Тибетские монахи и монахини проводят жизнь за изучением внутреннего мира человека, его сознания, в противовес миру физическому, материальному. И все же этой весной группа из 91 представителя монашества посвятила целый месяц вполне материальным сферам современной науки.
Вместо размышлений на тему буддийских трактатов о карме и пустоте, они изучали закон Галилея об ускоренном движении, хромосомы, нейроны, Большой взрыв, а также целый ряд других весьма разнообразных предметов.
Многие из членов группы, чей возраст варьировал от 20 и до 40 лет, никогда прежде не изучали естественных и точных наук. В тибетских монастырях набор изучаемых дисциплин оставался неизменным на протяжении многих столетий.
Усложняло задачу и то, что некоторые монахи и монахини плохо владеют английским, и для прохождения четырехнедельного интенсивного курса по биологии, нейрофизиологии, математике и логике под руководством преподавателей из Университета Эмори (Атланта), им приходилось полагаться на помощь тибетских переводчиков.
Но монахи и монахини энергично взялись за освоение курса лекций, продолжавшихся с утра и до вечера. В буддийском университетском городке в Дхарамсале на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, облаченные в шафрановые одежды монахи и монахини экспериментировали с маятниками, собирали гербарии у подножия Гималаев и склоняли свои обритые головы над микроскопами в попытке открыть для себя невидимые миры.
Тибетские монахи и монахини обычно проводят до двенадцати часов в день за изучением буддийской философии и логики, чтением молитв и руководств по философскому диспуту. Однако с легкой руки Далай-ламы, который уже давно говорит о необходимости изучения в монастырях и тибетских школах в изгнании не только традиционных, но и научных дисциплин, интерес к науке стал набирать обороты. В Индии проживает более 120 тысяч тибетцев, это самая крупная тибетская диаспора за пределами Тибета.
Казалось бы, наука вступает в противоречие с тибетскими религиозными ритуалами. Реинкарнации высоких тибетских лам отыскиваются с опорой на сны и благоприятные знаки. Далай-лама благодарит государственного оракула за то, что тот помог ему бежать из Тибета в 1959 году, когда китайские войска начали наступление на Лхасу.
И все же духовный лидер Тибета считает науку и буддизм взаимодополняющими «методами исследования, у которых одна цель - поиск истины», пишет он в книге «Вселенная в одном атоме», в своем труде о том, «как наука и духовность могут служить миру». Он подчеркивает, что наука особенно важна для членов монашеских общин, изучающих природу сознания и взаимосвязь ума и мозга.
Изначальное сопротивление со стороны старших монахов и опасения, что традиционная учебная программа в монастырях с введением научных дисциплин может утратить цельность, постепенно отошли на второй план. Теперь Далай-лама надеется, что с помощью Эмори и других университетов научные дисциплины войдут в новую учебную программу тибетских монастырей, появятся учебники и подкованные в науке переводчики, и это вызовет к жизни новое поколение монахов-лидеров, способных говорить с наукой на одном языке.
Есть и другие причины способствовать объединению науки с тибетским буддизмом. В этом году тибетцы отмечают 50-летнюю годовщину жизни в изгнании, и время их возвращения на родную землю по-прежнему остается неясным. Далай-ламе уже 73 года, и вопрос сохранения культурной самобытности тибетского народа сегодня стоит остро как никогда. Чтобы выжить, эта культура должна отвечать требованиям современного мира.
«Если мы будем оставаться в изоляции, то исчезнем», - говорит Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале. Сам Далай-лама часто повторяет, что изоляция Тибета от внешнего мира в немалой степени способствовала его захвату Китаем.
Лхакдор также видит больше сходства нежели противоречий между буддизмом и наукой. Как и буддизм, «научный подход в основном основывается на беспристрастных выводах, полученных в процессе наблюдения, анализа и поиска истины», - отмечает он.
Другие монахи говорят о необходимости изучать науку с еще большей искренностью. «Мы живем в XXI веке. Наука оказывает влияние на всех. Нам нужно знать, что это такое», - говорит Тензин Лхадрон, решительно настроенная 34-летняя монахиня, записавшаяся на летний курс изучения научных дисциплин.
Она не изучала обычных для нас школьных предметов, хотя и отучилась 19 лет в женском монастыре в Дхарамсале. Математика дается ей с трудом, дроби и проценты - в новинку. «Но я буду стараться», - обещает она.
Проект Университета Эмори «Научная инициатива - Тибет», в рамках которой проводятся эти занятия, действует уже два года. Ему предшествовала программа «Наука для монахов», которая стартовала в 2002 году при поддержке Бобби Сейгера, филантропа из Бостона. В соответствии с пожеланиями Далай-ламы, преподаватели из разных американских университетов в рамках этой программы приезжали в Индию, чтобы учить тибетских монахов.
Программа «Наука для монахов» через несколько лет переросла в масштабный план введения научных дисциплин в тибетских монастырях, который поддержал университет Эмори. Развитию этой инициативы способствовала Библиотека тибетских трудов и архивов.
Инициатива Университета Эмори привела к разработке учебника на тибетском и английском, над которым трудилась профессура Эмори и переводчики Библиотеки тибетских трудов и архивов. Конференции переводчиков помогли разработать глоссарий научных терминов и ввести в тибетский язык такие слова, как электромагнетизм, изменение климата и клонирование.
Первоначальная программа «Наука для монахов» трансформировалась в двухнедельный летний курс «Лидерство в области науки» для продвинутых учеников, все из которых имели степень геше - докторскую степень в буддийской философии. В этом году кульминацией учебных занятий стала первая в истории «ярмарка научных идей», которая прошла в Дхарамсале с 22 по 24 июня. Здесь монахи выступали с презентациями по звуковым волнам, происхождению Вселенной и работе мозга.
В планах Университета Эмори пятилетняя программа летних курсов. С каждым годом ученики будут постепенно углублять свои знания по изучаемым темам.
Третья программа, которая носит название «Наука встречается с Дхармой», была запущена в 2002 году. В рамках этого проекта в тибетские монастыри в Индии приезжают преподавать выпускники европейских колледжей. Так что, когда монахи записываются на летний интенсивный курс, у них за плечами уже несколько лет освоения научных предметов.
Методы преподавания науки в монастырях по-прежнему на стадии обсуждения. Западные ученые предложат монахам продолжительные учебные курсы, однако в конечном итоге должны будут подключиться тибетские преподаватели-миряне, которые будут работать в монастырях на протяжении всего года. Научные дисциплины уже преподаются в школах для тибетских беженцев, где обучаются 28 тысяч детей и молодых тибетцев, живущих в Индии, Непале и Бутане.
Однако пока летние курсы для монахов ведут профессора из университетов западных стран. Монахам и монахиням, возможно, не достает научных познаний, но они прекрасно подкованы в других дисциплинах, например, философии.
«Это взрослые люди, которые весьма искушены в освоении разных предметов, - говорит профессор Марк Рисхорд, преподаватель философии из университета Эмори, которому этим летом довелось учить монахов логике и математике. На протяжении его недельного курса пытливые монахи требовали от него «правил, которые можно вывести дедуктивным методом», и интересовались, могут ли разные аргументы привести к одному и тому же выводу.
Хотя в буддийских текстах есть собственные объяснения природы, ума и материального мира, его учеников нисколько не смущали кажущиеся противоречия между буддизмом и западной наукой.
«Противоречия встречаются и в буддийской философии», - говорит Лобсанг Гомпо, 27-летний монах из монастыря Дрепунг на юге Индии. Последователи тибетского буддизма приучены подвергать предмет исследования всестороннему анализу, говорит он.
Приверженность Далай-ламы критическому анализу означает, что, «если с помощью научного анализа удастся убедительно доказать ошибочных тех или иных положений буддизма, то тогда следует принять научные открытия и отказаться от этих неправомерных утверждений», - пишет он в своей книге «Вселенная в одном атоме».
Монахиня Лхадрон добавляет: «Буддистов интересует реальное положение вещей, а не утверждения, записанные в том или ином тексте».
Тибетские монахи завершают учебный курс, обогащенные новыми знаниями. Однако это в равной степени верно и для их преподавателей с Запада. Среди западных ученых наблюдается рост интереса к взаимосвязи между умом и телом, например к тому воздействию, которое оказывает на материальное тело медитация.
В рамках еще одной новой программы Университета Эмори в Дхарамсалу этим летом прибыли 14 студентов, в основном медицинских факультетов, для изучения буддийской философии и тибетской медицины.
Освоение научных дисциплин в будущем позволит тибетским монахам вести диалог с западными учеными. Они смогут стать участниками еще одного инициированного Далай-ламой проекта - конференций под эгидой института «Ум и жизнь». Для участия в таких форумах в Дхарамсалу и Соединенные штаты ежегодно съезжаются тибетские монахи и ученые из западных стран. «Если монахи не осведомлены о научных концепциях, они не смогут участвовать в обсуждениях», - говорит Лобсанг Неги, директор проекта Университета Эмори «Научная инициатива - Тибет».
Эта программа расширяет горизонты и западных преподавателей научных дисциплин. Они учатся работать с представителями других культур и смотреть на науку через призму нравственности и общечеловеческих ценностей, как тому учит буддизм.
Обучение монахов помогло профессору Эрри Айзену, преподавателю биологии в Университете Эмори, задуматься о том, «как научиться мыслить в позитивном ключе. Западная система образования не воспитывает в людях сострадание», - говорит он.
Возможно, западная наука и ушла далеко вперед, но налицо морально-нравственный вакуум, говорит Брюс Джонсон, инженер-эколог и координатор программы «Наука для монахов». «Мы что-то утратили на западе», - добавляет доктор Джонсон. Встреча науки и буддизма, а также «взаимный обмен между ними, в равной степени полезен и для ученых».
Вместо размышлений на тему буддийских трактатов о карме и пустоте, они изучали закон Галилея об ускоренном движении, хромосомы, нейроны, Большой взрыв, а также целый ряд других весьма разнообразных предметов.
Многие из членов группы, чей возраст варьировал от 20 и до 40 лет, никогда прежде не изучали естественных и точных наук. В тибетских монастырях набор изучаемых дисциплин оставался неизменным на протяжении многих столетий.
Усложняло задачу и то, что некоторые монахи и монахини плохо владеют английским, и для прохождения четырехнедельного интенсивного курса по биологии, нейрофизиологии, математике и логике под руководством преподавателей из Университета Эмори (Атланта), им приходилось полагаться на помощь тибетских переводчиков.
Но монахи и монахини энергично взялись за освоение курса лекций, продолжавшихся с утра и до вечера. В буддийском университетском городке в Дхарамсале на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, облаченные в шафрановые одежды монахи и монахини экспериментировали с маятниками, собирали гербарии у подножия Гималаев и склоняли свои обритые головы над микроскопами в попытке открыть для себя невидимые миры.
Тибетские монахи и монахини обычно проводят до двенадцати часов в день за изучением буддийской философии и логики, чтением молитв и руководств по философскому диспуту. Однако с легкой руки Далай-ламы, который уже давно говорит о необходимости изучения в монастырях и тибетских школах в изгнании не только традиционных, но и научных дисциплин, интерес к науке стал набирать обороты. В Индии проживает более 120 тысяч тибетцев, это самая крупная тибетская диаспора за пределами Тибета.
Казалось бы, наука вступает в противоречие с тибетскими религиозными ритуалами. Реинкарнации высоких тибетских лам отыскиваются с опорой на сны и благоприятные знаки. Далай-лама благодарит государственного оракула за то, что тот помог ему бежать из Тибета в 1959 году, когда китайские войска начали наступление на Лхасу.
И все же духовный лидер Тибета считает науку и буддизм взаимодополняющими «методами исследования, у которых одна цель - поиск истины», пишет он в книге «Вселенная в одном атоме», в своем труде о том, «как наука и духовность могут служить миру». Он подчеркивает, что наука особенно важна для членов монашеских общин, изучающих природу сознания и взаимосвязь ума и мозга.
Изначальное сопротивление со стороны старших монахов и опасения, что традиционная учебная программа в монастырях с введением научных дисциплин может утратить цельность, постепенно отошли на второй план. Теперь Далай-лама надеется, что с помощью Эмори и других университетов научные дисциплины войдут в новую учебную программу тибетских монастырей, появятся учебники и подкованные в науке переводчики, и это вызовет к жизни новое поколение монахов-лидеров, способных говорить с наукой на одном языке.
Есть и другие причины способствовать объединению науки с тибетским буддизмом. В этом году тибетцы отмечают 50-летнюю годовщину жизни в изгнании, и время их возвращения на родную землю по-прежнему остается неясным. Далай-ламе уже 73 года, и вопрос сохранения культурной самобытности тибетского народа сегодня стоит остро как никогда. Чтобы выжить, эта культура должна отвечать требованиям современного мира.
«Если мы будем оставаться в изоляции, то исчезнем», - говорит Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале. Сам Далай-лама часто повторяет, что изоляция Тибета от внешнего мира в немалой степени способствовала его захвату Китаем.
Лхакдор также видит больше сходства нежели противоречий между буддизмом и наукой. Как и буддизм, «научный подход в основном основывается на беспристрастных выводах, полученных в процессе наблюдения, анализа и поиска истины», - отмечает он.
Другие монахи говорят о необходимости изучать науку с еще большей искренностью. «Мы живем в XXI веке. Наука оказывает влияние на всех. Нам нужно знать, что это такое», - говорит Тензин Лхадрон, решительно настроенная 34-летняя монахиня, записавшаяся на летний курс изучения научных дисциплин.
Она не изучала обычных для нас школьных предметов, хотя и отучилась 19 лет в женском монастыре в Дхарамсале. Математика дается ей с трудом, дроби и проценты - в новинку. «Но я буду стараться», - обещает она.
Проект Университета Эмори «Научная инициатива - Тибет», в рамках которой проводятся эти занятия, действует уже два года. Ему предшествовала программа «Наука для монахов», которая стартовала в 2002 году при поддержке Бобби Сейгера, филантропа из Бостона. В соответствии с пожеланиями Далай-ламы, преподаватели из разных американских университетов в рамках этой программы приезжали в Индию, чтобы учить тибетских монахов.
Программа «Наука для монахов» через несколько лет переросла в масштабный план введения научных дисциплин в тибетских монастырях, который поддержал университет Эмори. Развитию этой инициативы способствовала Библиотека тибетских трудов и архивов.
Инициатива Университета Эмори привела к разработке учебника на тибетском и английском, над которым трудилась профессура Эмори и переводчики Библиотеки тибетских трудов и архивов. Конференции переводчиков помогли разработать глоссарий научных терминов и ввести в тибетский язык такие слова, как электромагнетизм, изменение климата и клонирование.
Первоначальная программа «Наука для монахов» трансформировалась в двухнедельный летний курс «Лидерство в области науки» для продвинутых учеников, все из которых имели степень геше - докторскую степень в буддийской философии. В этом году кульминацией учебных занятий стала первая в истории «ярмарка научных идей», которая прошла в Дхарамсале с 22 по 24 июня. Здесь монахи выступали с презентациями по звуковым волнам, происхождению Вселенной и работе мозга.
В планах Университета Эмори пятилетняя программа летних курсов. С каждым годом ученики будут постепенно углублять свои знания по изучаемым темам.
Третья программа, которая носит название «Наука встречается с Дхармой», была запущена в 2002 году. В рамках этого проекта в тибетские монастыри в Индии приезжают преподавать выпускники европейских колледжей. Так что, когда монахи записываются на летний интенсивный курс, у них за плечами уже несколько лет освоения научных предметов.
Методы преподавания науки в монастырях по-прежнему на стадии обсуждения. Западные ученые предложат монахам продолжительные учебные курсы, однако в конечном итоге должны будут подключиться тибетские преподаватели-миряне, которые будут работать в монастырях на протяжении всего года. Научные дисциплины уже преподаются в школах для тибетских беженцев, где обучаются 28 тысяч детей и молодых тибетцев, живущих в Индии, Непале и Бутане.
Однако пока летние курсы для монахов ведут профессора из университетов западных стран. Монахам и монахиням, возможно, не достает научных познаний, но они прекрасно подкованы в других дисциплинах, например, философии.
«Это взрослые люди, которые весьма искушены в освоении разных предметов, - говорит профессор Марк Рисхорд, преподаватель философии из университета Эмори, которому этим летом довелось учить монахов логике и математике. На протяжении его недельного курса пытливые монахи требовали от него «правил, которые можно вывести дедуктивным методом», и интересовались, могут ли разные аргументы привести к одному и тому же выводу.
Хотя в буддийских текстах есть собственные объяснения природы, ума и материального мира, его учеников нисколько не смущали кажущиеся противоречия между буддизмом и западной наукой.
«Противоречия встречаются и в буддийской философии», - говорит Лобсанг Гомпо, 27-летний монах из монастыря Дрепунг на юге Индии. Последователи тибетского буддизма приучены подвергать предмет исследования всестороннему анализу, говорит он.
Приверженность Далай-ламы критическому анализу означает, что, «если с помощью научного анализа удастся убедительно доказать ошибочных тех или иных положений буддизма, то тогда следует принять научные открытия и отказаться от этих неправомерных утверждений», - пишет он в своей книге «Вселенная в одном атоме».
Монахиня Лхадрон добавляет: «Буддистов интересует реальное положение вещей, а не утверждения, записанные в том или ином тексте».
Тибетские монахи завершают учебный курс, обогащенные новыми знаниями. Однако это в равной степени верно и для их преподавателей с Запада. Среди западных ученых наблюдается рост интереса к взаимосвязи между умом и телом, например к тому воздействию, которое оказывает на материальное тело медитация.
В рамках еще одной новой программы Университета Эмори в Дхарамсалу этим летом прибыли 14 студентов, в основном медицинских факультетов, для изучения буддийской философии и тибетской медицины.
Освоение научных дисциплин в будущем позволит тибетским монахам вести диалог с западными учеными. Они смогут стать участниками еще одного инициированного Далай-ламой проекта - конференций под эгидой института «Ум и жизнь». Для участия в таких форумах в Дхарамсалу и Соединенные штаты ежегодно съезжаются тибетские монахи и ученые из западных стран. «Если монахи не осведомлены о научных концепциях, они не смогут участвовать в обсуждениях», - говорит Лобсанг Неги, директор проекта Университета Эмори «Научная инициатива - Тибет».
Эта программа расширяет горизонты и западных преподавателей научных дисциплин. Они учатся работать с представителями других культур и смотреть на науку через призму нравственности и общечеловеческих ценностей, как тому учит буддизм.
Обучение монахов помогло профессору Эрри Айзену, преподавателю биологии в Университете Эмори, задуматься о том, «как научиться мыслить в позитивном ключе. Западная система образования не воспитывает в людях сострадание», - говорит он.
Возможно, западная наука и ушла далеко вперед, но налицо морально-нравственный вакуум, говорит Брюс Джонсон, инженер-эколог и координатор программы «Наука для монахов». «Мы что-то утратили на западе», - добавляет доктор Джонсон. Встреча науки и буддизма, а также «взаимный обмен между ними, в равной степени полезен и для ученых».