Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 18 декабря 2024 г.

Фольклористическая деятельность А.К.Калзана

Фольклористическая деятельность А.К.Калзана Аннотация: В статье проанализировано научное творчество известного тувинского ученого — фольклориста А. К. Калзана, обозначены главные направления его работы, актуальные для тувинской фоль­клористики и сегодня. 

Ключевые слова: Калзан, тувинский фольклор, фольклористика, филология, тувиноведение, ТНИИЯЛИ, наследие.

Folkloristic activities of A. K. Kalzan

S. M. Orus-ool

Abstract: Article analyzes scientific oeuvre of the well-known Tuvan scientist – folklorist A.K. Kalzan. Main trends of his work are outlined that are relevant to the contemporary Tuvan folkloristics as well.

Keywords: Kalzan, Tuvan folklore, folkloristics, philology, tuvinology, TNIIYaLI, heritage.

Антон Коваевич Калзан вместе с учеными Доржу Сенгиловичем Кууларом и  Марией Андреевной Хадаханэ был одним из зачинателей не только тувинского литературоведения, но и фольклористики. В творческой биографии Калзана совмещается многосторонняя профессиональная квалификация собирателя-текстолога, исследователя-тео­ретика, издателя-публикатора, координатора-руководителя и участника исследовательских проектов сектора литературы и фольклора Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, которым он заведовал в течение тридцати трех лет.

Перу А. К. Калзана принадлежит ряд статей, посвященных как общим вопросам тувинского устного народного творчества, такие как «О тувинской фольклористике», «О тувинском фольклоре», «Послереволюционный фольклор», «О фольклоре Монгун-Тайги», так  и  работы, посвященные отдельным его  жанрам: «О песенном жанре тувинского советского фольклора», «Пословицы и поговорки» (в соавторстве с Ч. Ч. Кууларом).

Самый главный вклад А. К. Калзана в области фольклористики — это создание первого очерка жанров тувинского фольклора  «Тыва улустуң аас чогаалы», опубликованного в местном издательстве еще в 1976 году. В очерк вошли статьи, посвященные идейным и художественным особенностям  всех  жанров тувинского фольклора, написанные авторским коллективом сотрудников  ТНИИЯЛИ и поэтом Сергеем Пюрбю. Осуществляя научное  руководство над группой авторов, занятых подготовкой очерка, А. К. Калзан принял самое непосредственное участие в этой работе, выступив здесь как автор предисловия очерка, как автор двух глав  и как ответственный редактор.  В этом издании, над которым Антон Каваевич долго трудился, в полной мере раскрылся исследовательский талант ученого.

В предисловии автором уделено большое внимание историографии тувинской фольклористики, как самостоятельного  научного направления тувиноведения; показано эстетическое воззрение народных сказителей; дана объективная оценка деятельности дореволюционных ученых и путешественников (Катанова, Радлова, Потанина, Кона); выделены также разные этапы развития тувинской фольклористики.

Эта книга тиражом 3000 экземпляров, изданная 34 года назад, сейчас стала библиографической редкостью и настольной книгой для читателей, специалистов, преподавателей, студентов, школьников.

Фольклористическая деятельность А.К.Калзана Второй очень важной с точки зрения постановки проблем представляется статья А. К. Калзана «О тувинской фольклористике», которая сразу же привлекла внимание исследователей своей новизной. Она была опубликована в 1971 году в 15 выпуске «Ученых записок ТНИЯЛИ». Хотя она содержит всего 6 страниц, но по своей содержательности является очень ценной.

Отмечая в своей статье о некоторых положительных результатов тувинской фольклористики, автор останавливается на многих нерешенных ее задачах. В ней он уделил особое внимание трем проблемам: 1) методике собирания фольклорных произведений; 2) текстологической работе при издании сборников; 3) задачам тувинской фольклористики в перспективе. Рассмотрим все эти пункты данной статьи.

Во-первых, Антон Коваевич подчеркивает необходимость практического усовершенствования методики и организационных форм собирательской работы. При этом он предлагает в дальнейшем обратить больше внимания на запись легенд, пословиц, произведений детского фольклора, различных вариантов эпоса и сказок; на выяснение характера бытования фольклора до революции и в советскую эпоху, на выявление путем устного опроса населения знатоков фольклора, установление их репертуаров, биографий, творческих особенностей, а также на сбор произведений фольклора советской эпохи.

Во-вторых, Калзан  впервые еще в 1971 году обратил внимание на текстологическую работу при издании сборников. По мнению исследователя, тувинские фольклористы «еще четко не выяснили требований к фольклорно-текстологической работе, критериям литературной обработки устных произведений для популярных изданий». Как считает исследователь, «отсюда нередко возникают ошибки субъективного характера при подготовке текстов к печати».

Эти положения получили подтверждение и развитие в нашей работе над докторской диссертацией «Текстология тувинских героических сказаний». Действительно, литературных обработок эпоса в то время было много, почти все фольклорные произведения эпоса в большой или меньшей степени оказывались далекими от оригиналов. Некоторые составители позволяли себе вторгаться в тексты, часто составляли сводные тексты, дополняли или сокращали их. Поэтому, как пишет в своей статье А. К. Калзан, «назрела необходимость осуществления научных изданий отдельных жанров для того, чтобы ввести тувинский фольклор в общесоюзный фольклористический оборот. Кроме того, ждут своего издания для массового читателя произведения советского фольклора, легенды, устные рассказы, благопожелания, детский фольклор. Заслуживает продолжение издание отдельными сборниками сказок, эпических произведений выдающихся исполнителей этих жанров».

В-третьих, ученый предлагает тувинским фольклористам разработку в ближайшее время и в перспективе многих актуальных тем, требующих от исследователей глубокой теоретической подготовки и накопление фактов о характере и условиях бытования фольклора, о его месте в духовной жизни народных масс в прошлом и в советское время.

В-четвертых, он говорил здесь и о подготовке научных кадров. Острая проблема тувинской фольклористики — это нехватка квалифицированных научных кадров. Необходима планомерная подготовка тувинских литературоведов и фольклористов в соответствующих университетах страны, писал Антон Коваевич.

Эта работа А. К. Калзана, несмотря на свою давность, не потеряла своей актуальности и сегодня. Она написана в русле прикладной фольклористики и имеет практическое значение. Ссылки на эту статью А. К. Калзана по сей день делаются в работах не только тувинских фольклористов, но и иностранных ученых, таких как, например,  Эрике Таубе.

Сегодня фольклористическая наука неуклонно движется в этом направлении. Большинство из основных проблем, поставленных А. К. Калзаном, решаются его учениками-фольклористами.

Так, в настоящее время, изданные 12 сборников по различным жанрам фольклора, в том числе 2 тома по сказкам и эпосу в Новосибирске, текстологически подготовлены по последним требованиям науки. Проведены 4 слета сказителей, совершаются фольклорные экспедиции в кожууны; Подготовлены дипломированные кадры, защищенные по специальности 10.01.09 — фольклористика — 2 доктора наук (покойный Д. С. Куулар и С. М. Орус-оол), а также 3 кандидата наук (А. С. Донгак, Л. К. Хертек, Ж. М. Юша), а З. Б. Самдан в настоящее время пишет также докторскую диссертацию по фольклористике.

Вместе с тем, к сожалению, некоторые его задачи до сих пор нами не выполнены, например, это глубокое теоретическое исследование жанров тувинского фольклора, сбор и изучения произведений советского фольклора, устные рассказы, а также не готовятся в полной мере научные кадры по фольклористике.

В другой статье А. К. Калзана «О фольклоре Монгун-Тайги» принципиальным новым моментом, придающим научную основательность, явился глубокий сравнительный анализ двух вариантов эпоса «Боктуг-Кириш и Бора-Шээлей», записанных у монгун-тайгинского сказителя Ширинена, и байтайгинской сказительницы Салчак Бичен. Кроме этого, ученый в ней раскрыл не только специфику монгун-тайгинского фольклора, но и о существовании трех сказительских школ в Монгун-Тайге, которые имеют своеобразие как в репертуаре и трактовке сюжетов, так и в манере исполнения. Очень интересной в этой статье, на наш взгляд, является и обнаружение Калзаном охотничьей песни в Монгун-Тайге, которая осталась без изменения со времен Н. Ф. Катанова. Катанов же эту песню записал в Шагонаре и на Хемчике.

Говоря об остальных статьях А. К. Калзана, необходимо подчеркнуть его постоянный интерес к послереволюционному фольклору тувинцев. Три статьи и два доклада Калзана посвящены именно этой теме. Надо отметить, что советский фольклор — наименее изученная область тувинской фольклористики, поэтому работы, посвященные анализу этих жанров, до сих пор являются актуальными. Автор статей приходит к выводу о необходимости планомерного изучения и собирания послереволюционного фольклора.

Таким образом, исследовательские фольклористические работы Антона Коваевича не потеряли своей научной ценности и в наши дни.

Особое место в научной деятельности Калзана занимает работа по подготовке и изданию различных сборников. Им составлены и отредактированы 4 сборника тувинских сказок (выпуски 1955, 1957, 1960, 1964 годов), и по одному сборнику тувинских пословиц, поговорок и загадок. Эти издания, безусловно, способствовали популяризации тувинского фольклора. Как завсектором и как редактор А. К. Калзан участвовал во всех этапах работы по каждому сборнику фольклора, составленных другими сотрудниками сектора. Он здесь проявил себя глубоко эрудированным, объективным, принципиальным и в то же время доброжелательным специалистом и человеком. Все секторские работы, выходящие в свет, обязательно проходили экспертизу через А. К. Калзана.

Особо объемным и ценным является вклад А. К. Кал­зана и в фиксацию уникальных образцов тувинского фольклора. Антон Коваевич был инициатором и в течение многих лет руководителем ежегодных экспедиций по сбору фольклорно-этнографических материалов, составивших основу фольклорного фонда ТИГИ. А. К. Калзан не был кабинетным ученым, он принимал личное участие в собирании тувинского фольклора, объездив во главе фольклорных экспедиций  в разные кожууны: в Тоджинский, Монгун-Тайгинский, дважды в Улуг-Хемский, Барун-Хем­чикский кожууны и поездки в Алдан-Маадыр и т.д. В Хендерге записанный вместе с Антон Каваевичем героический эпос «Тон-Аралчын-Хан» войдет в московскую серию «Эпос народов  Европы и Азии».

Иногда в качестве членов экспедиции он приглашал студентов, учителей, работников культуры. Мне лично довелось трижды принять участие в фольклорных экспедициях под руководством Калзана. Первый раз, будучи студентом третьего курса КГПИ, мы 10 человек однокурсников, как разведчики в тылу, были разбросаны по 2-3 человека по селам и деревням Улуг-Хемского района. Эти материалы до сих пор находятся в фольклорном фонде ТНИИЯЛИ, некоторые из них, в частности, загадки,  уже входят в научный оборот. Второй раз вместе с другими сотрудниками сектора я была в экспедиции в Хендерге; третий раз — мы с Антоном Каваевичем вдвоем ездили в Алдан-Маадыр. Во время этих экспедиций была собрана ценная и богатая коллекция фольклорных материалов. Калзан постоянно показывал нам живой пример обращения со сказителями-информантами. В этих экспедициях и поездках узнала у Антона Каваевича очень много поучительного, полезного для себя.  Само участие в экспедиции и командировке с ним было большой честью.

На повышение собирательской квалификации А. К. Кал­зан обращал самое серьезное внимание, он осознавал важность фиксации и сохранение для потомков своего уникального фольклора. Перед каждой экспедицией он проводил инструктаж по собиранию материалов по фольклору. Включал в план каждого сотрудника как  минимум по 2 командировки в кожууны. После совершенных командировок  правилом для сотрудников сектора были обработка полевых материалов, расшифровка и написание отчетов. Результаты командировок в свое время публиковались в Ученых Записках института. Это работы О. Дарыма о фольклоре Барун-Хемчикского района, М. Ха­дахане — о фольклоре Тере-Холя, Д. Куулара — о фольклоре Тес-Хема, и А. К. Калзана — о фольклоре Монгун-Тайги.

Ему выпала огромная удача записывать фольклорные произведения от таких известных сказителей, как Чанчы-Хоо, Ширинен, Шой, Дондук из Монгун-Тайги, Балбыра из Тоджи, от которых им был зафиксирован несколько десятков эпических текстов. Причем почти по каждому жанру он собрал огромный материал.  

На многие десятилетия записи А. К. Калзана составили образец тщательности фиксации текстов. Вместе с тем, ради полноты и точности картины следует особо подчеркнуть, что все записанные им эпические и сказочные произведения, к сожалению, зашифрованы своими знаками. Это делалось, для того чтобы успеть точно все зафиксировать, но теперь записи нуждаются в настоящее время  в расшифровке. Из-за этого, калзановские фольклорные материалы так и лежат в рукописном фонде мертвым грузом, так как нет специалистов по расшифровке его знаков. Думается, что архивное наследие ученого требует серьезного внимание исследователей.

А. К. Калзану принадлежит идея создания архива, благодаря которому существует Фольклорный фонд. В его сборе, упорядочении принимали участие все сотрудники сектора. А также по инициативе и под руководством Калзана прошли 5 из 8 слетов сказителей.

А. К. Калзан являлся талантливым руководителем, хорошим организатором науки, опытным наставником научной молодежи. Будучи завсектором, он много сил и времени тратил на подготовку молодых ученых института, учил их писать научные работы, принимать активное участие в обсуждении каждой статьи сотрудников сектора. Он организовал подготовку научных кадров, отправив учиться в аспирантуру С. Орус-оол в Отдел фольклора, З. Самдан — в Отдел литературы народов СССР, М. Татаринцеву — на стажировку в этот же Отдел ИМЛИ РАН, З. Кыргыс на стажировку — в Институт им. Гнесиных. Я лично считаю подарком судьбы, что мне довелось долгие годы работать под руководством такого незаурядного человека.

Таким образом, творческое наследие Антона Каваевича велико, оно ждет своих исследователей. Нам, всем его ученикам, необходимо продолжить и развить начатую им работу.

 

Скачать файл статьи  4.2.-Orus-ool-hh.pdf [258,92 Kb] (cкачиваний: 18)

 

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта