В современном обществе распространено мнение, что религия и наука находятся на разных полюсах.
«Если мы искренне желаем счастья другим людям, то нам не так уж важно, какие именно средства сделают их счастливее»
В европейской истории мы видели периоды, когда церковь боролась с наукой. Тем удивительней выглядит диалог буддийских учителей с современными учеными: квантовыми физиками, психологами, космологами, нейробиологами.Для начала нам надо немного глубже понять, что такое буддизм. Порой можно услышать, что буддизм – это не настоящая религия, а «атеизм в упаковке из духовности для секуляризованного общества».
В этом утверждении есть доля правды, но все же с этим нельзя полностью согласиться. Буддизм – это именно религия. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить буддийский монастырь.
Я буддийский монах, но я еще и врач. В силу полученного образования я мыслю как ученый. Как может сочетаться научный образ мысли и занятия буддийской практикой?
Дело в том, что буддизм – необычная религия. Во-первых, это нетеистическая религия, в буддизме не существует Бога-творца. И с этой точки зрения буддизм можно приравнять к атеизму.
С другой стороны, слово «атеизм» больше связывают с антирелигиозной пропагандой. Само собой, буддизм не имеет с ней ничего общего.
В буддизме не отрицается наличие Бога, но он находится внутри нас – это заложенная в нас возможность достичь всеведения, полного пробуждения. Этот потенциал есть в каждом живом существе без исключения, даже в животных и насекомых.
Для буддизма характерна толерантность к разнообразию религиозных воззрений. Если мы искренне желаем счастья другим людям, то нам не так уж важно, какие именно средства сделают их счастливее.
Любая из религий способна принести человеку внутреннее умиротворение и счастье. Конечно, в каждой из религий, включая и буддизм, есть какие-то отрицательные аспекты.
Но все религии обладают способностью помогать людям обрести умиротворение и счастье и спокойно встретить смерть. Таким образом, если вы действительно посвятили себя счастью других людей, то хороши любые средства, способные достичь этой цели.
Эти размышления способствуют более гармоничным отношениям буддистов с представителями других религий.
Что касается отношений с наукой, то в буддизме можно выделить три раздела. Первый из них – психология, буддийская наука об уме, которая учит нас распознавать собственные эмоции, их последствия (то, что называется кармой) и делать эти эмоции более положительными, а не подавлять их.
Подавляя процесс, мы его не останавливаем, он продолжает развиваться глубоко внутри, и в какой-то момент обязательно произойдет взрыв. Поэтому необходимо научиться преобразовывать отрицательные эмоции в нечто более положительное, чтобы в конечном итоге полностью их изменить.
Буддизм как раз и занимается работой с гневом, завистью, эгоизмом, которые постепенно ослабляются, а затем полностью устраняются.
Второй раздел буддизма – это философия, исследование природы реальности. Буддийская философия задается вопросом «кто мы на самом деле?». Она ставит под вопрос истинность нашего обыденного представления о собственном «я».
В этом исследовании буддизм не одинок: многие религиозные и нерелигиозные традиции философской мысли изучают природу человеческого «я» или души. Третий раздел – это собственно религия с ритуалами и молитвами.
Вполне естественно, что вопросы, которые буддисты традиционно ставят во время философских диспутов, теперь обсуждаются и с современными учеными. Вот уже несколько десятилетий ведется взаимополезный диалог между квантовыми физиками и буддийскими мыслителями.
Буддизм принимает теорию эволюции Дарвина и теорию Большого взрыва. Причем с точки зрения буддизма Большой взрыв был не один. Мы верим в закон причины и следствия. Именно в силу этого закона буддисты спрашивают, а что было до Большого взрыва?
Сегодня ученые тоже начинают думать в этом направлении. Многие космологи говорят, что, возможно, была целая цепочка больших взрывов. А некоторые из них идут еще дальше и утверждают, что была бесконечная цепочка больших взрывов и существует не одна вселенная, а целое множество вселенных. Это очень перекликается с буддийскими воззрениями.
В буддизме говорится о безначальном времени, у каждого явления должна быть причина, что-то, что было до него.
Поэтому в диалоге между буддизмом и наукой нет никакого противоречия. По всему миру все больше образованных молодых людей, родившихся не в буддийской культуре, тяготеют к его философии.
В этом случае мы имеем дело с тем, что называется верой, основанной на разуме. В то время как в большинстве других религий мы имеем дело с так называемой «слепой» верой – вы верите в Бога просто потому, что вы в него верите. В этом нет ничего плохого, просто буддизм смотрит на веру несколько иначе.
Познакомившись с буддийскими воззрениями и методами, по мере углубления в практику люди начинают испытывать веру на более эмоциональном уровне. Конечно, не все они становятся буддистами, но он им нравится, они находят в нем что-то, что помогает им в жизни.
В буддизме есть принципы, которые очень практичны, актуальны и не противоречат науке. Их можно использовать в повседневной жизни. При этом совершенно не обязательно становиться буддистом.
Со стороны может показаться, что буддизм – какая-то несерьезная религия: в нем нет централизации, но есть много групп, учителей и даже Будд.
У европейских людей может сложиться мнение, что в силу такой гибкости буддизм не обладает истиной, потому что в представлении западных людей истина – это нечто твердое.
Для нас гибкость – это сила, способность приспосабливаться и непрерывность. В основе буддизма находится именно такая гибкость. Буддийская философия очень относительна, в том смысле, что она рассматривает все вещи в их взаимосвязи друг с другом, а также в процессе изменения.
Это немного похоже на то, как многие люди думают, что настоящий мужчина должен быть мачо, должен быть жестким.
Однако сегодня молодые люди часто считают, что настоящий мужчина – это тот, кто умеет разбираться в своих эмоциях, умеет их проявлять, в этом его сила.
Буддизм учит нас чувствовать себя комфортно в условиях гибкости и перемен, добиваться состояния более глубокого расслабления, в котором мы, тем не менее, сохраняем бдительность. Так что буддисты сказали бы, что гибкость – это сила.