Аннотация: Рецензия на книгу Н. В. Абаева «Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии» (Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015).
Ключевые слова: рецензия; тэнгрианство, Внутренняя Азия; религиоведение; архаическая форма религии
A new study of Tengriism of the peoples of Inner Asia
Yu. I. Skuratov
(Buryat State University)
Abstract: A review to N.V. Abaev "Archaic forms of religion and Tengriism in ethnoculturogenesys of the peoples of Inner Asia” (Ulan-Ude: BSU Publications, 2015).
Keywords: review; Tengriism; Inner Asia; religious studies; archaic form of religion
Работа Н. В. Абаева «Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии» (Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015) посвящена важной, практически значимой и актуальной теме — культурологическому, философско-методологическому и историко-философскому анализу тэнгрианской цивилизации тюрко-монгольских народов Центральной и Внутренней Азии и Саяно-Алтайского региона, а также изучению процессов взаимодействия архаических этнокультурных традиций этих народов с тэнгрианской этноконфессиональной традицией. Особое внимание в данной монографии уделяется изучению духовно-культурных аспектов тэнгрианства тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, а также анализу космологических пространственно-временных характеристик культурно-экологических традиций, сформированных под влиянием тэнгрианства.
В монографии рассматриваются процессы влияния тэнгрианства на этнокультурогенез тюрко-монгольских народов, на их этноконфессиональные традиции и в целом — на формирование духовной культуры «кочевой» цивилизации Центральной Азии и Саяно-Алтая. В данном исследовании особое внимание уделяется изучению процессов взаимодействия архаических верований и тэнгрианства.
Н. В. Абаев самое пристальное внимание в своей совместной монографии обращают на роль национально-государственной религии тюрко-монгольских народов Евразии (т. е. тэнгрианства) в организации и развитии «кочевой» центрально-азиатской цивилизации, а также на ее роль формировании этноконфессиональной культуры, сохраняющей актуальность и для современности.
В книге Н. В. Абаева рассматриваются также философско-методологические вопросы изучения тэнгрианства как открытого мировоззрения народов Внутренней Азии, заложившего основы национально-государственной религии и религиозной культуры монголов, древних тюрков, финно-угорских народов, а также на традиционный китайский культ Неба-Тянь и даосизм, японский синтоизм, чань (дзен)-буддизм, зороастризм, тибетскую религию бон и т. д.
Автор убедительно доказывает, что для всех тюрко-монгольских религия Вечного Синего Неба Тэнгри в течение многих столетий и тысячелетий играла роль главной сакральной вертикали и одного из основных энерго-информационных аттракторов в синергетической триаде «Небо-Земля-Человек», содействуя взаимодействию этих космических сил.
Убедительным является и вывод автора о том, что тэнгрианская цивилизация сформировалась как цивилизация сугубо традиционная и «кочевническая», имея в виду именно центрально-азиатскую пастушескую цивилизацию. При этом особый упор автор делает на том культурно-историческом регионе Центральной Азии и Евразии, который он вслед за многими авторитетными авторами определяет как «Внутренняя Азия», определяя роль этого культурно-исторического региона во всем Евразийском духовно-культурном пространстве.
Очень плодотворным представляется фундаментальный вывод Н. В. Абаева о том, что, по сути, тэнгрианство и является расширенным толкованием «евразийства» в философской, общественно-политической и экономической сфере, которое нашло свое развернутое обоснование в русском космизме и учении ранних евразийцев в конце XIX — начале XX в. Поэтому становится понятным, почему изначально присущая тэнгрианскому учению проективность стала характерной чертой и евразийского философско-политического, социально-экономического учения, обусловив его стремление к созданию всевозможных экономических и политических союзов на цивилизационной платформе Евразийской Мегацивилизации.
Н. В. Абаев вполне убедительно показывает, что мифология и религия тюрко-монгольских народов центральной части Евразии обусловили устойчивость той формы традиционного общества, которая сложилась в культурно-историческом регионе Внутренней Азии и при этом оказали огромное влияние на развитие центрально-евразийского кочевничества в области духовной культуры именно благодаря своему универсализму и космизму, а также высокому уровню синергетичности и экологичности.
Монография Н. В. Абаева написана на базе современных методологических идей социальных и гуманитарных наук: социальной самоорганизации и цивилизации. Работа может принести несомненную пользу студентам и аспирантам вузов республик Саяно-Алтая (Тувы, Горного Алтая, Хакасии) и Якутии, а также Республики Бурятия, изучающим историю и культуру народов Внутренней и Центральной Азии, культурологию, религиоведение, этнографию. Она также может представлять интерес для всех, кому не безразличны история и культура тюрко-монгольских народов. Таким образом, мы полагаем, что актуальность и социально-практическое значение осуществленного автором исследования несомненны, оно может служить ценным учебно-методическим пособием.
Дата поступления: 16.09.2015 г.
Скуратов Юрий Ильич — доктор юридических наук, профессор, директор Центра по исследованию государственных и правовых систем стран АТР Бурятского государственного университета. Адрес: 670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а.
Skuratov Yury Ilyich, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Director of the Center for the study of state and legals systems of the countries of the Asia-Pacific region, Buryat State University. Postal address: 670000, Russia, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Smolina St., 24A.