виде: самые многочисленные урянхи двух западных хошунов — Хемчигольского и 17 оттоков, имеющие общие кочевья, управляются своими отдельными правителями, управления которых, в виду общности интересов этих урянхов, кочуют всегда вместе. В целях скорейшего обособления от Монголии, просили разрешения им сделать на границе съезд для разбора и ликвидации смешанных дел с монголами с связи с тем, что они урянхи действительно находятся под покровительством России — командировать на съезд вместе с урянхайскими чиновниками 2-3 казаков. Просьба удовлетворена, съезд прошел вполне мирно.

Три восточных хошуна — Ойнарский, Сальчжакский и Точжинский лишь номинально считаются под общим управлением Амбань-Нойона в действительности, же последний управляет только своим личным хошуном — Ойнарским. Правители двух хошунов, упорно считают себя монгольскими поданными, в то же время как население хошунов, тяготясь монголскими поборами, все более и более склоняется в сторону России.

Наконец для наблюдения за порядком среди малочисленных урянхов Мадо и Чжодо сумонов необходимо послать лишь одного хорошего урядника, знающего урянхайский язык.

В заключение считаю необходимым доложить, что для дальнейшего укрепления власти в первую очередь следует немедленно выдать от русского правительства урянхайским правителям хошунные должностные печати. По понятиям и строго установившимся взглядам азиатских народностей в Китае, Монголии и Урянхае должностная печать имеет у них громадное значение и лишь одним фактом передачи печати какому-нибудь хошунному правителю устанавливается прочная подчиненость последнего к лицу, выдававшему печать. Такие печати можно было-бы выдать трем правителям: Хемчигольскому Нойону, Бугде-Дарга 17 оттоков и Амбань-Нойону (ГА РТ. Ф.112, О.1, Д.17а. л. 35–37). 

В тексте объявления Высочайшей воли Амбань-Нойону Комбу-Доржу, чиновникам и населению хошуна 17 оттоков (бывшего Бейсе хошуна), Хемчиксому Нойону гун Буян-Бадыргы сообщено 5-й день апреля 1914 г. «восполследовало ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение на принятие Вас с подведомственными Вами урянхами своего хошуна под Высокое ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА покровительство, о чем отныне уведомляю Вас.

С принятием Вас с подведомственными урянхами под Русское покровительство на Вас лежит обязанность: во-первых не иметь никаких сношений с иностранными государствами. Таковые сношения, если потребуются, могут вестись не иначе, как через представителя Российского правительства в Урянхайском крае» (там же).

 Далее в этом же документе имеются ручательства, подписанные Амбань-Нойоном Комбу-Доржу, Заведующими урянхами Западных 17-ти отоков по р. Хемчику,  Заведующим отдельным Танну-урянхайским хошуном по р. Хемчику Тусалакчи гуном Буян-Бадыргы, где написано: «С получением письменного объявления о принятии под покровительство России отныне не буду иметь никаких самостоятельных, непосредственных сношений с иностранными Государствами. Если таковые сношения и потребуются, то обязуюсь вести их через представителя Российского правительства, а все споры и недоразумения, какие могут возникнуть между отдельными  урянхайскими хошунами, буду повергать на его решение» (там же, л. 46).

 

Список литературы:

Кон, Ф. Я. (1914) Усинский край. Красноярск.

Дата поступления: 10.07.2014 г.

Скачать файл статьи  6-Dugar-Syuryun.pdf [347,92 Kb] (cкачиваний: 17)

К Содержанию номера

Библиографическое описание статьи:

Дугар-Сюрюн А. М. Сведения из архивных документов об установлении покровительства России над Танну-Урянхаем: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2014, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_23/7322-dugar-syuryun.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта