В конце лета 2011 года работала вторая российско-монгольская этносоциологическая экспедиция в Монголии, организованная Институтом философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (профессор Ю.Попков), Институтом философии, социологии и права Академии наук Монголии (академик Ж.Амарсанаа) и Институтом исследований монгольского Алтая (профессор Х.Цоохуу). Она выполнялась в рамках экспедиционного проектов Международного конкурса Российского гуманитарного научного фонда – Министерства образования, культуры и науки Монголии «Народы Монголии: между Востоком и Западом» (№ 11-23-03551е/Mon) с небольшим финансированием по линии Сибирского отделения РАН. Целью экспедиции являлся сбор эмпирического материала для решения задач исследовательского проекта Международного конкурса РГНФ – МинОКН Монголии «Монгольский мир: между Востоком и Западом» (№ 10-03-00865а/G).
Российскими и монгольскими участниками проекта проведено конкретно-социологическое исследование состояния массового и экспертного сознания населения Юго-Западной, Северной (на границе с Бурятией) и Юго-Восточной Монголии с акцентом на выявлении ценностей традиционной и современной культуры, конфигурации ценностей доиндустриального и индустриального, сельского и городского образа жизни, соотношения ценностей западной и восточных культур. Собран материал о жизненных приоритетах и базисных ценностях населения, его отношении к своей истории, историческим героям и духовным авторитетам, природным и духовным богатствам, традициям и современным социально-экономическим преобразованиям, о нынешних геополитических и геоэкономических ориентирах населения.
Настоящая социологическая экспедиция является продолжением аналогичного исследования 2009 года, которое проходило в Северо-Западной и Центральной Монголии, а также в столице г. Улан-Баторе. Этим определялся маршрут экспедиции и характер выборки 2011 года. Маршрут пролегал из Новосибирска в Западную Монголию и затем, в самой Монголии, на Юг и Восток: Новосибирск — Ховдский — Гоби-Алтайский — Баянхонгорский —Увэрхангайский аймаки. Второй этап экспедиции проходил с Севера на Юг: от Селенгинского, Дархан-уульского (город Дархан) и Орхонского (город Эрдэнет) аймаков до Гоби-Сумбэрского и Восточно-Гобийского (Дорноговь) аймаков.
Всего опрошено 411 чел. в рамках массового опроса и 77 экспертов. Они представляют разные половозрастные и социально-профессиональные группы, разные сферы занятости. Среди них жители городов, центров аймаков, сомонов и багов, а также кочевники. Преобладающая этническая группа опрошенных (90 %) – халхи, которые составляют большинство населения в районах, где проходила экспедиция.
К настоящему времени удалось провести первичный анализ эмпирических материалов. Далее остановимся на обобщающих результатах исследования наиболее значимой части проекта, а именно — системы ценностных ориентаций монгольского населения.
Как показал опрос, наибольшее значение в структуре ценностных ориентаций монголов имеют ценности здоровья, коллективизма, уважения и соблюдения традиций своего народа, ценности достатка (а не богатства) и независимости, а также ценности семейной жизни, традиционного питания, возможность заниматься физкультурой и спортом и говорить на языке своего народа (от 83 до 95% респондентов считают каждое из них очень важным для себя).
Менее значимыми, но в целом относительно высокими являются ценностные ориентации, характеризующие атрибуты исключительно современного образа жизни – возможность пользования компьютером, Интернетом, современными средствами связи, доступа к средствам массовой информации, быть профессиональным специалистом и иметь благоустроенный быт в виде современной квартиры (73 – 81%). Достаточно высоким является также желание иметь и носить традиционную национальную одежду и поддерживать тесные связи с родственниками, помогать друг другу (75 %), жить среди представителей своего народа (73 %). Ниже по шкале ценностей находятся ориентации на материальное благополучие, индикаторами которого являются наличие автомобиля и высокого дохода (60 %), на этом же уровне стоит желание иметь свое хозяйство, свой скот и при этом жить в благоустроенной юрте, снабженной солнечными батареями и спутниковой антенной. Чуть выше средних значений имеет ориентация на многодетность (54 %).
Ценности с уровнем значимости ниже средних значений касаются стремления к предпринимательской деятельности — желание быть хозяином, работодателем, иметь собственное дело (45 %). Относительно высока доля тех, кто хотел бы в своей жизни ограничиться исключительно приватными домашними делами и воспитанием детей, не работая официально (41 %). При этом лишь 39 % опрошенных ориентированы на участие в регулярных религиозных практиках. Четкую установку на проживание в городских или в сельских условиях проявило одинаковое (относительно невысокое) количество опрошенных — по 35 %, для остальных данный вопрос не является принципиально важным.
К числу ценностей жизни, которые имеют наименьшую привлекательность среди опрошенных, принадлежат ориентации на заграничные путешествия (25 %), проживание и временную работу за рубежом (22 %), а также статусные амбиции — желание быть руководителем, начальником, занимать видный административный пост (20 %).
Таким образом, по результатам общего анализа данных опроса можно сделать вывод о том, что в системе ценностных ориентаций, свойственных массовому сознанию монголов, преобладает традиционный кластер, включающий ценности здоровья, коллективизма, достатка (а не богатства) и независимости, уважения и соблюдения собственных национальных традиций. Менее значимым, но тоже обладающим достаточно высоким статусом является кластер, который можно назвать модернистским (ценности основанной на высоком образовании профессиональной деятельности, владения современными средствами связи и включенности в информационные потоки, благоустроенного быта). Важно отметить, что по большинству обозначенных вопросов мнения экспертов совпадают или близки оценкам рядовых жителей Монголии.
Доминирование в общественном сознании двух обозначенных кластеров ценностей позволяет говорить о ярко выраженном эффекте социокультурного неотрадиционализма, характеризующего ориентацию, с одной стороны, на историческую память, использование потенциала прошлого и сохранение традиций, с другой стороны, на современные инновационные технологии. Социокультурный неотрадиционализм в целом выступает основой современного этносоциального развития монгольского общества.
Материалы опроса показали, что дихотомия «Восток — Запад» в разных своих проявлениях является важной составляющей ценностного сознания населения. Причем, она касается не только внутренней жизни, характеризуя, например, этнокультурные особенности Западной и Восточной (Центральной) Монголии, но и системы глобальных коммуникаций и международных отношений. Имеет место многовекторная конфигурация ориентаций населения в системе внешних отношений, выстраиваемая по оси Восток — Запад. Так, в ходе массового опроса на открытый вопрос о том, какой народ (страна) может быть примером для подражания, 23 % опрошенных отметили Россию. На втором месте с большим отрывом оказались США (14,8%), на третьем —Япония (12,1 %), на четвертом — Южная Корея (8,3 %) и на пятом — Китай (7,4 %). (Заметим, что 15,3 % респондентов указали в качестве примера саму Монголию). Эксперты выделили тот же ряд стран при ответе на этот вопрос, но с иной последовательностью: Япония, Россия, США, Китай, Южная Корея. Как видим, «Южный» вектор внешних ориентаций представлен существенно слабее.
Следует обратить внимание на неоднозначное отношение монголов к современной России. Среди большинства представителей старшего поколения, особенно среди тех, кто получал профессиональное образование в нашей стране, к России и ее людям сохранились теплые, благодарные отношения. Однако среди молодых людей и людей среднего возраста отношение иное. Так, на вопрос об их личном отношении к своему заграничному соседу —России только 71 % экспертов отметили «отношусь в целом положительно». Так думают еще меньшее число респондентов в рамках массового опроса – всего 54 %. Не является Россия притягательной для опрошенных и как возможное место проживания (если бы позволяли средства и жизненные обстоятельства): этого хотели бы 7 % рядовых жителей и 4 % экспертов и желали бы своим детям 6 % тех и других. При ответе на этот вопрос безусловное первенство заняли (после самой Монголии и с многократным отрывом от России) США. Причинами такого, не очень доброжелательного, отношения в целом к России являются как наши внутренние проблемы и общее неблагополучие, так и отсутствие ее всесторонней, активной, последовательной внешней политики в отношении Монголии, что особенно заметно на фоне очень активной политики в отношении Монголии со стороны, США, Японии, Южной Кореи и особенно Китая.
Помимо социологических данных участниками экспедиции собран богатый визуальный материал о многообразии и уникальности природного и культурного ландшафта Монголии, элементах его сходства и отличия от соответствующих ландшафтов других, в том числе сопредельных регионов.
Визуальный материал обобщен в моем фоторепортаже «Монгольский мир». На него поступило много положительных откликов. В репортаже представлено несколько тематических блоков: разнообразие и красота природного мира, задающего особенности культуры и образа жизни монголов, своеобразие традиционной культуры, эффекты индустриализации и глобализации, старого и нового в жизни современной Монголии, гостеприимство и взаимопомощь монгольских народов, достопримечательности и контрасты современного Улан-Батора. Особый раздел посвящен детям Монголии. Визуальный материал наглядно демонстрирует, в частности, эффекты социокультурного неотрадиционализма в современном монгольском обществе.
В настоящее время продолжается анализ результатов экспедиции, готовится материал к коллективной монографии российских и монгольских участников проекта «Монгольский мир: между Востоком и Западом».
В заключение хотелось бы искренне поблагодарить всех организаторов и участников экспедиции, благодаря усилиям которых наше пребывание в Монголии было результативным, полезным и очень приятным. Это: Ж.Амарсанаа, Х.Цоохуу, П.Амарсанаа, Ц.Цэценбилэг, Ж.Батжаргал, Е.Ундрал, О.Баасантохтох, М.Шишин, А.Стеценко, Ю.Широков.