Аннотация: В статье формулируются основные особенности, характерные черты национального менталитета, мышления и поведения монголов. Определена их связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными факторами. Названы 15 базовых особенностей.
Ключевые слова: монголы, национальный характер, национальный менталитет, темперамент.
Mongolians: who are we?
Tsoohuu Kh.
Abstract: Article defines the main characteristics adjacent to national mentalities, thinking and behavior of Mongolians. Their link to geographic, climatic, geopolitical, historic-cultural factors is being defined. 15 basic characteristics are named.
Keywords: Mongols, national character, national mentalities, temper.
В последние годы с развитием горнодобывающей промышленности впервые в истории Монголии наблюдается ослабление места и роли в экономике страны кочевого животноводства, которое тысячи лет было основой жизни монголов. В то же время, начиная с 1990-х гг., Монголия выбрала путь развития демократии и рыночной экономии. Немаловажно и то обстоятельство, что процесс глобализации, охвативший весь мир, все активнее воздействует и на развитие Монголии.
Все эти грандиозные события повлекли значимые изменения в жизни монголов и, следуя этому, начал заметно меняться сам монгольский человек, его ценностные ориентиры, вера, мораль. Поэтому возникает необходимость задаться такими важными вопросами, как: кем мы были и кто мы есть теперь, каковы преимущества и слабости монгольского человека, в чем особенности образа жизни, национального менталитета монголов и т. п.
Ответы на эти вопросы дадут возможность понять, насколько современные изменения в экономике, социальном развитии и мышлении соответствуют нашей культурной почве и образу жизни, а также оценить их плюсы и минусы. Одним словом, мы должны быть способными знать, что нам нужно и чего не нужно. Только тогда вышеупомянутые процессы дадут свои положительные вклады в развитие монгольской нации в грядующие годы.
В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.
1. Свобода
На обширных территориях степей монголы занимались кочевым животноводством, жили вольготно и спокойно, что является судьбоносным свойством человека-монгола. В настоящее время наблюдаются некоторые различия городских и сельских жителей, но доныне сохранились исконные свойства человека-монгола, типичные для всех монголов.
Монгольское животноводческое производство не является для человека обузой, животновод имеет сравнительно много свободного времени. Основные весенние заботы связаны с рождением молодняка, летние — со стрижкой шерсти и готовкой молочных продуктов, осенние — с выпасом скота на отгоннных пастбищах, чтобы скот набрал достаточную упитанность. Если не учитывать эти основные дела, животноводческое производство идет спокойно-умеренно, дает человеку временные заделы.
Пастбищное животноводство, хотя является малопродуктивным, вполне достаточно для жизнеобеспечения одной семьи или группы юрт (хот айл). Мясо и молоко используется для пищи, шкуры и шерсть — для одежды и изготовления домашних принадлежностей, а крупный скот — для езды и транспорта. Поэтому человек-монгол может жить, не завися ни от кого, кроме своего скота и своей семьи. В этом отношении он является сравнительно самостоятельным и свободным гражданином.
Хотя монголы более 200 лет находились под маньжурским игом, около 70 лет — под политико-экономическим влиянием Советского Союза, у них никогда не было рабского и колониального мышления. Наоборот, как наследники великих империй, созданных на территории, охватывающей полмира, как создатели свободной торговой сети мирового уровня, монголы обладали внутренней свободой и отличались стремлением жить богато и быть довольными своей жизнью, употребляя при этом самое изящное и прекрасное.
Кочевническое хозяйство ведется размеренно, вследсвтие чего скотоводы как правило, неторопливые люди. Время сильно не «прижимает» их. Скотоводы делают круглогодичные перекочевки к тем местам, где выросло много травы и она сочна. Поэтому у них нет сильной территориальной зависимости. Таким образом, свобода, не ограниченная пространством и временем и выступающая важной составляющей образа мышления, является коренной чертой человека-монгола. Если понимать слово «свобода» в таком узком смысле, можно сказать что монголам даже присуща чрезмерная свобода.
2. Мунх тенгри
Хотя известно, что в Монголии распространен буддизм, можно сказать, что она не попадала под сильную власть религии. Это является особенностью исторического развития страны. Традиционным мировоззрением монголов были шаманская молитва и верование в тэнгри. Шаманская молитва — это очень древнее верование, квинтэссенцией которого является обряд и воззрение общения с духами.
На почве монгольской шаманской молитвы по-новому унаследовано верование в Мунх тенгри — Вечное небо. В свое время Модун Шанью хан говорил о том, что он верующий в Небо и сын Неба, об этом писалось в китайских источниках.
Верование в небо было возведено в ранг государственной религии при Чингисхане. Оно создавало науку выживания в гармонии с природой и ее закономерностями: человек должен понимать природу, он является неотъемлемой частью природы.
До сих пор сохраняется вера в то, что тенгри являетстя магической средой, позволяющей сохранять высшие наследия наших предков и хаганов. Шаманская молитва как мировоззрение принимает мир с бытийной стороны, а Мунх тенгери разъясняет его с философской точки зрения. Для монголов Вечное небо — это не только воздух, небо, звезды, солнце и луна. Оно есть абстрагирование высокого уровня, что является одним из крупных достижений в истории познания у монголов.
Согласно тенгрианскому верованию, люди принимают природу во всех ее видах и скрытых формах, считают себя неотъемлемой частью природы, стараются жить в согласии к ней. Тем самым тенгрианство принимает участие в покровительстве жизни и деятельности каждого человека и в целом в судьбы монгольской нации.
Мунх тенгри находится независимо от нас, но оказывает влияние на наши действия, волю, желания и стремления, покровительствуя либо препятствуя им. Это новая реальность, обеспечивающая материальное и духовное единство. Аналогом ей аналог такого понятия «Амь» монгольской философий (см. об этом ниже). В этом смысле, учение Мунх тенгери ведет нас к понятию квантовой реальности, возникшей в современной физической науке (Цооху, 2012).
Квантовая реальность является композицией и гармонией, одновременно содержащей всю информацию о Вселенной. Она и существует в виде информации. В квантовой реальности нет массы, даже нет понятия о пространстве и времени. Квантовая физика считает, что человек в этой реальности участвует как бы извне — с помощью физических приборов и аппратуры, создает понятия о пространстве и времени, получает реальные процессы, в результате чего формируется весь материальный мир.
До человека там существовало бесконечное число возможностей. Его участие (например, в виде измерения физических величин) приводит к выбору одной из реальностей и реализации ее в нашем реальном мире. То, что было до участия человека, не обязательно должно соответсвовать тому, что получились при его участии. В этом смысле сознание человека не есть отражение внешнего мира. Оно является не больше, чем выбором. Другими словами, познание человека есть некоторая переграда, которая огораживает одну из возможностей от остальных бесконечно многих возможностей.
Другая специфика состоит в том, что при проведении измерения (в процессе взаимодеиствия) мы не можем заране сказать, что именно из бесконечного числа возможностей и вариантов попадает в данный момент в прибор, измерится и тем самым определится, поскольку только после измерения что-то становиться определенным. В этом смысле можно говорить о том, что человек сам создает реальность.
Мунх тенгри тоже не материально, и монголы верят, что оно обладает бесконечной мощностью. Оно скрыто от нас, но оттуда можно получать информацию о жизни Земли и мира через медиаторов — шаманов. Подобно тому, как квантовая механика становится полной и замкнутой теорией по мере привличения прибора измерения, мировозрение монголов становится полным и замкнутым с включением шаманов-посредников.
Как было отмечено, до измерения результат является неопределенным, непрогнизируемым и неоднозначным. Только после измерения все становится ясным. Такая ситуация похожа на то что, до молитвы или до взаймодействия с Мунх тенгри существует бесконечное число различных (плохих и хороших) виртуальных событий, но после взаимодействия один из них реализуется в жизни.
Одной из форм молитвы к вечному небу является сакрализация гор и вод. Как отмечалось в предыдущих параграфах монографии, в Монголии существует несколько таких мест с сакрализацией на государственном уровне. Церемонии совершаются один раз в четыре года. В них принимает участие Президент Монголии, и это зафиксировано в специальном законе. Подобного нет нигде в мире.
Мунх тенгери является основой философской мысли монголов, которая отличается от восточной и западной философий. Это видно из того что, кроме основных понятий, таких, как бытие и сознание, здесь существует третье — душа. По убеждению монголов, единство бытия, сознания и души творит все сущее. Монгол считает, что у земли есть душа, природа имеет хозяина. Идеалисты допустили ошибку, смешивая душу с духом и разделяя душу от человеческой жизни и считая, что она есть одно из состояний сознания.
Таким образом, монгольская жизненная философия основывается не на дуальной основе, а на трилогии, будучи свободной от искуственных споров, идей и абстрактных знаний. Она является отражением самой жизни монголов.
Монгольский человек удовлетворяется тем, что измеряется цифрой три, когда что-то совершается три раза. Например, принято три раза обходить обо, сочинять мировую триаду. Говорят о трех победах на Наадаме и трех песнях. Монгольский музыкальный инструмент морин хур тоже состоит из трех струн, хотя иностранцы говорят, что у него только две струны, не замечая третью — смычок, который также сделан из конского волоса.
Таким образом, для монголов триада составляет основу мышления. Это отражено в философской мысли монголов и заключается в понятии «амь».
Монголия — страна, население которой склонно к фетишизму и верит в тайный, скрытый смысл вещей. Это, с одной стороны, свидетельствует о сохранении духовно-мыслительной культуры, с другой стороны, стало преградой и путами в распространении научных знаний (Хавх, 1995). Поэтому здесь больше верят словам гадальщикам, на второй план ставят умозаключение, размышление, законность и принцип. В общественном отношении верят в политически ангажированную идеологию.
3. Арга-билиг
Учение арга-билиг имеет общее фундамент с китайским учением об Инь и Янь и западным принципом тезис-антитезис. Оно опирается на концепции, согласно которой начало любого предмета или явления состоит из двух сторон, взаимоисключающих и взаимообусловливающих друг друга. Это учение сформировалось в Монголии в XIII–XIV вв., но современная физика вышла на эту закономерность лишь в ХХ в. Одним из проявлений этого является открытие волновых и корпускулярных (дуализм) своиств материи.
Основное своиство волны состоит в том, что она заполняет все пространство и существует везде. Но корпускула или частица существует компактно, как говорят физики, в определенной точке пространства. Таким образом, различные своиства одной и той же материй, с одной стороны, исключают, с другой — дополняют друг друга.
С философской точки зрения, арга является материей, а билиг — сознанием. Когда они вместе, они абсолютно независят от существования человека и его созерцания. В таком случае это идентично информации. Поэтому арга-билиг можно рассматривать как квантовую реальность, реальность глубоко внутренней структуры вещей (ни материя, ни сознание, ни они вместе взятые). Реальный мир, который чувствуется и воспринимается человеком, есть только одна из форм проявления арга-билиг или проекция в нашем материальном мире.
В квантовой физике существует композиция под названием «Кот Шредингера». Это кот, находящийся одновременно в живом и мертвом состоянии. Никто из нас не видел такого чудаческого кота, но он существует еще до нашего сознания (квантовый кот). Его можно представлять только в уме с использованием учения арга-билиг (опираясь на билиг). Обыкновенный кот — это осознанная реальность, форма проявления арга-билиг в нашем мире Цооху, 2012).
Арга-билиг существует, вечно переходя друг к другу. Каждый момент времени есть некоторое сочетание арга и билиг. Каждый из них не существует отдельно, самостоятельно. Это обстоятельство совершенно аналогично принципу неразличимости одинаковых частиц в квантовой физике. Согласно этому принципу, элементарные частицы не существует самостоятельно, они в каждый момент времени как будто обменивается друг с другом. Такой обмен приводит к тому что, всякое вещество — не простая коллекция составляющих его частиц, а есть тонкоструктурованная, иерархическая композиция элементарных частиц. Такая гипотеза полностью подтверждается человеческой практикой.
Если эту идею распространить на учение арга-билиг, то мы приходим к выводу, что не только материальный, но и духовный мир обладает тонкой структурой. С этой точки зрения, далеко не бессмысленной является старинная легенда, утверждающая, что существует 6 духовных миров, причем 3 из них выше нас (более цивилизованные), 2 — ниже нас (менее цивилизованные).
4. Пространство и время
Пространственно-временное чувство у монголов специфично. Человек из Великой степи спокоен, душа просторна, так как временная ориентация у него слаба, правильное распределение времени не вполне развито. Суточный промежуток, состоящий из 24 часов, делится монголом лишь на 6 частей: утро, малый полдень, полдень, наклонение полдня, вечер, ночь. Такое деление соответствует животноводческому труду. Утром человек рано встает, доит коров, к малому полдню кипятит молоко, производит молочные продукты, в полдень обедает, немного отдыхает, при наклонении полдня обрабатывают шкуры, шьет, вечером доит овец, сбивает кумыс и т. д.
Таким образом, время у монголов связывается с повторяющимися животноводческими процессами. На этом основании можно сказать, что представление о времени у монголов не сильно отличается от точного определения его в науке.
Монголы любят сказать слово «маргаш» (завтра). Оно эквивалентно словосочетанию «Через 24 часа». В действительности маргаш, к сожалению, может означать и несколько дней, даже недели. В чем причина такого неудобного положения? Монгол не может детально рассматривать суть задания или обязанности, он подходит к нему на основе душевной ориентации и допускает оишбку в распределении времени. Поэтому обещание «завтра» часто не выполняется вовремя.
Монголу не хватает постоянной, беспрерывной работоспособности. Из-за «природной распущенности» он не берется за работу вовремя, может отложить ее спонтанно, подумав: «Ладно, завтра». По этой причине часто начинает работу поздно, даже тогда, когда дело уже «горит». В связи с этим в народе бытует выражение «Выйдем поздно, наступим с силой». Но, как показывает практика, чаще всего, запоздавшая работа не укладывается в срок и не приносит желаемого успеха. Но даже если она и выполняется быстро, на нее затрачивается слишком много усилий. В этом есть недостаток монгольского харктера.
Пространство монголы понимают в смысле объема. В жизни простого скотовода пространство осмысливается в прагматическом значении как большой простор. Оно воспринимается безграничным, так как монголы до недавного времени не знали ценности земли.
Важно, что пространство понимается не отдельно, а в тесной связи со временем. Это обусловлено и унаследовано из практики кочевого образа жизни. Скотоводы, живущие в горах и Гоби, лето проводят в прохладных местах со свежей растительностью ближе к вершине или гребню горы, весной и осенью перекочевывают в степь и Гоби, где рано вырастают травы. А зиму проводят в относительно теплых местностях: в ущельях и долинах гор, у подножий, но не выше середины гор.
Если кочевка рассматривать как движение материи, то пространство, время и материю здесь надо воспринимать бытийно связанными. Значит, для монгольского человека пространство и время понимается
в неразрывном единстве (Цанжид, 2005), что эквивалентно понятию четырехмерного пространства (3 пространсвенных измерения плюс время), зафиксированного Г. Миньковским в математике. Такие глубокие связи, как мы знаем, положили начало созданию теории относительности Эйнштейна (Цоохуу, 2012).
5. Интеллектуальный потенциал
Из-за необходимости узнавания и различения скота по масти монгол обладает высокой способностью различения цвета и высоким уровнем зрительной памяти. Одним взглядом он определяет количество своего и чужого скота и их масть. Весной, когда принимают молодняк, в хотоне скотовода порою бывает несколько сотен ягнят и козлят, хозяин не путается, без труда найдет для каждого и них овец и коз — самок. Монголы различают более 200 мастей у лощадей (Балхаажав, 1992).
Память у монгола феноменальна. Это объясняется тем что, во-первых, письменных записей истории, как в обществах городского типа, было мало, учения и предания передавали в основном из уста в уста, во-вторых, была распространена буддийская литература на иностранных языках (тибетский, санскритский), в-третьих, существовали традициии домашнего обучения, где важное значение придавалось зубрежке. Мы были свидетелями того, что монгольский мальчик занял первое место в международном конкурсе по запоминанию.
Монгольский человек обладает интуитивными знаниями и пред–чувствием. Поступающую информацию он глубоко не анализирует, но воспринимает ее в системности, функциональности и целостности, то есть познавательная сторона билиг у него хорошо развита. Это объясняется тем, что монгол всегда был близок к окружающей среде, на его глазах происходят природные и биологические явления, из них он извлекает уроки, на этой основе формируются знания и умения, закрепленные в его генах.
Если смотреть с точки зрения развития квантовой физики, то познавательный метод деления (дробления) уже дошел до определенного предела. Вместо него превалирует теория целостности, системности и превращений. Это можно рассматривать как благоприятный момент для развития различных областей научного знания в Монголии, особенно тех из них, которые связаны и исследованием телесного и духовного.
Известно, что в Монголии произошел переход на новые социально-экономические отношения и укрепилась демократия. Права человека гарантированы Конституцией страны. В этих условиях увеличилось количество монголов, работающих за рубежом. Многие из них заняты на важных исполнительных и руководящих должностях самых крупных кампаний развитых стран и высоко поднимают авторитет Родины. Не раз иностранцы с удивлением говорили о том, что простой рабочий монгол исправлял неполадки там, где производственное оборудование задерживалось и нарушилась конвейерная система.
Высокой является способность монгольского человека по овладению иностранными языками. Людей, чисто говорящих на 3–4 иностранных языках, насчитывается сотни и тысячи. Монгольский язык относится к среднеязычным, поэтому любой язык, заднеязычный и переднеязычный, правильно произносится монголами. Влияние оказывает также упоминавшиеся способности монголов к запоминанию.
Монгольский человек умел и до сих пор способен делать разнообразную работу. Это связано скорее всего с особенностями хозяйства (домашнего производства) в течение многих тысячелетий. Помимо ежедневного ухода за пятью видами скота, скотоводы умели укротить необъезженного коня, лечили животных, использовали их для собственных нужд — готовили молочные продукты, выделывали шкуры, обрабатывали шерсть. Среди хозяйственных дел — изготовление бытовых принадлежностей и приспособлений (оборудования) для скота, изготовление и украшение одежды, внутреннего убранства юрты, обработка войлока, перекочевки с одного места на другое, охота. Важными являются также экологические знания (Нагаанбуу, 2011).
Такая специфичность при современных рыночных отношениях создает возможность быть способным переключаться на разную работу, быстро переходить от одного вида деятельности к другому, быть мобильным, что создает определенные преимущества. В то же время из-за малого количества населения нагрузка на одного человека становится все больше. При социализме один большой российский ученый после посещения монгольских академических институтов сказал в шутку так: «Один ваш ученый делает работу целого института России». В этом есть доля правды.
Монголия граничит с двумя супердержавами: Россией и Китаем. Всегда существует политическое влияние крупных держав. Это делает монголов бдителеными, людьми, которые тщательно взвешивают свои помыслы и конкретные шаги на политической арене. Монголы имеют иммунитет перед внешним культурным натиском, ими выработаны умения и привычка тщательно продумывать свои отношения с соседними и другими странами, во внешней политике подходить к проблемам гибко и всесторонне.
Как народ, много повидавший, монголы гуманно относится к национальным отношениям и религиозным вопросам. В известном смысле можно говорить, что такой подход сформирован нашими предками и унаследован через наши гены. В сегодняшней Монголии мирно сосуществуют представители основной для нее буддийской религии, а также христианства, ислама и др. Между самыми многочисленными народами страны — монголами и казахами — не существует никаких межнациональных проблем.
6. Символическое мышление
У разных народов широко распространены их характерные качества: у русских — патриотизм, у американцев — «Я», у китайцев — трудолюбие, у японцев — коллективизм, у тибетцев — магизм. У монголов есть замечательное символическое мышление. Его сила и мощь тесно связана с воззрением монголов о единстве предметов и явлений мира и их внешних и внутренных связях (Попков, Иванов, Шишин, Цоохуу, 2010).
Считается, что результат какого-нибудь действия человека зависит от многих факторов: неба, галактики, благоволения луса (духов воды) и их взаймодействия. Это может совпасть с другим действием, что является символом какого-то доброго дела или предвестием какого-то плохого события.
Например, какое-нибудь животное переходит челвеку дорогу перед поездкой на охоту или далеким путешествием. Считается, что оно передает сигнал от Мунх тенгри. Удачная и хорошая примета — когда животное перебегает дорогу с правой руки на левую, это говорит о том, что карманы будут наполнены находками (у монгольских национальных одежд карманы открываются с правой стороны). А если, наоборот, животное переходит дорогу с левой стороны — значит, находок будет мало.
Символическое мышление проявляется в разных формах при обращении друг к другу, при определенных действиях человека (действие должно быть правильным), при корреляции событий и при применении различных запретов. Запрет выражается словом «грех». Если монгол услышит фразу: «Грех будет, грешно» применительно к конкретному действию, то можно с уверенностью сказать, что он не совершить его. В определенном смысле это характеризует монголов как нацию с правовой культурой. Только одним словом «грех» они могут регулировать действия, отношения между людьми и с природой, предупредить и настроить быть бдительным от всевозможных опасностей.
Старым людям очень непривичным кажется то, как отмечает дни рожденья наша молодежь. Там есть такой немонгольский обычай — тушить свечи по числу лет возраста именинника. Монгол всегда возвышал огонь, его символ входит в государственный флаг, и задувать огонь никому не придет в голову. Это грех.
Один врач рассказывал такой случай. Когда вечером в больничных палатах проходил осмотр, пациент, отвечавший на вопрос врача: «Как Ваше самочувствие», отвечал: «Хорошо». Но утром, когда врач вернулся на работу, тот больной умер. Несмотря на очень плохое состояние, больной не сказал правду по той причине, что нельзя говорить что-то плохое, неладное — это грех.
Имеют значение уважения и символики монгольский национальный ероол (пожелание), оды, хвалы, песни и музыка, слова при встрече и прощании, приветствия, письма. Например, ни в одной народной песне нет слов: «Я люблю тебя». Это чувство передается косвенно, через сопоставление с природой, явлениями, происходящими в ней.
Люди предпочитают символизм и соблюдают порядок, так как большинство их отношений с государством, а также межличностных отношений регулируются обычаями, традициями и фетишизмом — прежде, чем законами и формальными правилами.
Народ свято почитает хорошие приметы и верит в них. Есть такая пословица «Амны билгээс ашдын билиг» (От мудрости рта — мудрость на телесное), которая утверждает, что все сказанное воплощается в жизни. Поэтому запрещалось говорить плохие, бранные слова и сохранять дурные мысли в голове — ведь они могут материализоваться. То есть теория притяжения, ставшая сенсацией на Западе, была давно открыта монголами.
7. Помилуйте герб государственный
Монгольское государство создавалось в эпоху Хунну, а в период правления Чингисхана нашло свою совершенную форму. Об отношениях монголов к государству можно судить и по обычаям символизма. В частности, ставя в одном ряду с молитвой «Помилуйте Мунх тенгри», монголы молятся «Помилуйте герб государственный».
Почитание государства является одной из психологических особенностей монгольского человека. «Не из существования "мы”, существует государство, а, наоборот, существует государство, поэтому что мы проживаем и существуем» — так понимали и осознавали монголы, так формировался народ с политическим мышлением «государствоцентричности».
В истории Монголии внутри дворца ханы и аристократы боролись за ханский престол, но не было случая, чтобы народ восстал против государства. Здесь не было восстаний, подобных восстанию под предводительством С. Разина или Е. Пугачева в царской России. Народ не захватывал и не казнил ханов.
Феномен почитания государства монголами нашло, в частности, отражение в именах людей. В Монголии многие имена образуются с терминоэлементом «тур» (т.е. государство). В различные исторические времена и ныне популярными являются, например, такие имена: Турбат, Турболд, Энхтур, Турмунх, Тувшинтур, Турмандах, Баттур, Мунхтур, Туртогтох.
В Монголии бытует поговорка «Исправив тело, исправьте юрту, исправив юрту, исправьте государство» (Биеэ засаад гэрээ зас, гэрээ засаад туруу зас), что является подтверждением унаследованного с давних времен воззрезения неразврывной связи государства и гражданина, об их взаимной ответственности. Обязанность государства, как она была охарактеризована в Сокровенном сказании монголов, отражена в выражении, что Угедей хан «установил полный покой и благоденствие для всего государства». В этом и проявляется статус государства в монгольской цивилизации (Цаанжид, 2005).
Даже ныне монголы под словом «государство» больше всего понимают какого-нибудь великого индивидуума, чем некий высший институт. Это видимо, связано с нашей историей и с существованием такого великого и властного вождя, как Чингисхаан. Поэтому, когда социальное и экономическое положение страны ухудшается, народ ностальгирует о сильном руководителе, который может эффективно управлять и навести порядок.
8. Монгольский закон на три дня
Монголы больше ценили и соблюдали обычаи и привычки, чем нормы законодательных актов. Превалирующая часть ценностей, традиционно соблюдаемого ими порядка, не соответствует критериям цивилизованного общества, основанного на субъективизме демократической системы по обеспечению прав человека, относящейся к европейскому рационализму.
В характере и типичном, исконном от роду интеллекте и мышлении монгола превалируют самостоятельность и вольготность, а чувства собственной ответственности и совместной, коллективной ответственности явно недостает (Иванов, Фотиева, 2006).
Изучение законопорядка и его строгое соблюдение слабо развиты у монголов. Везде по стране это можно наблюдать: нарушение плавил водителями и пешеходами на дорогах, работниками частных кампаний, сферы услуг и даже чиновниками государственной администрации.
С рациональной точки зрения, монгол не прагматичен, он опирается на символизм и фетишизм, но обладает феноменальным сознанием. Может быть, поэтому распространено выражение «Монгольский закон на три дня». Когда выходит какой-то закон по урегулированию социальных отношений, то его реализация оказывается ограниченной. Время его действия является очень кратким.
Нередки случаи, когда люди, обычно не покупающие газеты и журналы, чтобы получать из них полезную информацию, делают это тут же, если в них содержится реклама о том, что вместе с покупкой газеты вы будьте участвовать в лотереи и вам, возможно, выпадет выигрыш. Человек с рациональным мышлением не идет на такие уловки. Для рационалиста газеты — это поставщик информации, а лотерея — риск, что совсем другое дело. Для нас, монголов, подобные примеры служат предостережением о том, что менталитет такого типа весьма уязвим перед нечистоплотными людьми, нацеленными на промывание мозгов, на попытки прямым или косвенным образом повлиять на сознание и мироощущение для удовлетворения своих низменных материальных интересов.
Приведу еще один пример. В последние годы Законы об иностранных инвестициях и о полезных ископаемых неоднократно менялся в течение короткого времнени, что отрицательно воздействуют на устойчивость той деятельности, которую он регулирует. Данный факт является объектом частой критики со стороны иностранцев.
9. Мобильность
Монголия — страна с резкоконтинентальным климатом, с четко выраженными четырьмя временами года. В условиях резких внешних погодных изменений возникает необходимость быстро реагировать на конкретную ситуацию. Несомненно, что эти природно-климатические особенности оставили заметный отпечаток на мобильности монгольского человека.
Если жизнь затрудняется из-за засухи или дзута (бескормицы по причине большого снега или холода), скотоводы выбирают местность с лучшими пастбищами и делают перекочевку на несколько сотен километров. Монгольские скотоводы особенны тем, что, в отличие, скажем, от крестьян, на одном месте не сидят. Мобильность, перемещение лежит в основе их культуры.
Выращивание выносливых и не требующих специальных кормов лощадей, способных преодолевать дальние расстояния за короткое время, также сильно повлияло на мобильность монголов. Только благодаря мобильности, живущие в географически отдаленной местности монголы легко встречались и с западными, и с восточными людьми, занимались торговлей и получали возможность расширять свой умственный кругозор (Кимура Аяако, 2008).
Иностранцы говорят: «Монгол появляется вдруг». Когда, например, иностранные туристы, путешествуя по Монголии — там, где «пустота» и чистая степь, где даже не видно птицы, когда они хотят сделать остановку, собираются ставить палатку и варить чай, вдруг из ниоткуда появляется монгольский всадник, — это вызывает у них удивление. Это загадка для них.
Модель поведения «Монгол появляется вдруг» бытует со времен Чингисхана, с XIII в. Конники-монголы при завоевании Европы придумывали непредсказуемые внезапные атаки, наводя страх и ужас среди населения.
Как было отмечено, при засухе и дзуте монголы перекочевывают на другое место. Они это могут делать, так как им принадлежит обширная территория. Таким образом, когда монголы сталкиваются с трудностями, они не борются с ними, а избегают их.
В настоящее время монгольские борцы-сумоисты постоянно лидируют в состязаниях по японскому сумо. В основе их успеха — мобильная тактика. Когда японский борец, используя знаменитый прием цуфари, пытается вытолкнуть соперника с арены, монгольский борец отстраняется и ловким приемом перебрасывает его через бедро. Такова монгольская тактика.
Мобильность монгольского человека — это не только свойство его организма, она закреплена в его типе мышления. Поэтому порядок обычаев, обрядов и поведения, а также ценности и ориентация на действия могут быстро меняться. Монголам легко сменять прежнюю убежденность и освоить новое. Они способны быстро адаптироваться к новой среде.
10. Коренное искусство и культура
К коренным видам монгольского искусства относятся протяжные песни, телесный танец, моринхур (национальный музыкальный инструмент с двумя струнами), цоор (национальный музыкальный инструмент, подобный флейте, широко распространенный в Западной Монголии), горловое пение. Культура и искусство любого народа, его содержание, приемы и методы их исполнения также тесно связаны с жизнью и географией.
Великая степь сформировала глубокую философичность мышления монгольского человека и породила протяжную песню, которая зарегистрирована ЮНЕСКО в списке нематериального культурного наследия. Протяжные песни исполняются при торжествах, церемониях, наадоме и пирах, в которых принимают участие широкие массы населения.
Пир и наадом у монголов — это не просто развлечение. Для пира назначают старосту, а сам пир имеет строгий порядок: как одеваться и кушать, каким образом соблюдать сословность гостей и т. д. Молодежь и дети приезжают не в одиночку, а группами и занимают места менее престижные, чем у старших. Но долго они не сидят, пьют кумыс, поют песни, выражают благодарность и выходят из юрты. Приезд молодежи на пир означает их самовыражение, особенно парней (показаться красивым девушкам, которые ухаживают за гостями).
Главным средством выражения у европейских певцов являются грудь и полость рта, поэтому, когда они поют, рот у них широко раскрывается. А главным средством у монгольских певцов являются грудная полость и горло, поэтому они не так широко раскрывают рот. В основном монголы поют песни на открытом воздухе, где часто дуют сильные ветры и преобладает резкоконтинентальный климат — тепло может вдруг сменится холодом. В таких условиях жизни у монголов, несомненно, были выработаны особые приемы для пения, а именно: без широко открытого рта и горловое пение (Цаанжид, 2005).
Телесный танец больше развит в Западной Монголии. Местные жители называют его «колебаться телом» (биеэ зайлах). В телесном танце нет резких прыжков, так как он исполняется в ограниченном пространстве юрты.
Монголия имеет не только обширные степи, но и высокие, величественные горы. Алтайские, Хангайские, Хэнтейские и Хубсугульские большие горы окаймляют северо-западную, центральную и восточную части территории. Жители гор бойкие и живые, будто быстрые горные реки. Телесные танцы у западных монголов отличаются быстрыми движениями.
В танцах лесного народа чувствуется пластика движения оленей и других промысловых животных. При исполнении монгольского танца и музыки заметен ритм аллюра, напоминающий ход иноходца и равномерный ход верблюда, дрожь гривы и торока. Когда смотрю и слушаю это, стул, на котором я сижу, будто бежит рысью. Это вызывает удивление (там же).
Моринхур на самом деле имеет три струны (одна из них — это смычок). Их делают из волос хвоста лощади. Как говорится в легенде, ездовая лощадь монгольского мужчины — волшебное существо, которое было погублено коварными людьми. В память о своем коне хозяин достал волосы с его хвоста и сделал из них струны, а голову коня вырезал на верхней части хура (музыкального инструмента). Так появился моринхур. Таким образом, удивительный музыкальный инструмент моринхур вышел из монгольского быта.
Родиной горлового пения считают сомон Чандмань Ховдского аймака Монголии, который находится среди высоких Алтайских гор. Все жители Чандманя владеют техникой горлового пения — и стар, и млад; и мужчины, женщины. В горловом пении удивительно имитируется и шум горного водопада, и свист ветра, развевающегося по горным вершинам, и пение птиц...
Одна из коренных культур монголов — это культура фетиша и тотема. Свое начало она берет из древнейших представлений о природе и месте человека в ней, выражаясь в виде фетиша земли и воды, тенгри, духа, элиты, геральдики, деревьев и хий-морина. Также хорошо развита культура зурхай, героического эпоса, лошади, юрты, свадьбы, наадома, пира.
11. Имущество и деньги
Издавна монголы не придавали большого значения материальной стороне человеческой жизни. Поэтому бытует поговорка «Знания — высшее богатство, дети — среднее, имущество — низшее». Все имущество скотовода-кочевника: скот, юрта и он сам. Обычно предпочитают иметь дорогих скакунов, иноходцев, седло и узду, табакерку, трубку (состоящую из каменного мундштука, чубука, и металлической головки с украшением), огниво, нож и др.
Такой стереотип мышления сохранился у монголов до сих пор.
У преобладающего большинства населения не хватает стремления вкладывать и наращивать капитал. Поэтому, нынешний монгол, имея небольшие деньги, покупает машину, а когда появляется возможность, меняет ее на более дорогую. Благодаря особой практике ухода за скотом (самовыпас в течение круглого года), монголы не особенно напрягаются, привыкли к тому, что все готово. Поэтому они в массе своей бесхозяйственны, тщеславны, медлительны и безразличны. Это их недостатки (Баттогтох, 2010). Они мало думают об инвестиции в будущее, ко всему относится без расчета, чересчур расточительны, склонны к развлечению. Подтверждением тому являются и такие факты, что монголы дважды отмечают Новый год и с большими затратами проводят многочисленные праздники — наадомы.
Для монголов скотоводческий труд легче, чем крестьянский. У них сравнительно мала необходимость в постоянном труде, поэтому можно сказать, что не хватает достаточного трудолюбия. Крестьянский народ будто привязан к земле, постоянно ухаживает за каждым растением и добивается результата. У него нет выбора, ему приходится решать судьбу на доставшемся ему клочке земли. Поэтому у него больше способности к постоянному, упорному труду, чего не хватает монголу.
12. Краевое (местническое) мышление
Монголы больше предпочитают родной край, чем Родину. Японец при встрече говорит сначала «Я выпускник такого-то университета» или «Я принадлежу к такой-то компании», а не «Я — преподаватель или работник трудовых резервов». Аналогично этому, когда монгол представляет себя, он не забывает сказать: «Я родом оттуда-то». Его собеседник-монгол тоже хочет знать, откуда он родом, из какого аймака, города, сомона.
Это сохранились до сих пор. После приветствия монгол обычно спрашивает у нового знакомого, откуда он родом. Он гордится родным краем, его ставит вровень с родителями, семьей, Родиной. Причиной этого является то, что именно там находится стойбище, где он родился, там и камень, ставившийся на его пуповину. Если у кого-нибудь дела идут плохо или он заболевает, то за несколько тысяч километров приезжает на свою малую родину и на стойбище, где родился.
В столичном городе Улан-Баторе функционируют крупные общественные и престижные организации — краевые советы 21-го аймака, внутри них — советы сомонов. Эти организации большое внимание уделяют развитию родного края, его пропаганде, популяризации выдающихся людей из родных мест. Они организуют сборы средств от деловых людей и бизнесменов, выходцев из своего края, направляют их на созидание определенных объектов или памятных вещей, что стало доброй традицией. Ученые и художественные деятели, живущие в столице, делают интеллектуальные инвестиции в развитие родного края. Когда произнесят хвалебные оды победившему борцу, обязательно говорят, откуда он родом.
Но есть и другая сторона. Если слишком развито краевое мышление, то появляется местничество. Народ разделяется по этому принципу, что приведет к негативным последствиям. Небезосновательна точка зрения о том, что если кто-то выдвигается на высокую должность в госаппарате, то он приглашает на работу тех, кто родом из его родной местности.
13. Монгол — сепаратист
Монгольский человек связан тесными узами с семьей, детьми, родными и родственниками, заботится о них. Но это правило не срабатывает в отношении работников одной компании, учреждения и т.п. Во многих случаев люди «бесколлективны», преследуют личную выгоду. Как у народа с древними традициями кочевой культуры, людей, занимающихся скотоводством и живущих отдельно друг от друга в течение нескольких тысяч лет, у монголов широкого коллективистского воззрения мало.
В исключительных случаях, когда стригли шерсть скота, заготавливали сено, устраивали наадом и т. д., возникали необходимость в трудовой кооперации. Однако такая потребность бывает разовой, эпизодической, что недостаточно для формирования развитого коллективистского сознания в силу малого опыта совместной жизни, организованности и ответственности.
Животноводческое производство практически не зависит от других, кроме хозяина, для его ведения достаточно одной семьи. Необходимость в социально-экономических отношениях с другими незначительна. Можно полагать, что все это приводит к монгольскому сепаратизму.
При социализме со стороны властей прилагались немалые усердия для формирования коллективизма, но успехов в этом деле было немного. Социализм исчез, не успев привить коллективизм на монгольской почве. Сегодня редкий монгол работает с полной отдачей, если это не его собственная компания. Даже в фирме, где руководят его хорошие друзъя и знакомые, он работают не так усердно. Поэтому в нынешней жизни возникает новая необходимость научиться работать командой, группой, опираться на общественное мнение и формируя привычку коллективистского поведения.
14. У кого много знакомых, тот широк как степь
Малая численность население в Монголии приводит к двум удивительным явлениям. Одно из них — проявление семейственности, другое — большая нагрузка на одного человека. О последнем было сказано выше. Далее затронем проблему семейственности.
Монголы любит повторять: «У кого много знакомых, тот широк как степь». Это можно понять как выражение гостеприимства и помощи друг к другу. Но есть и другой смысл. Из-за малого числа населения, один монгол знаком с большим числом других людей. Такая сеть знакомств типична только для монголов. Это приводит как к позитивным, так и к негативным явлениям. Негативным является то, что при частом использовании принципа «У кого много знакомых, тот широк как степь» в условиях гражданского общества человек забывает личный долг и обязанности, нарушает социальную справедливость, заботясь лишь о себе и родственниках, часто обменивается подарками и в конечном итоге может попасть в сеть взятничества, что на самом деле и происходит.
Незнакомые люди при первой же встрече в разговоре друг с другом о родных местах, предках, друзьях и знакомых, могут найти родственные связи и оказаться родственниками. Недаром в народе в шуточной форме говорят: «При основательном разговоре становятся родственниками».
При устройстве на работу или поступление в вуз, при участиии в выгодном тендере, получении лицензии или разрешения от государственных организаций, врачебном осмотре и т.п. люди, вместо того чтобы действовать в рамках закона и без посторонней помощи, начинают искать родственников, знакомых, друзей, которые могут повлиять на исход дела в свою пользу. Это доставляют неудобства и затруднения другим лицам, хотя последние тоже могут применять то же прием.
Одна из особенностей современного развития характеризуется наличием некоторых универсальных ценностей. Большинство монголов, хотя и знают свои закрепленные законами права, часто не могут применять их в жизни. Они не стали еще привычкой, поскольку живы старые обычаи ко всякой проблеме относиться с подключением ресурсов семейственности, с «заднего» хода.
15. Панорамное мышление
Когда скотовод пасет стадо, выезжает на самую высокую возвышенность этой местности, потом слезает с коня, закуривает, осматривается вокруг себя и созерцает прекрасную природу родного края, он зачастую сидит, охваченный глубокими раздумьями о закономерностях Вселенной и сути жизни человека. Глубокая философичность мышления монгольского человека во многом определяется этим повседневным опытом.
Этот же опыт нашел свое отражение в монгол зураг (монгольский стиль рисования). Художники Европы и стран Востока чаще рисуют поляну, изгиб реки, единственный дом, конкретное событие, ветку дерева, цветы... А монгольская картина более объемна. Жизнь монгольского человека проходит не в одном поселке или на маленьком клочке земли. Окружающие его горы, реки, озера и значительная часть степи становятся для каждого монгола особой активной жизненной средой — без больших пространственных ограничений.
Когда монгольский человек воспринимает какую-нибудь вещь, он ориентируется, начиная с общего, затем проникает внутрь. В этом особенность его мышления. Не случайно, монгол считает дни и сутки в такой последовательности: начинает с большого — сначала год, потом месяц в конце день. Тоже самое — при счете времени: сначала часы, затем минуты и т.п.
Если рассматривать особенность панорамного мышления с его ориентацией на движение от общего к частному, то для образования монголов больше подходит не американская модель, а российская и германская система образования.
Список литературы:
Балхаажав, Ц. (1992) Хуний хугжлийн онол, арга зүйн философи ундэслэл. Улан-Батор. (На монг.).
Баттогтох, Д. (2010) Малчин мэргэжил, малчны сэтгэл зуй. Оюуны хэлхээ. № 1(06). (На монг.).
Иванов, А. В., Фотиева, И. В., Шишин, М. Ю. (2006) Оюунлаг соёл иргэншил: хүлээлт ба ирээдүй. Улан-Батор. (На монг.).
Кимура Аяако (2008) Хорьдугаар зууны сүүлийн арваад жилийн монголын нийгэм. Улан-Батор. (На монг.).
Нагаанбуу, Н. (2011) Монголчуудын язгуур гүн ухаан. Улан-Батор. (На монг.).
Попков, Ю., Иванов, А. Шишин, М., Цоохуу, Х. и др. (2010) Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. Новосибирск.
Хавх, Н. (1995) Монгол хүний турхийг судлах диалектик арга зүй. Улан-Батор. (На монг.).
Цанжид, А. (2005) Монгол соёл иргэншил. Улан-Батор. (На монг.).
Цоохуу, Х. (2012) Квантын механик. Улан-Батор. (На монг.).
Дата поступления: 26.06.2014 г.
Скачать файл статьи
Библиографическое описание статьи:
Цоохуу Х. Монголы: кто мы? [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2014, № 4. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_24/7548-coohu.html (дата обращения: дд.мм.гг.).