Аннотация: В статье рассматривается вопрос о спорных моментах в биографии Субэдэя. В результате анализа первоисточников и косвенных данных, аргументируется гипотеза о существовании двух Субэдэев. Первый Субэдэй был родным братом Джэлмэ и в начале 1230-х годов участвовал в завоевании Китая. Второй — был также из рода Урянкай и в начале 1230-х годов воевал на Западе, покоряя кипчаков, булгар и Саксин.
Ключевые слова: Субэдэй, Джэлмэ, Юань Ши, Рашид ад-Дин, Урянкай.
On the issue of the controversial episodes in the biography of Subutai
Zh. M. Sabitov
Abstract: This article discusses the controversial moments in the biography of Subutai. An analysis of primary sources and circumstantial evidence, reasoned view of the existence of two Subutai. The first Subutai was the brother of Dzhelmeand in the first part of 1230’s he participated in the conquest of China. Second Subutai was also from Uryankai tribe and in the first part of 1230’s he fought in the West, conquering the Kipchaks, Bulgars and Saxin.
Keywords: Subutai, Dzhelme, Yuan Shi, Rashid al-Din, Uryankai.
В биографии Субэдэя, соратника Чингисхана, виднейшего монгольского военачальника XII–XIII в., встречается ряд вопросов, которые являются спорными и без научного изучения и анализа, они так и останутся вопросами.
Говоря о генеалогии Субэдэя нужно помнить о наличии двух генеалогий Субэдэя. Согласно генеалогии из Сокровенного сказания он назван сыном кузнеца Чжарчиудая и братом Чжэлмэ (Козин, 2006: 44). В тексте Сокровенного сказания монголов он назван как Чаурхан-Субэдэй, но, по нашему мнению, это имена двух братьев Джэлмэ: Чаурхана и Субэдэя (Сабитов, 2011: 101; Сабитов, 2013: 105). В 1206 г. Джэлмэ, Чаурхан (Чаурхай) и Субэдэй названы в качестве тысячников. Согласно Юань Ши, Субэдэй был из «монгольских урянхаев», имел старшего брата Хулухура, их отца звали Хабал, деда Хачиун, прадеда звали Бохудук, но большинство его знали под прозвищем Чжэлима (Джэлмэ). Отцом Бохудука был Нельбе (Золотая орда в источниках, 2009: 225–226). Но при этом в Юань Ши отмечено, что Хулухур был сотником во время битвы с найманами, Субэдэй сначала служил в гвардии Чингиз-хана, а потом уже был сотником (там же: 226). Как писал Р. А. Храпачевский: «Генеалогия Субэдэя совершенно не совпадает с той, которая указана у Чжэльмэ в СС. Очевидно, они были просто дальние родственники с Субэдэем настоящего жизнеописания. А имена Чжэльмэ и Субэдэй были просто традиционными для данного обока, особенно это касается имени Чжэльмэ, имевшее столь громкое значение, да еще восходящее к одному из родоначальников обока» (там же: 287). В. А. Злыгостев, объясняя факт двух генеалогий, пишет, что обе генеалогии отчасти верны и у Субэдэя был брат Джэлмэ и брат Хулухур (Злыгостев, 2011: 28).
Странным является то, что в Юань Ши есть два жизнеописания Субэдэя (Золотая орда в источниках, 2009: 225–233, 241–242), хотя они друг друга дополняют.
У Рашид ад-Дина в рассказе об «урянкатах» сказано о Субэдэе два раза (как будто это два разных человека): «В эпоху Чингиз-хана из этого племени урянкат из старших эмиров был Джэлмэ-Ухэ. Значение "ухэ" — дерзкий (человек), разбойник и богатырь. Так как он обладал этими качествами, то был прозван этим именем. В ту эпоху он принадлежал к числу эмиров кезика4 и выше его никого не было, кроме двух-трех эмиров. Он скончался в эпоху Чингиз-хана. У него было два сына: один по имени Есу-Бука-тайши, он ведал местом отца и принадлежал к числу эмиров левого крыла; другой Есун-Бука-тарки, этот ведал тысячью (хазарэ) и принадлежал к эмирам правого крыла… Субэдай-бахадур также принадлежал к этому племени. (Один) из его сыновей — Тимур-Бука-(баурчи); сыновья Тимур-Буки были: Байтмыш, Кунджек и Кутлуг-ходжа» (Рашид ад-Дин, 1952: 157–158).
Позже после рассказа о лесных «урянкатах», Рашид ад-Дин писал: «Этот род Удачи вследствие того, что они суть простые рабы, издревле не дает девушек (за других) и не берет (за себя у чужих). Эмир Субэдай-бахадур, который прибыл в Иран вместе с Джэбэ-нойоном, был также из (племени) урянкат. У него был сын, эмир тысячи правого крыла, по имени Кукуджу. После Субэдая он занял место отца. Он имел другого сына, по имени Урянкатай. В эпоху Менгу-каана он был главнокомандующим (лашкаркаш-и бузург)» (там же: 159).
Далее противоречивым фактом выглядит поход Кокошая и Субэдэя на Запад (для завоевания Кипчака, Саксина, Булгара) в 1229 г. (Образование Золотой Орды … , 2008: 86–87). Ранее мы отождествляли Кокошая с Куки киятом (Сабитов, 2011: 109; Сабитов, 2013: 111). Но тут основным является следующее противоречие: в 1229 г. Субэдэй был послан против Булгара, Саксина и Кипчака, но уже в 1230–1231 гг. он воюет в Китае (Храпачевский, 2004: 344–345). После восшествия на престол Угедея, Субэдэй женился на принцессе Тумегань и про его участие в западном походе 1229 г. в Юань ши не сказано ничего (Золотая орда в источниках … , 2009: 229–230). Наоборот согласно Юань Ши, после женитьбы в 1229 году Субэдэй участвует в войне в Китае. Р. П. Храпачевский пишет об участии Субэдэя в 1229 г. в походе на Кипчак, но никак не объясняет его быструю передислокацию в Китай (Храпачевский, 2004: 339–340). В. А. Злыгостев соглашается с тем, что Субэдэй был послан в Кипчак, Саксин и Булгар в 1229 г. (Злыгостев, 2011: 198), но уже в следующем году он был отозван в Китай (там же: 209). Пытаясь найти непротиворечивую версию, Т. Т. Оллсен пишет, что вместе с Кокошаем был послан Сунитай, приводя два аргумента: 1) Юань Ши с его присутствием Субэдэя в 1229–1232 годах в Китае; 2) Написание Сунатай у Джувейни и в некоторых копиях Рашид ад-Дина (Оллсен, 2006: 356). Здесь стоит отметить, что в арабской графике очень легко спутать буквы Н и Б (отличие диакретический знак). К примеру в Муизз ал Ансаб Нукай (Ногай) назван как Букы (Муизз ал Ансаб, 2006: 42). Таким образом, исправления Дж. Бойла, нам кажутся обоснованными.
Тем более стоит учесть биографию упомянутого Сунитая. Как известно, его звали Чагатай кучук из племени Сунит, он был эмиром Чагатая. Как пишут в Муизз ал Ансаб, его имя заменили на Сунитая, так как после смерти Чагатая это имя стало запретным (Муизз ал Ансаб, 2006: 47). Таким образом, он стал Сунитаем только в 1240-х годах и никак не мог быть им в 1229 г., когда его еще звали Чагатай кучук. Таким образом, в 1229 г. в Западный поход был послан Субэдэй (упоминание его на второй позиции говорит о том, что он был в подчинении Кокошая). В Сокровенном сказании монголов, сказано, что войска 1235 г. были посланы в помощь Субэдэю (Золотая орда в источниках … , 2009: 309). Это еще запутывает ситуацию. Если верить всем источникам, получится, что в 1229 г. Субэдэй был выслан на Запад, но почти сразу отозван в Китай, потом опять отослан на Запад, куда к нему на помощь выслали «старших сыновей» в 1235–1236 гг.
Если просмотреть все первоисточники, то возникает обоснованно мнение, которое косвенно высказывал еще Р. А. Храпачевский, что было два Субэдэя из рода урянкат. Ниже мы постараемся разделить сведения о них из разных источников:
Генеалогия |
Субэдэй, сын Хабала |
Субэдэй, сын Чжарчиудая |
Братья |
Хулухур |
Джэлмэ, Чаурхан |
Дети |
Кукуджу, Урянкатай |
Тимур-бука |
Начало службы Чингиз-хану |
Битва на реке Балчжуна, Хабал гнал стадо овец в подарок Чингиз-хану. |
После расставания с Джамухой. |
1206 г. (звание) |
Не тысячник, служил в гвардии («сын-заложник»), потом стал сотником |
Тысячник. |
1229–1235 гг. |
Отправлен в Кипчак, Саксин и Булгар. |
Женился на принцессе Тумегань, воюет в Китае |
Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем считать, что существовало два Субэдэя. Субэдэй, сын Хабала, был более знаменит, участвовал в походах монголов на Запад, в то время как Субэдэй, брат Джелмэ был менее знаменит, известен по военным действиям в Китае. Стал тысячником еще в 1206 г.
Список литературы:
Злыгостев,В. А. (2011)Субэдэй. Всадник покорявший вселенную. Уфа : Дизайн Полиграф Сервис. 398 с.
Золотая Орда в источниках (2009) : в 5 т. / под ред. Р. П. Храпачевского. М. : Наука. Т. 3. Золотая Орда в источниках, Китайские и монгольские источники.
Козин С. А. (2006) Сокровенное сказание монголов // Чингис-хан и его империя. Алматы. С. 23–106.
Муизз ал Ансаб (2006). История Казахстана в персидских источниках. Алматы. Т. 3. 672 с.
Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207–1266) (2008). Источники по истории Золотой Орды : от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / сост., вступ. ст., комм., указатели, подбор иллюстраций и карт М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрченко. Казань : Татарское книжное издательство. 480 с.
Оллсен, Т. Т. (2006) Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217–1237 гг. // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 6. Эпоха Золотой Орды / ред. А. В. Евглевский. Донецк : Донецкий национальный университет. C. 351–362.
Рашид ад-Дин (1952). Сборник летописей. М. – Л. : Изд-во АН СССР. Т. 1., ч. 1. 197 с.
Сабитов, Ж. М. (2013) Монгольская армия в 1206–1259 гг. // Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана. С. 96–113.
Сабитов, Ж. М. (2011). Монгольская армия в 1206–1259 гг. // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. № 1.С. 86–114.
Храпачевский, Р. П. (2004) Военная держава Чингисхана / серия: Военно-историческая библиотека. М. : АСТ ВЗОИ. 557 с.
Дата поступления: 16.12.2014 г.
Скачать файл статьи:Библиографическое описание статьи:Сабитов Ж. М. К вопросу о спорных эпизодах в биографии Субэдэя [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7761-sabitov.html(дата обращения: дд.мм.гг.).