Мнение члена жюри конкурса "Тува-2050"
"The one who does not look forward finds himself behind"
(Opinion of the judge of "Tuva-2050" contest)
Yu. V. Popkov
Практически все лучшие сочинения, которые мне довелось рецензировать, соответствуют объявленному в условиях конкурса жанру - жанру эссе. Участники представили небольшие (иногда совсем небольшие) по объему работы, в которых в свободной манере поделились своими мыслями и мечтами относительно конкретной темы - будущего Тувы. Для большинства из них характерными являются образный стиль изложения и ассоциативность мышления, смелая фантазия и разговорная стилистика, образность и откровенность. Это как раз то, чем отличается эссе от других литературных жанров. Участники конкурса имели возможность высказать свои субъективные впечатления, и они это сделали. Поэтому первый важный результат, который хотелось бы отметить, - взрослое, ответственное отношение молодых людей к пониманию того, что от них ожидалось.
Другим результатом является достаточно широкий спектр проблем, которые отражены в представленных работах и которые более всего волнуют молодежь - от необходимости сохранять уникальные традиции и развивать традиционное хозяйство как основу экономики республики до неоднозначных последствий строительства железной дороги. В целом, не было однообразия, и читать работы было не скучно.
Третий, и, на мой взгляд, самый главный результат состоит в том, что все молодые люди - участники конкурса - мечтают о процветающей Туве. Нет пессимистов! Никто их них даже не пытался содержательно говорить о неблагоприятных сценариях развития событий. Это, конечно, отдаляет работы от научного подхода, зато, как я уже отмечал, вполне соответствует провозглашенному жанру эссе.
Далее кратко выскажу свое мнение о некоторых работах, о том, что в них особенно понравилось, даже если их авторы не стали лауреатами или победителями в конкретных номинациях, и отмечу некоторые слабости.
Работу Виктории Соян «Тува-2050: картины будущего. Тувинское экономическое чудо» отличает четкость, грамотность, реалистичность. Продемонстрированы эрудиция и хорошие знания по широкому кругу проблем. В качестве эпиграфа для своего сочинения, который, на мой взгляд, реально был таковым для всего нашего конкурса, она взяла идею знаменитого британского фантаста Герберта Уэллса: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади». И надо сказать, что ее взгляд в будущее оказался достойным самой высокой оценки.
Прежде всего, проведена емкая и достаточно точная диагностика незавидного социально-экономического положения республики в настоящее время. Наверное, недалека от истины очень жесткая характеристика существующего положения как социального тупика. Затем, при характеристике будущего, автор последовательно отвечает на сформулированные вопросы: «Какие семена были посеяны? И в какую почву? Как за ними ухаживали?». При этом грамотно обсуждаются те составляющие настоящего и будущего Тувы, которые являются определяющими в данном движении: промышленность, прежде всего горнодобывающая, энергетика, природная среда и ресурсы, образование, кадры, туризм с акцентом на этнотуризм, человеческий капитал. Единственное замечание, которое можно сделать, это недостаточное внимание сельскому хозяйству.
«Тувинское экономическое чудо» Виктории - это, конечно, фантазия, но фантазия компетентная, с опорой на реальные заделы и планы и с четким пониманием того, что следует делать, а чего делать никак нельзя. Хоть сейчас бери ее идеи и реализовывай в республике!
Считаю данную работу, безусловно, лучшей работой конкурса.
Работа Кан-Демира Монгуша «Социально-экономическое положение Тувы к 2050 году» меня привлекла прежде всего тем, что в самом ее начале автор совершенно справедливо говорит о важности сценарного подхода для решения задач конкурса. Это единственное сочинение, в котором есть четкое осознание значимости сценарного анализа для прогнозирования будущего. К сожалению, верно поставленная проблема не получила своего достойного разрешения: сценарный подход (в строгом смысле этого слова) в работе по сути не раскрывается.
Эльвира Харунова «Кино-Тува 2030...». Оригинальная работа самой юной участницы конкурса. Оригинальная и по тематике, и по характеру построения, и по способу фокусировки проблемы. Неожиданно выбрана точка отсчета - кинематограф, на которую завязаны другие важные моменты жизни республики. Мало того, именно используя кинематограф, автор удачно показал, как можно использовать с максимальной пользой для общего дела своеобразие Тувы, прежде всего связанное с уникальной природой и заслуживающими всесторонней поддержки значимыми культурными традициями.
Чодураа Иргит «К определению основных направлений развития этнографической науки Тувы». Эта работа меньше других соответствует жанру эссе, зато больше отвечает требованиям строгого научного исследования. Чувствуется, что для автора это профессиональная тема. Таким образом, у него было преимущество перед другими конкурсантами, тем более что аналогичных, полностью реализующих научный подход, работ представлено не было. Автор провела интересное развернутое исследование, но, к сожалению, в нем не нашло места обоснования того, зачем стоит возрождать традиционную тувинскую культуру. Мне кажется, этот вопрос заслуживает того, чтобы на него постарались дать ответ молодые люди. Тогда можно рассчитывать на более активное ее участие в сохранении и развитии традиций.
Сылдыс Калынду «2047 - очень позитивное утро старого человека». Интересная, оригинальная, остроумная работа. Оценивая ее в целом достаточно высоко, хотел бы обратить особое внимание на два момента, характеризующих проницательность автора и социальную заостренность его представлений.
Во-первых, привлекательно его определение того, что человеку нужно для хорошего самочувствия: «Когда все вокруг так, как тебе нравится, когда деревья, посаженные тобой, вырастают и становятся парком, когда ты попадаешь в беду и тебе приходят на помощь, когда в аптеках хватает лекарств, а на завтрак у тебя бутерброд с колбасой, когда зимой у тебя в квартире тепло, а в подъезде чисто». Как просто и как точно! А главное - такое вполне возможно, и оно зависит от нас самих. Как тут не вспомнить простое, емкое и на все времена (из известного фильма): «Счастье, - это когда тебя понимают». Второй момент касается фразы, за которой скрывается серьезный социальный смысл: «Нонсенс - это нобелевская премия мира Бараку Обаме». Точная характеристика двойных стандартов сильных мира сего.
В работе Виталия Петрова «Какой может стать Тува к 2050 году и как ее можно сделать таковой» интересны идеи об идеальной экономике - такой экономике, которая менее всего подвержена воздействию различных глобальных катаклизмов. Общеизвестное представление о необходимости сочетания современных и традиционных отраслей автор конкретизирует акцентом на приоритете традиционного хозяйства, «ибо только оно гарантирует жизнь, когда человеку не грозит голодная смерть». Если учесть, что согласно последним данным, в условиях современного глобального кризиса никак не пострадали люди, ведущие натуральное (традиционное) хозяйство, то данная идея не выглядит абсолютно устаревшей или откровенно утопичной. В любом случае я готов всесторонне поддержать установку на то, чтобы основные продукты питания, особенно продукты животноводства, Тува производила сама, а не завозила их (порой сомнительного качества) за тридевять земель из других регионов. Все необходимые объективные условия для этого есть, нужны только добрая воля руководителей и грамотная экономическая политика. Не менее интересным представляется мне образно и точно описанный в данной работе конфликт ценностей на примере возможного взаимного непонимания кызылской девушки и воспитанного в сельской среде парня.
Работа Шончалай Куулар «Добро пожаловать в школу-2050 в ...городе Хову-Аксы!» - ровная, чистая работа-мечта о сельской школе с предсказуемыми картинами ее будущего. Правильно сказано: «В будущее я бы взяла самое лучшее и прекрасное из прошлого. Это наша культура, обычаи, традиции наших предшественников. Турслеты, походы, экскурсии всегда останутся для детей возможностью познать себя, друзей, природу». К сожалению, в самих картинах будущего школы совсем не нашлось места тувинским традициям, представлениям об их будущих формах существования. Было бы хорошо, если бы автор показал, чем отличается эта школа от школ, например, европейской части России, в чем ее оригинальность.
Артыш Минчей «Какой я вижу Туву через несколько десятков лет?». В этой работе я почувствовал боль 17-летнего молодого человека за то неблагополучие, которое мы переживали с начала 1990-х гг., и четкое ощущение того, что «капиталистического рая» не получилось. Свободной стихии рынка автор противопоставляет регулируемость жизни в интересах основной массы населения. Это касается, в частности, развития сельского хозяйства, ограничения потребительских цен на сельскохозяйственные продукты, по поводу которых проявляют постоянную озабоченность не только население, но и федеральные власти. По сути дела автор отстаивает идею социальной справедливости, так грубо попранную в последнее время. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает провозглашенный им принцип, согласно которому в республике «ни один не богат настолько, чтобы купить другого, и ни один не беден настолько, чтобы быть вынужденным продать себя». И разве не являются крайне актуальным его вывод, которым он заканчивает свою работу: «Но немногие понимают, для того чтобы добиться этого, надо трудиться и сначала провести «революцию» в себе - учиться, саморазвиваться, давить в себе проявления нравственного уродства, т.е. быть (заметьте - НЕ СТАРАТЬСЯ БЫТЬ, а БЫТЬ!) честным, порядочным, верным своей родине»? Очень точно!
Теперь об общих замечаниях. В целом высоко оценивая работы конкурсантов, хотелось бы обратить внимание на отсутствие в них попыток:
1) разобраться в причинах современного неблагополучия Тувы (на такое неблагополучие обратили внимание многие), хотя бы в эссеистической форме,
2) понять, какова роль самого населения и органов власти в формировании позитивных тенденций развития республики,
3) обосновать, почему, зачем и в каком виде нужно сохранять традиции.
Последнее обстоятельство считаю очень важным для Тувы как региона, где устойчивость традиций является наиболее очевидной при том, что сами традиции, конечно же, не являются неизменными.
Надеюсь, что интересная, полезная, грамотно организованная и получившая широкий резонанс и поддержку населения инициатива не закончится данным проектом. Поэтому высказанные замечания можно рассматривать как мои пожелания для участников будущего конкурса. Кстати говоря, его можно было бы посвятить как раз проблеме сохранения традиций в условиях современных трансформаций.
Особо хотелось бы поблагодарить главного инициатора и умелого организатора конкурса Ч. К. Ламажаа за возможность участия в интересной работе и пожелать новых творческих идей, а также сил и времени для их реализации.