Конгар Хургулек Байыскылановна (Kongar Khurgulek Baiyskylanovna) (15.03.1924 — 6.01.1996) — певица (сопрано), актриса; Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка Тувинской АССР, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.
Родилась Хургулек в с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна 15 марта 1924 г. Училась в Кызыл-Мажалыкской школе, жила в интернате. Принимала активное участие в художественной самодеятельности. Она хорошо пела и играла на балалайке, её взяли в школьный струнный оркестр. Дальнейшая её творческая судьба началась с песни и сложилась, как песня.
Приехали в Туву специалисты из СССР, они ездили по селам республики для набора одаренных учащихся. Заехали в школу, где училась Хургулек. «Они попросили меня,— вспоминала Хургулек Байыскылановна,— спеть то, что знаю. Я очень волновалась, но все же спела две или три песни. Ростислав Миронович и Анатолий Шатин (потом я их узнала, когда училась у них) что-то, между собой по-русски сказали. Я не понимала, но по интонации голоса, по улыбкам поняла, что мое пение им понравилось. Через переводчика они пояснили мне, что заберут меня в Кызыл, что там я буду учиться в театральном училище».
В 1941 г. Хургулек впервые приехала в г. Кызыл. В театральной школе-студии уже обучались Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Николай Олзей-оол, которые были уже известными в Туве, В зените славы был артист Виктор Кок-оол. Сначала её определили в оркестр, что для нее было привычно и знакомо. Училась играть на национальных инструментах. Потом с талантливой девочкой вокалом стал заниматься хормейстер Сергей Булатов. Хургулек стала исполнять не только тувинские народные песни, но и песни советских композиторов.
По воспоминаниям старых артистов, они зачарованно слушали ее на репетициях. Голосок звенел, как трель птицы. Любили послушать талантливую девушку и многочисленные гости Тувы. Рассказывают, что когда советский писатель Степан Петрович Щипачев, приезжавший в Туву в 1943 г., послушал Хургулек, то воскликнул: «Соловей, чистый соловей!» Впоследствии по приезду в Москву он в стихах выразил свое восхищение:
Не названия тувинских рек
И не гор названия, как бывает,
Золотое имя Хургулек
Я друзьям в России называю.
В бедной юрте выросла, проста,
Только голос — не слыхал нежнее.
Над Кызылом неба чистота
Перед чистотой его бледнеет.
Тоненькая, песенки свои
Запоет она — и зал послушен.
Если б там водились соловьи,
Их бы рядом с ней никто не слушал...
С этого момента кто-то звал Хургулек «Золотым соловьем», а кто — «Тувинским соловьем».
Режиссер театральной группы Иван Яковлевич Исполнев давно приглядывался к Хургулек и однажды предложил ей попробовать силы и в спектаклях. Готовились ставить пьесу Салчака Тока «Тонгур-оол» и искали исполнительницу на роль пионерки. Хургулек была тоненькой, маленькой, словно подросток, и идеально вписалась в роль. Однако, поразило всех другое — когда в этой же пьесе Хургулек спустя некоторое время сыграла ... старуху Чочай! «Вот это перевоплощение!» — восхищался постановщик, но режиссерскую работу с артисткой, причем большую, кропотливую, не прекращал.
Понадобилось еще немало времени и сил, чтобы талант актрисы заиграл всеми гранями. Особенно он переливался, когда Хургулек, которой дали второе русское имя Люба, выступала в музыкальных спектаклях. А бывало, что и отрывки из опер ставили, например, из таких шедевров, как «Князь Игорь», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан». Ее артистизм был очевиден: когда она пела, лицо ее выражало то радость, то глубокую печаль, то задумчивость, и люди глубже чувствовали ее пение, смысл и содержание произведений.
В музыкальных спектаклях Хургулек Байыскылановна выступала в них с особым вдохновением. Нежное звучание ее красивого чистого сопрано очаровывало всех. Затем она стала исполнять ведущие партии в музыкальных спектаклях: Яринка в «Свадьбе в Малиновке», Оксана в спектакле «Запорожец за Дунаем», Дангына в музыкальной сказке «Чечен и Белекмаа», сваха Джихан в «Башмачках», тетушка в «Аршин мал Алане». В музыкальной поэме о любви «Козы Карпеш и Баян-Слу», где она исполняла роль девушки Баян-Слу, пришлось много петь, и она делала это с большим мастерством. Музыкальными становились и драматические спектакли, если было место для пения героиням Хургулек.
Выступала артистка и в серьезных драматических ролях. В «Платоне Кречете» сыграла Надю, в «Хайыраан-бот» — Уран, младшую сестру главной героини, Кара, и ее среднюю сестру Салбакай. В спектакле «Именем революции» Шатрова актриса исполнила роль жены командира, в «Коварстве и любви» Шиллера — леди Мильфорд, в «Ночи лунного затмения» Мустая Карима — Танкебике, в «Самбажике» — Таданай, в «Грозе» Островского — Катерину, в спектакле «Нэркэс» блестяще справилась с ролью Зумрад.
В ее репертуаре были разные роли, совсем не похожие друг на друга, как не похожи драматургические произведения. За исполнение роли Елены в спектакле «Мещане», который был показан в 1968 г. на Всероссийском фестивале драматических театров, посвященном 100-летию со дня рождения М. Горького, Хургулек Байыскылановна была награждена дипломом второй степени.
Её супруг — Николай Монзуёлович Конгар. У них трое детей, которым родители дали хорошее образование. Старшая дочь Роланда окончила Институт иностранных языков им. Мориса Тореза в Москве, работала в учебных заведениях республики, обучая учащихся и студентов иностранным языкам. Сейчас живет и работает в Москве. Второй — сын Мерген. От матери унаследовал прекрасный голос и был солистом в государственном ансамбле «Саяны», рано ушел из жизни. Еще один сын Валерий окончил Омскую высшую школу милиции и работал в Министерстве внутренних дел республики до должности первого заместителя министра.
Умерла Хургулек Конгар 6 января 1996 г. в Кызыле, похоронена на городском кладбище.
В 2004 г. Указом Председателя Правительства РТ Ш. Д. Ооржака в области вокального искусства была учреждена Премия имени Хургулек Конгар. В 2006 г. первыми обладателями данной премии стали Заслуженная артистка РТ Луиза Мортай-оол и Народный артист РТ Станислав Ириль.
11 октября 2014 г. В Национальном музыкально-драматическом театре имени В. Кок-оола в честь 90-летия Народной артистки РСФСР и Тувинской АССР Хургулек Конгар прошел вечер памяти, на котором присутствовали родные и близкие актрисы, многочисленные поклонники ее таланта.
Литература:
Сагды К. Тувинский соловей (Об артистке X. Конгар) // Тувинская правда. 1961, 26 марта.
Козлова С. На тувинской сцене-оперетта (О музыкальной комедии «Башмачки» Гизата) // Тувинская правда. 1969, 19 октября.
Сагды К. Ч. История возникновения тувинского театра. Кызыл : Тувкнигоиздат, 1973.
Межова В. Золотое имя Xургулек (О заслуженной артистке РСФСР X. Б. Конгар) // Тувинская правда. 1969, 19 апреля.
Найдакова В. Ц. Тувинский театр. 2 вып. Улан-Удэ, 1999.
Фельдман, М. (2014) Голос, которому нет аналогов [Электронный ресурс] // Тувинская правда. 16 октября. URL: http://tuvapravda.ru/?q=content/golos-kotoromu-net-analogov
Скачать статью в PDF:
Библиографическое описание статьи:
Мунзук С. М. Конгар Хургулек Байыскылановна [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_27/8163-munzuk.html (дата обращения: дд.мм.гг.).