Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 25 декабря 2024 г.

Самоуправление: китайский вариант

Самоуправление: китайский вариантНесмотря на два десятилетия реформ, одной из самых серьезных государственных и общественных проблем России остается слабая вовлеченность ее граждан в управленческие процессы на самом главном уровне – поселенческом.

Автор материала, выпускница престижного Восточного университета, ныне – Институт стран Востока, серьезно занималась темой местного самоуправления в Китае, побывала в глубинке КНР, кропотливо собирала данные в деревнях великого соседа для научной работы. По этой теме защитила кандидатскую диссертацию. Ее наблюдения представляют интерес не только для властных структур, но и для жителей наших сел.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», – изрек в своей балладе Дж. Р. Киплинг. Возможно, это утверждение отчасти справедливо, хотя возникает вопрос – а куда отнести Россию? Каково ее место в мире? Может быть, эта уникальная страна в силу своего исторического и географического положения как раз и сочетает в себе элементы как западной, так и восточной цивилизаций? Имея подобное геополитическое преимущество, Россия обладает возможностью вбирать в себя все лучшее, что поставляют эти цивилизации.

В этом плане мне хотелось бы коснуться китайского опыта в сфере низового управления, а точнее – самоуправления. И вот по какой причине. Дмитрий Медведев, будучи еще в должности Президента РФ, обозначил работу по развитию местного самоуправления в России в качестве одной из приоритетных задач государства. При этом, как признаются российские управленцы, наше местное самоуправление еще далеко от идеала и имеет множество нерешенных «моментов». Д. Медведев сделал весьма серьезный вывод, что реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году.

По данным итогового доклада Института современного развития основной проблемой местного самоуправления в России является то, что в действительности на большей территории страны по факту работает советская система взаимоотношений, а необходимая децентрализация власти пока не произошла, сохраняется чрезмерный государственный контроль. То есть местному самоуправлению еще не хватает самостоятельности, и, прежде всего, в отношениях с региональной властью.

При этом само население практически не заинтересовано в непосредственном участии в самоуправлении. Люди все еще живут стереотипами советского времени, которые проявляются в поддержке центральной власти, иждивенческих настроениях и т.д., воспринимают муниципальные органы скорее как исполнительный инструмент региональных властей. Помимо этого, по мнению специалистов, российскому местному самоуправлению не хватает финансовой независимости и ресурсов. Ему приходится бороться со стремлением вышестоящих властей концентрировать ресурсы наверху, а ответственность переложить вниз. На сегодняшний момент, безусловно, наше местное самоуправление нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны государства, которое должно обеспечить его автономию, дать возможность для его свободной и эффективной работы.

Всё вышесказанное означает только то, что местному самоуправлению в России есть куда стремиться. И потому, возможно, следует принять во внимание достаточно позитивный опыт Китая в этой сфере.

Будучи востоковедом по профессии и занимаясь темой китайского самоуправления специально, мне хотелось бы затронуть некоторые черты и особенности этого явления.

Прежде всего, хочется отметить, что решающую роль в успешной реализации низового самоуправления в КНР сыграла Компартия Китая. Как это парадоксально бы ни звучало, но с конца 70-х гг. XX века КПК взяла курс на некоторую «дозированную» демократизацию общества. Понятно, что эта демократизация и в целом модернизация страны должны были, прежде всего, сохранить существующий политический строй, но при этом и поспособствовать активному вливанию Китая в мировое сообщество. Вообщем, реформа деревни и деревенского самоуправления стала началом обновления всего общества. Поэтому она поистине является делом государственной важности, и партия тщательно контролирует весь процесс самоуправления.

Такое внимание сверху принесло реальные плоды. Например, постоянно улучшается законодательная база деревенского и вообще низового самоуправления в Китае. То есть законодательный процесс в этой сфере развивается с 1982 года, с момента, когда впервые в конституцию страны была внесена статья, определившая, что низовые органы самоуправления должны быть представлены комитетами сельских жителей. С тех пор Правительство КНР на протяжении более трех десятилетий очень внимательно следило за осуществлением самоуправления на селе, делало соответствующие выводы, учитывало все недочеты и промахи, дальше оттачивало законодательную базу. Процесс продолжается и сегодня: постоянно улучшается закон КНР о комитетах сельских жителей, кстати, последняя поправка в него внесена в 2010 году. И судя по тенденции, еще не раз этот закон будет пересматриваться и совершенствоваться.

Конечно, отслеживать все факты нарушений или несоблюдений закона о комитетах помогают всевозможные международные фонды. У них своя цель – способствовать распространению демократии по миру, и, естественно, сделать существующие альтернативные режимы (в данном случае коммунистический) более комфортными для Запада. Ну а прагматичные китайцы этим пользуются: на деньги этих фондов совершенствуют самоуправление, например, закупают оборудование для выборов в комитеты, проводят обучение управленческим азам крестьян, выпускают необходимую литературу и пр.

Так в чем же собственно секрет этого успешного китайского опыта? Прежде всего, как уже было сказано, власть в деревне, как, кстати, и в городских районах, осуществляют специальные комитеты. В деревне это так называемые комитеты сельских жителей (в городах – городские комитеты). Всех его членов, а также главу и его заместителя выбирают сами жители деревни из своих же односельчан.

После последних поправок и дополнений в закон о комитетах обязательными условиями выборов членов этого органа должно быть наличие секретных избирательных бюллетеней, а также кабин для тайного голосования, чтобы не возникало сомнений по поводу честности выборов. Обязательны публичный подсчет голосов и немедленное объявление результатов выборов. Кроме всего прочего, на одно вакантное место в комитете должно претендовать сразу несколько кандидатов. То есть выборы должны быть только альтернативными.

При этом вышестоящие волостная и уездная администрации не имеют права назначать на должность «своих людей» и даже выдвигать или «рекомендовать» претендентов на посты в комитет. То же самое касается и партии. Хотя компатрия Китая вездесуща и определяет вообще весь курс страны, она не может продвигать своих кандидатов и, естественно, члены деревенской партячейки не должны совмещать свои должности с должностями в комитете.

Таким образом, только рядовые жители деревни, а не партийные или административные организации, предлагают тех, кого бы они хотели видеть в качестве управленцев всеми деревенскими делами. В этом как раз проявляется особенность китайского опыта самоуправления.

Кандидаты на посты в комитет сельских жителей перед выборами ходят по деревне и объясняют землякам, что конкретно они собираются делать для улучшения их жизни. Конечно, эти претенденты не всегда имеют хорошее образование, но зато они предприимчивы, живут в данном конкретном селе, а потому хорошо знают нужды односельчан и действительно заинтересованы в развитии своей местности.

Кстати, именно эти качества в первую очередь и нужны деревенским лидерам, поскольку по замыслу компартии и правительства Китая каждая деревня должна заниматься не просто самоуправлением, но и «самообслуживанием». Что это значит? Дело в том, что вышестоящее правительство практически не обеспечивает деревню финансовыми средствами. Поэтому сами жители должны позаботиться о том, чтобы совместно заработать деньги на всеобщие нужды.

Для этого нужно либо создать какое-то предприятие, которое приносило бы прибыль, либо сдавать общие земли в аренду или самим обрабатывать их и удачно реализовывать полученную с них продукцию и пр. С одной стороны, это и экономику стимулирует и повышает доход крестьян, а с другой стороны – у деревни появляются деньги на общественные нужды. Например, на строительство и ремонт дорог, школ, больниц, храмов и других важных объектов. Крестьяне не ждут пассивно подачки сверху, а сами вынуждены «крутиться», и потому выбирают тех лидеров, которые обладают необходимыми деловыми качествами и могут их повести в правильном направлении.

Помимо финансовых дел на комитеты ложатся и другие обязанности. Они должны развивать культуру и образование населения, распространять научно-технические знания, налаживать взаимопомощь внутри своей деревни и с соседними селами. Они занимаются общественно полезной деятельностью, решают споры среди населения, оказывают содействие в поддержании общественного порядка. Комитетами могут создаваться всевозможные комиссии, например, народные примирительные, по охране общественного порядка и общественного здравоохранения и др. Комитеты помогают волостному правительству собирать налоги, зерно, следить за планированием семьи и исполнением воинской повинности.

Есть еще одна не менее, а может, даже и более важная черта низового самоуправления в Китае: появление всеобщего собрания жителей деревни как своеобразного механизма регулирования сельской жизни. Все совершеннолетние жители участвуют в таком собрании и действительно обсуждают важнейшие вопросы, да и сами принимают решения. К таким вопросам относятся, прежде всего, финансовые. Один комитет сельских жителей или один его глава не может решать, каким образом должна деревня зарабатывать на свои нужды и как впоследствии распоряжаться общим бюджетом. Кром этого, такие собрания контролируют деятельность комитета и должны проводиться регулярно.

Если члены комитета сельских жителей плохо исполняют свои обязанности или грешат тем, что присваивают денежные средства, берут взятки, то собрание жителей деревни может отозвать их с должности. В таком случае назначаются новые выборы. Никто из вышестоящего правительства не имеет права по своему усмотрению назначать или снимать с должности членов комитета.

При всем при этом злоупотребления представителей комитета все же существуют, крестьяне регулярно жалуются в правительство КНР на несправедливость. В связи с этим в последних поправках к закону о комитетах внесены пункты об усилении органов, контролирующих деревенские дела. В частности, решено учреждать в деревнях комиссии по контролю над деревенскими делами, которые должны заниматься финансовыми вопросами и гарантировать прозрачность ведения деревенских дел. Члены комиссии также избираются сельскими жителями. Они должны иметь знания в области финансов, учета и управления.

В целом, хотя в Китае и существуют пока нарушения закона о комитетах, тем не менее, развитие деревенского самоуправления имеет положительную тенденцию. За более чем 30-летний срок проб, ошибок и их исправлений Китай уже наметил определенное направление в этой сфере. И хотя Россия в сфере местного самоуправления пытается ориентироваться на западную модель, возможно, для большей эффективности необходим синтез различных, как западных, так и восточных, систем сельского развития. Кстати, китайский опыт организации сельской жизни может быть полезен и в свете широко обсуждаемого в Туве нового проекта Правительства РТ «Одно село – один продукт».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта