Аннотация: Археологические, геодезические и астрономические исследования кургана Аржан-1 показывают, что он является не только сложным погребально-поминальным объектом, но и своеобразной «моделью мира» (мандалой) древних кочевников Центральной Азии. Памятник относится к VIII век до н.э. - одному из наиболее ярких переломных периодов в политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи.
Ключевые слова: Аржан-1, Центральная Азия, геодезические, астрономические исследования, модель мира.
Arzhan-1 barrow in the Center of Asia
(geopolitical and astronomical aspects)
L. S. Marsadolov
Abstract: Archaeological, geodetic and astronomical researches of the Arzhan-1 barrow show that it is not only difficult sepulchral object, but also peculiar "world model" (mandala) of ancient nomads of the Central Asia. The monument dates from the 8th century BC - one of the brightest critical periods in a political, economic and cultural history of the ancient nomadic people of the Euroasian steppe.
Keywords: Arzhan-1, the Central Asia, geodetic, astronomical researches, world model.
Мир центрально-азиатских кочевников в I-м тыс. до н.э. существовал одновременно с цивилизациями Передней Азии, Средиземноморья, Китая и Индии. Не только в оседлых цивилизациях, но и у кочевников были свои выдающиеся, а ныне безымянные политики, воины, мудрецы, художники и религиозные деятели.
Аржан-1 в Туве - самый большой в Саяно-Алтае курган - был раскопан в 1971-1974 годах археологической экспедицией под руководством М. Х. Маннай-оола и М. П. Грязнова
. Материалы кургана Аржан-1 заинтересовали специалистов разных областей науки. Многие археологи отметили, что сложная деревянная конструкция кургана Аржан в целом напоминает символ Солнца, но остались не проанализированными связи кургана Аржан с окружающим ландшафтом, не были произведены в 1970-е годы и полевые астрономические исследования.
Новые исследования. Саяно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством автора, начиная с 1987 года, исследования кургана Аржан-1 велись в трёх основных направлениях: археологическом, геодезическом и астрономическом
. В археологическом аспекте были вновь вскрыты углы центральной камеры, найден центр кургана, а также выявлены зафиксированные на плане точки на "магистральных" линиях срубов в северном и восточном секторах. Раскопаны две округлые поминальные выкладки из камней с южной стороны от кургана. В одной из выкладок найдены фрагменты керамики, кости коня и других животных. Находка фрагмента сосуда с острорёберным валиком под венчиком позволила по-новому осмыслить вопрос о наличии глиняной посуды у кочевников Саяно-Алтая в VIII-VII вв. до н.э.
Среди камней засыпки кургана Аржан на поверхности были обнаружены обломки каменных плиток с выбитыми рисунками животных. С помощью металлоискателя выявлено, что на кургане и в окружающих его выкладках много камней, содержащих железо, а в целом для этого района характерна магнитная аномальность, возможно, связанная с большими залежами железа в горах, обступающих долину.
В геодезическом плане, с помощью теодолита, определены направления и расстояния от центра кургана Аржан до наиболее примечательных горных вершин, их высота; произведена предварительная нивелировка местности; сфотографирована и прорисована панорама гор, окружающих курган и т.п.
В астрономическом аспекте (в работах экспедиции участвовали астрономы Пулковской обсерватории С. С. Смирнов и В. Л. Горшков) уточнены координаты кургана - его широта и долгота, высота над уровнем моря, магнитное склонение; велись наблюдения за восходом и заходом Солнца, Луны и звёзд, особенно в дни, близкие к точке осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Для времени возведения кургана Аржан (VIII в. до н.э.) вычислены астрономически значимые направления и осуществлена их "привязка" к окружающим ориентирам на местности, а также "лучам" деревянных срубов-камер. В день осеннего равноденствия велось наблюдение за солнечными часами с вертикальным и наклонным центральными стержнями-гномонами, движением тени от них.
Астрономические аспекты. В процессе исследований установлено, что для сооружения кургана Аржан-1 выбрано место весьма удобное в географо-астрономическом аспекте - в центре подтреугольной в плане Турано-Уюкской котловины, вытянутой с запада на восток. Курган находится на небольшой сухой возвышенности к северу от поймы реки Уюк. С северной и южной сторон от центра кургана на относительно небольшом расстоянии расположены самые высокие горы в этом районе, а с восточной и западной сторон - низкие удалённые горы, позволяющие наблюдать восходы/заходы Солнца и Луны в течение всего года. Отмечена определённая корреляция между центром и "лучами" кургана с горными вершинами и западинами, расположенными в астрономически значимых точках равноденствия и солнцестояния, а также положения высокой и низкой луны.
В целом курган Аржан-1 является не только сложным погребально-поминальным объектом, но и своеобразной «моделью мира» (мандалой) древних кочевников Центральной Азии. Диаметр каменной насыпи кургана достигал 120 м, а высота - до 4 м. «Царь и царица» (вождь союза племён и его жена или наложница) и ещё 8 человек были захоронены в центральной, наиболее сакральной части кургана. Дополнительные погребения людей находились на СВ (1-2 человека) и на ЮЗ (4 человека), что, вероятно, объясняется расположением их в противоположных точках. Углы внутреннего и внешнего срубов в центре кургана также были связаны с направлениями восхода-захода Солнца и Луны в астрономически значимые дни.
В кургане Аржан-1 довольно чётко прослеживается трёхчленная вертикальная структура - верхний мир (небо = каменная насыпь), средний (центр, погребения людей и коней, деревянная конструкция) и нижний мир (подстилающая земля и ниже). Число коней, погребённых в отдельных камерах кургана Аржан, вероятно, также отражает определённую символику. Наибольшее количество захороненных коней находится в восточной части кургана: 30 + 30 + 15 + 3 + 12 = 90 коней = 3 месяца. Всего в Аржане погребено около 160 коней + 15-20 хвостов коней под полом центральной камеры = около 180 = полгода (рис. 1: 5).
Наблюдается спиральное расположение камер, сооруженных против хода солнца и луны (против "часовой стрелки"), а также противостояние восточной и западной частей кургана с преобладанием восточной (размеры камер; число коней; в восточной половине кургана по дуге расположено более 300 округлых каменных выкладок, а с западной - выкладок нет и др.).
Идея: восток = весна = восход Солнца = рождение = перерождение (годичного природного цикла жизни и смерти) является господствующей в кургане Аржан. С помощью дендрохронологии установлено, что курган Аржан был сооружён в августе - сентябре месяце. В связи с этим (сентябрь ± полгода), не исключено, что у кочевников Саяно-Алтая в конце IX-VIII вв. до н.э. счёт дней в году начинался в марте месяце, возможно, в день весеннего равноденствия
.
Рис. 1. Икосаэдро-додекаэдрическая модель Земли и курган Аржан-1:
1 - «силовой каркас» Земли = сакрально-энергетически важные точки (основные «узлы»: 1 - комплекс древнеегипетских пирамид в Гизе, 2 - древний город Киев; 3 - Аркаим и Синташта, Урал; 4 - Аржан, Тува; 11 - Стоунхендж, Англия и т.д.); 2 и 3 - разбивка на более мелкие и крупные подсистемы; 4 - модель додекаэдра; 6 - модель икосаэдра (по материалам Н.Ф. Гончарова, В.А.Макарова, В.С.Морозова, Н.П.Юшкина, И.И.Шафрановского, К.П.Янулова и др.); 5 - план-схема кургана Аржан-1 (выделено число коней в камерах). Составлено Л.С.Марсадоловым.
Курган Аржан-1 является одним из самых ранних объектов, но не единственным памятником в евразийских степях, в котором опредмечена идея, согласно которой 1 конь равен 1 дню (или году; см. письменные источники, в которых отмечается, что день богов равен году людей). Эта идея также нашла отражение в числе захороненных коней в курганах Прикубанья, раскопанных Н. И. Веселовским: 360 коней = 1 году (VI в. до н.э.; Ульский Аул, 1898 г.)
; 30 коней = 1 месяцу (IV в. до н.э.; станица Воронежская, курган № 19, 1903 г.)
.
Новый Центр Азии. В XIX-ХХ веках методом математического расчета центра пересечений линий из крайних точек на географической карте Азии был определен современный «Центр Азии», ныне расположенный в городе Кызыле. Следует отметить, что этот метод не безупречен, так как береговая линия материка неоднократно менялась; существует проблема выбора крайних географически значимых точек на карте; сложность рельефа - горы - равнины, их "вес и объем" при расчетах и т.д. При визуальном взгляде на космический снимок территории Тувы видно, что район Кызыла не образует в плане геометрической фигуры с четко выраженными очертаниями. В этом регионе известно очень небольшое число исторических памятников.
В 70 же километрах к северу от современного центра Азии расположена довольно компактная, четко выраженная, в плане подтреугольная (при взгляде из космоса) Турано-Уюкская котловина, ограниченная со всех сторон горными хребтами. К северу от Пазырыкских курганов на Алтае также находится большая подтреугольная геологическая структура.
Объяснить "аржанский треугольник" можно, исходя из более глобальных геоисторических моделей. Начиная с глубокой древности, Земля в целом и более мелкие образования, представлялись в виде геометрических фигур - квадрата, круга, шара и т.д. Со времен Пифагора-Платона (VI-IV века до н.э.) и позднее многие ученые представляли Землю в виде большой геокристаллической модели (работы И. Кеплера, А. Гумбольдта, А. Пуанкаре, С. И. Кислицына и др.)
. Возможно, одной из наиболее перспективных идей является предложенная Н. Ф. Гончаровым, В. А. Макаровым и В. С. Морозовым икосаэдро-додекаэдрическая система Земли
, своеобразный силовой каркас планеты (рис. 1: 1). В 1-м узле этой модели находится комплекс древнеегипетских пирамид в Гизе, во 2-м узле - древнерусский город Киев, в 3-м узле - комплекс сооружений Аркаима-Синташты, в 11-м - Стоунхендж в Англии и т.д. 4-й узел в этой модели был безымянным, но сейчас можно с уверенностью отметить, что именно в нем был воздвигнут курган Аржан-1
.
Геополитическое значение Аржана-1. Более крупные геоструктуры в свою очередь состоят из более мелких треугольных подсистем (рис 1: 2-3). В центре одного из таких "треугольников" скорее осознанно, чем случайно, и был воздвигнут курган Аржан. Геополитически важная и удобная для хозяйственной деятельности обширная долина на пограничье с другими областями не моглa не привлечь внимания древних вождей и жрецов
.
В аржанской (Турано-Уюкской) котловине расположено около десяти "цепочек" больших курганов племенных вождей кочевых народов I тыс. до н.э.
- это самое грандиозное курганное поле в Саяно-Алтае. В VIII-VII вв. до н.э. богатые курганы вождей кочевых племён в основном воздвигали в пограничных районах.
Аржан - крайний северо-восточный форпост кочевников Саяно-Алтая, расположен в пограничье горных, таёжных и степных регионов, на юге от тагарской культуры в Хакасии и к западу от Прибайкалья.
Около поселка Аржан в Туве большие округлые курганы сооружали по линии СВ-ЮЗ и ориентировали по Солнцу - на высокую точку восхода в день летнего солнцестояния и низкую точку захода солнца в день зимнего солнцестояния. «Цепочка» подквадратных «курганов-пирамид» в Салбыке в Хакасии ориентирована по линии СЗ-ЮВ - линии восхода и захода высокой Луны. Расположение курганов в Салбыке принципиально отличается от ориентации курганов за Саянским хребтом. Таким образом, ориентировка цепочек курганов может служить дополнительным и важным критерием для этнокультурного подразделения крупных регионов археологических памятников.
Чиликтинские курганы в Казахстане сооружены на юго-востоке сакского мира, на окраине Китая и Монголии. Литой (Мельгуновский) курган - на границе степи и лесостепи в Приднепровье. Келермес - на границе гор и степей, в Предкавказье, в период господства кочевников в Малой и Передней Азии. Ко времени наивысшего могущества кочевников в VII в. до н.э. относятся богатые погребения и в районах военных "лагерей" - киммерийцев в Гордионе (Анатолия) и скифов - в Зивие и Хасанлу (Иран). Вероятно, в районе Прикубанья находились места концентрации евразийских кочевников перед походами через Кавказ в Малую и Переднюю Азию. Именно между Кубанью и отдельными районами Центральной Азии прослеживается много культурных связей на протяжении длительного времени, когда наблюдался отток воинственных кочевников из Малой и Передней Азии: в 1-й пол. VII в. до н.э. - во время борьбы Мидии, Фригии и Лидии с Ассирийской державой (Келермес - Чиликта); в V в. до н.э. - во время греко-персидской войны (Семибратние курганы - Пазырык - Филипповка) и др. Этот район, позднее заселённый кубанскими казаками, неоднократно служил базой для сбора интернациональных военных сил перед походами на Кавказ и далее. Неслучайна и идея о том, что 1 конь равен 1 дню, нашла материальное воплощение, как в кургане Аржан в Туве, так и в курганах Прикубанья (Ульский Аул, 1898 г. и др.).
Археологические материалы из больших курганов в Аржане свидетельствуют о крупных качественных и количественных изменениях в Туве в VIII-VII веках до н.э. - своеобразном «аржанском феномене» во всех сторонах жизнедеятельности общества: в социальной сфере (резкая дифференциация общественных структур, отразившаяся и в погребальном обряде - большие, средние и малые курганы); в политике (расширение территориальных границ по сравнению с предшествующим временем), в экономике, демографии (высокий уровень кочевого хозяйства, резкое обновление материальной культуры, рост населения), мировоззренческой «картине мира» (перестали функционировать старые культовые центры, появляется традиция сооружения каменных изваяний, внезапно изменился погребальный обряд) и т.д.
Учёные должны попытаться многофакторно объяснить «феномен» таких резких изменений. Стоит отметить, что монгольским далеким походам ранее предшествовали завоевания киданей, тюрков, хуннов-гуннов, дошедших до Рима и т. д. Возможно, подобные процессы в разных масштабах имели место и в более раннее время, о чём свидетельствуют курганы представителей кочевой элиты, такие как Ноин-Ула в Монголии; Пазырык, Башадар, Туэкта на Алтае; Иссык, Бесшатыр, Чиликта в Казахстане, а также еще более монументальные и сложные памятники у посёлка Аржан в Туве.
Аржан-1 относится к VIII век до н.э. - одному из наиболее ярких переломных периодов в политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи. Это время создания "Илиады" и "Одиссеи" в Греции, "Книги перемен" в Китае, Ведических текстов в Индии. Это эпоха Библейских Пророков в Израиле. Именно в это время происходит резкое изменение "облика" археологических культур Евразии, Америки и Африки. Это время характеризуется крупными природно-климатическими изменениями. В ближайшие годы было бы желательно продолжить палеоастрономические и гео-ландшафтные исследования на курганах в Аржане и на других важных историко-культурных памятниках Тувы.
Материалы из больших курганов в Аржане должны занять свое место среди выпавших и возвращенных «памяти человечества» памятников мировой истории и культуры.