Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 ноября 2024 г.

Этнопедагогика тувинского народа

Скачать в PDFЭтнопедагогика тувинского народа Рецензия на книгу: Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. Этнопе­да­гогика тувинского народа. Кызыл, 2009. - 212 с.

Tuvan people's ethnopedagogics

G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. Tuvan people's ethnopedagogics. Kyzyl, 2009. - 212 p.

H. D.-N. Oorjhak

Этнопедагогика тувинского народа Этнокультурная самобытность каждого народа становится объектом исследования многих отраслей науки о человеке, обществе и природе. В том числе и этнопедагогика, выделившись, как самостоятельная отрасль педагогики, прочно вошла в интеграционные процессы в науке и выполняет созидательную функцию в стремлении народов сохранить свою самобытность, возрождении традиционных систем воспитания, диалоговому сотрудничеству. В этом отношении коллективная монография, посвященная этнопедагогике тувинского народа - одного из древнейших тюркоязычных этносов, населяющих Саяно-Алтайское нагорье и Центральную Азию, обогащает научные исследования о Туве и о ее многовековой педагогической культуре. 

Исследование этнопедагогических традиций тувинцев  актуализируется обращением к этническим ценностям воспитания как составной части общечеловеческой культуры, приобретающей глобальное значение в формировании личности как представителя родной, общероссийской и мировой культур.

Авторы убеждены в несомненной актуальности исследования этнопедагогики тувинского этноса в связи с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества, многонационального и поликультурного.

Монография состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Авторами проведены теоретическое осмысление этнопедагогики как науки (глава I) и систематизация опыта народной педагогики тувинского народа, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа,  выработанных и накопленных в процессе общественного развития (главы II и III). 

Авторы показали, что тувинский народ за свою более чем трехтысячелетнюю историю накопил колоссальное культурно-педаго­гическое наследие. Это: и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры - загадки, пословицы и поговорки, и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный  идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этномузыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с ее молениями и ритуалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры - все то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.

В основу изучения этнопедагогики тувинцев, имеющей обобщающий теоретико-эмпирический  характер и направленность на решение актуальных проблем этнопедагогики, авторы положили историко-этнографические материалы путешественников, собирателей фольклора, ученых, посетивших Туву в конце XIX начале XX века Е. К. Яковлева, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Д. Каррутерса, Вс. Ро­де­вича, А. В. Адрианова. Также труды ученых, исследовавших традиционную культуру тувинцев в 50-70 гг. ХХ века и современного времени: Л. П. Потапова, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. Б. Кенин-Лоп­сана, Г. Н. Курбатского, И. У. Самбуу, А. К. Кужугет, М. В. Монгуш и др.

Учитывая своеобразие педагогической культуры каждого народа с присущей ей способностью вбирать в себя, закреплять, накапливать и видоизменяться в виде знаний, орудий труда, мыслей многих поколений, авторы показали преемственность народной педагогики и современной педагогической мысли, и представили жизнеутверждающий принцип этнопедагогики. С учетом других ее принципов, таких, как природосообразность и культуросообразность, в главах «Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев», «Нравственное воспитание в народной педагогике тувинцев» представлены традиции  умственного и нравственного, трудового и физического воспитаний  в педагогических воззрениях тувинцев. Этнопедагогическая сущность этикета тувинского народа, педагогические идеи народа о нравственном совершенстве личности.

Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками нравственных и духовных ценностей народов великой страны России авторы рассматривают (в третьей главе) деятельность образовательных учреждений по удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности,  народа, человечества в целом в XXI веке.  

Коллективная монография Г. Н. Волкова, К. Б. Салчака и А. С. Ша­алы, несомненно, займет достойное место в тувиноведении. Будет иметь практическую ценность как источник обучения и воспитания детей и молодежи народным традициям, обычаям, что  влияет на идентичность, самосознание народа, является одним из путей сохранения тувинского этноса.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта