В рамках Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России - 2010
Сегодня я очень счастлив ─ я встретился с Камбы-ламой республики Тува, и он попросил меня, от имени буддийского сообщества Тувы, обратиться к вам с наставлениями, с посланием. Я очень рад тому, что мне представилась возможность поделиться своими мыслями с моими буддийскими братьями и сестрами, ведь мы с вами придерживаемся тибетского буддизма, уходящего корнями в традиции университета Наланда. Конечно, все буддисты являются последователями Будды, а после Будды главным учителем мы считаем наставника Нагарджуну, разработавшего философию Мадхьямаки. В этом смысле мы едины, мы ─ последователи одной и той же традиции, в рамках которой практикуется и [тантра] Гухьясамаджи. Так что, традиционно нас связывают очень тесные связи. А в прошлом, даже еще при моей жизни, когда я был молод, когда был подростком, в Тибете жили ученые-философы из Тувы. Так что, у нас очень тесные связи.
Я всегда говорю своим буддийским братьям и сестрам, будь то тибетцам, китайцам, корейцам, японцам, вьетнамцам и другим буддистам, сегодня мы вступили в 21-й век и мы должны быть буддистами 21-го столетия. А значит, нам необходимо современное образование, включая познание научных дисциплин, и мы также должны всесторонне изучать буддизм, в том числе научный аспект буддизма, философский и религиозный аспекты. Если вы знаете буддийскую науку, буддийскую логику, буддийскую эпистемологию (теорию познания) и буддийскую философию, в том числе буддийское воззрение о взаимозависимости всех явлений (саскр. пратитьясамутпад). Целый ряд ученых сегодня высоко отзываются об этом философском воззрении и полностью его разделяют. А потому, если мы станет изучать буддийскую науку, буддийскую эпистемологию и буддийскую философию, то увидим, что они составляют основу буддийской религии.
Если мы хотим быть буддистами 21-го века, то нам необходимо знать основы буддийской Дхармы. Это очень важно. Так что, пожалуйста, учитесь. У нас в буддийской традиции уже есть Кангьюр (около 100 томов) и Тенгьюр (свыше 200 томов). Не следует относиться к ним исключительно как к святыням, достойным водружения на алтарь, которым мы время от времени должны совершать подношения и поклоняться. Так не годится! Эти книги должны быть текстами, подлежащими изучению. Поэтому уделяйте больше внимания их изучению. Задавайтесь вопросами: что такое буддийская наука? В чем состоят буддийские концепции, буддийская философия? Это очень важно!
Эти вопросы не являются предметом изучения для одних только буддистов. Они актуальны для всех. Буддийская наука, так же как и наука о мире материальном, внешнем, универсальна. Буддийские концепции, как и концепции квантовой физики, имеют универсальное значение. Это важно понимать, и этим я хотел с вами поделиться.
Когда речь заходит об учебе, нет разницы между буддийским монахом, монахиней и мирянином, а среди мирского населения нет разницы между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. Все мы должны уделять больше внимания обретению буддийских знаний. Это то, о чем я хотел вам рассказать.
Конечно, если говорить о мире материальном, то нас с вами разделяют большие расстояния, но духовно, ментально я всегда помню о вас. Я посещал вашу республику, и у меня по сей день сохранились о ней очень ясные воспоминания. И я всегда вспоминаю о вас в своих молитвах.
Сегодня я очень счастлив ─ я встретился с Камбы-ламой республики Тува, и он попросил меня, от имени буддийского сообщества Тувы, обратиться к вам с наставлениями, с посланием. Я очень рад тому, что мне представилась возможность поделиться своими мыслями с моими буддийскими братьями и сестрами, ведь мы с вами придерживаемся тибетского буддизма, уходящего корнями в традиции университета Наланда. Конечно, все буддисты являются последователями Будды, а после Будды главным учителем мы считаем наставника Нагарджуну, разработавшего философию Мадхьямаки. В этом смысле мы едины, мы ─ последователи одной и той же традиции, в рамках которой практикуется и [тантра] Гухьясамаджи. Так что, традиционно нас связывают очень тесные связи. А в прошлом, даже еще при моей жизни, когда я был молод, когда был подростком, в Тибете жили ученые-философы из Тувы. Так что, у нас очень тесные связи.
Я всегда говорю своим буддийским братьям и сестрам, будь то тибетцам, китайцам, корейцам, японцам, вьетнамцам и другим буддистам, сегодня мы вступили в 21-й век и мы должны быть буддистами 21-го столетия. А значит, нам необходимо современное образование, включая познание научных дисциплин, и мы также должны всесторонне изучать буддизм, в том числе научный аспект буддизма, философский и религиозный аспекты. Если вы знаете буддийскую науку, буддийскую логику, буддийскую эпистемологию (теорию познания) и буддийскую философию, в том числе буддийское воззрение о взаимозависимости всех явлений (саскр. пратитьясамутпад). Целый ряд ученых сегодня высоко отзываются об этом философском воззрении и полностью его разделяют. А потому, если мы станет изучать буддийскую науку, буддийскую эпистемологию и буддийскую философию, то увидим, что они составляют основу буддийской религии.
Если мы хотим быть буддистами 21-го века, то нам необходимо знать основы буддийской Дхармы. Это очень важно. Так что, пожалуйста, учитесь. У нас в буддийской традиции уже есть Кангьюр (около 100 томов) и Тенгьюр (свыше 200 томов). Не следует относиться к ним исключительно как к святыням, достойным водружения на алтарь, которым мы время от времени должны совершать подношения и поклоняться. Так не годится! Эти книги должны быть текстами, подлежащими изучению. Поэтому уделяйте больше внимания их изучению. Задавайтесь вопросами: что такое буддийская наука? В чем состоят буддийские концепции, буддийская философия? Это очень важно!
Эти вопросы не являются предметом изучения для одних только буддистов. Они актуальны для всех. Буддийская наука, так же как и наука о мире материальном, внешнем, универсальна. Буддийские концепции, как и концепции квантовой физики, имеют универсальное значение. Это важно понимать, и этим я хотел с вами поделиться.
Когда речь заходит об учебе, нет разницы между буддийским монахом, монахиней и мирянином, а среди мирского населения нет разницы между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. Все мы должны уделять больше внимания обретению буддийских знаний. Это то, о чем я хотел вам рассказать.
Конечно, если говорить о мире материальном, то нас с вами разделяют большие расстояния, но духовно, ментально я всегда помню о вас. Я посещал вашу республику, и у меня по сей день сохранились о ней очень ясные воспоминания. И я всегда вспоминаю о вас в своих молитвах.