Рецензия на книгу: Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. Кызыл, 2009. - 168 с.
The world of the childhood of nomadic Asia
Sunduy G. D. The world of the childhood of nomadic Asia: Experience of spiritually-moral education. Kyzyl, 2009. - 168 p.
L. Y. Holina
Представленная работа посвящена специфике тувинско-монгольской модели воспитания, способам, приемам и средствам народной педагогики. Хронологические рамки монографии охватывают период, начиная с тюркского средневековья по настоящее время. Такой исторический подход объясняется прослеживанием длительного процесса интеграции этнопедагогических традиций тюркских и монгольских племен на обширной территории Центральной Азии и дает возможность обозначить общность культуры. Автором привлечен значительный круг самых разных по содержанию источников: «Поэзия древних тюрков», всемирное известное произведение «Сокровенное сказание монголов», этнографическая и археологическая литература, полевые материалы и т.д.
Монография состоит из предисловия, четырех глав, послесловия, двух приложений, литературы и глоссария, восьми фотографий. Работа включает в себя ряд достаточно независимых глав, объединенных общей логикой содержания мира детства кочевых обществ, имеющих много идентичного в силу территориальной и культурной близости.
В первой главе «Зона детства в календарной культуре кочевников» рассматриваются вопросы народного циклического календаря и связанные с ним предписания относительно периоду детства. Здесь впервые автором предпринята попытка раскрытия понятий «зона детства», «этнопедагогическое учение «сүзүк» (сүзүктээр)».
В главе «Возрастной символизм и ценностно-нормативные подходы в духовно-нравственном воспитании детей» представлено несколько вариантов периодизации детства. Они и доказывают, что возраст и воспитание ребенка всегда связаны с мировоззрением и мироощущением народа, его жизнедеятельностью. Автором раскрывается возрастной символизм этнокультуры, описана детская обрядовая практика.
Глава «Духовные субстанции в традиционных представлениях кочевников» посвящается идеалу совершенного человека на основе философии микрокосма с помощью материалов фольклора, быта, религиозных воззрений и народной педагогики.
В последней главе «Духовно-нравственное воспитание в системе общего образования» освещены ход и результаты педагогического эксперимента «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогика в духовно-нравственном воспитании учащихся 1-6 классов тувинской сельской школы». Здесь также раскрывается содержание УМК.
Главная идея монографии Г. Д. Сундуй состоит в том, что народная педагогика должны быть возрождена, она ведет детей в стихию родной культуры, при этом уважая традиции и обычаи других народов. Монография написана на достаточно высоком уровне, в ней отражены основные системообразующие свойства народной педагогики двух соседних народов, которая представляет собой результат сложного синтеза и взаимопереплетений. Г. Д. Сундуй, выявляя общую схему воспитания детей кочевников, не допустила ее переоценку, сумела обозначить особенность воспитания каждого народа.