В этом году мы вели раскопки в Северной Монголии, в ста с небольшим километрах от Улан-Батора, в рамках совместного российско-монгольского проекта, который посвящен изучению погребений знатных хунну на хорошо известном в мире могильнике Ноин-Ула. Могильник был открыт и исследовался в начале XX века русскими учеными, поэтому имеет непосредственное отношение к российской науке, несмотря на то, что находится на территории Монголии.
Могильник принадлежит кочевникам Центральной Азии - хунну, которые были известны в основном только по письменным китайским источникам. Об этом народе знали, что он более двух веков держал в трепете Империю Хань, а также контролировал важные участки Шелкового пути, создав государство, которое Китай признавал равным себе. Это была первая в мире кочевая империя, занимавшая огромную территорию Центральной Азии и оказавшая большое влияние на соседние народы.
В наши планы входило исследование с помощью современных методов одного из самых больших из оставшихся на этом могильнике курганов, который относится к последним годам до нашей эры - первым десятилетиям нашей эры. Для этого был выбран объект размером 20х18 м (погребальные сооружения хунну имеют прямоугольную форму). Этот курган, как и все курганы в элитных могильниках хунну, был ограблен в древности. В центре осталась внушительная воронка. Как показывает опыт предыдущих исследований в этом же могильном комплексе, древнее ограбление не лишает погребение выдающихся находок, поскольку осквернители могил интересовались, главным образом, содержимым гроба: останками усопшего и его личными вещами. Все, что находилось вокруг, как правило, оставалось на месте.
Чем вообще знамениты эти курганы, почему мы возвращаемся к ним по прошествии более чем восьмидесяти лет после окончания работ экспедиции известного русского путешественника и ученого Петра Козлова? Почему начинаем очень трудоемкие раскопки заведомо нарушенных в древности курганов? Значение этого памятника в том, что он в определенном смысле является ключевым для культуры хунну. Пока это единственный могильник этого этноса, в погребениях которого сохранились многочисленные предметы из органических материалов, составляющие две трети материальной культуры любого человеческого общества, но исчезающие в первую очередь. Только когда работаешь на таких памятниках, как Ноин-Ула, понимаешь, с какой небольшой частью материальной культуры обычно имеют дело археологи. Ноин-Ула привлекателен для нас потому, что по объему и разнообразию сохранившегося в могильнике археологического материала он значительно превосходит другие памятники этой культуры. Материал - это, прежде всего, информация. Вот один самый простой пример: хорошо сохранившиеся в ноин-улинских погребениях ханьские лаковые чашечки. Иногда на них есть иероглифы, указывающие на год изготовления, мастерскую, имена всех, кто принимал участие в работе. Эти сведения дают возможность более точно датировать погребения. Установление даты, даже в пределах десятилетий, помогает определить погребенных в кургане почти поименно, ведь имена всех хуннуских шаньюев, иногда их жен и людей из их окружения известны.
Нашими главными находками в большом кургане, исследованном в этом году, являются вещи из органических материалов, в первую очередь, текстиль: фрагменты войлочных изделий, остатки одежды, вышитые погребальные завесы. Поскольку Китай был главным источником предметов роскоши для хунну, то большая часть текстиля - это, конечно, китайский шелк во всевозможных вариациях: вышитый, тканый с узорами, с иероглифами. Причудливая орнаментация китайских шелков таит в себе богатое содержание. Есть экземпляры, которые не встречаются даже на территории самого Китая, то есть, кроме всего прочего, в могилах «варваров» находят предметы, способные добавить что-то новое и в изучении культуры Китая эпохи Хань. Также были найдены шерстяные ткани, которые производились на другом конце Ойкумены - в средиземноморском и среднеазиатском районах, на территории древней Парфии, может Бактрии, - в государствах, где изготавливали известные на весь мир шерстяные материи с ткаными узорами или вышитыми сюжетами. Обнаружено текстильное полотно, которое закрывало дно погребальной камеры и на котором стоял саркофаг. Оно сохранилось археологически целым - это значит, что его возможно восстановить. Я думаю, это будет очень интересная вещь, поскольку на нем видны следы вышивки.
В этом сезоне, имея опыт раскопок 2006 года, мы несколько по-иному подошли к тому, как извлекать находки из погребальной камеры. В Ноин-Уле это достаточно непросто: курганы очень глубокие (раскопанный нами в этом сезоне за 3,5 месяца был глубиной 13 м) и на дне погребальных камер всегда присутствует вода. Приходится иметь дело с мокрым материалом. Кроме того, обряд предусматривал заполнение пространства вокруг деревянной погребальной камеры мелкой, очень пластичной глиной, она размывалась водой, заполняя и камеру, и предметы, которые там находились. Все было утоплено в этой глине, и отделить ее от вещей (особенно это касается текстиля) в полевых условиях практически невозможно. Поэтому нашей целью было достать материал монолитом: не разбирать находки на дне камеры, а брать большими пластами вместе с глиной, конечно, очищая по мере возможности. В таком виде они и поступят в Институт археологии и этнографии СО РАН, где эти вещи будут реставрировать и изучать в течение полутора лет.
Среди интересных находок этого года можно назвать три лаковые чашки, которые были частью китайских подарков. Надо сказать, в Китае лаковые предметы ценились очень высоко за их красоту и прочность. Тем не менее, вне территории Китая такие вещи почти не встречаются, а если их и находят, то в совершенно разрушенном состоянии. Каждая находка сохранившегося изделия - настоящий подарок и большая редкость. В исследованном нами кургане была обнаружена хорошо сохранившаяся лаковая чашечка с иероглифами, указывающими на время, когда она была изготовлена, названием мастерской и именами мастеров. Также были найдены многочисленные нефритовые изделия, а нефрит в Китае ценился очень высоко: он олицетворял собой бессмертие. Этот факт говорит о том, что хунну следовали китайским традициям, и для них нефрит тоже был связан с властью, нетленностью и с идеей бессмертия. Также мы нашли металлические ручки гроба, хотя сам он был разбит, сохранились многочисленные элементы декора из толстой золотой фольги, когда-то украшавшие его стенки. Весь этот набор вещей характеризует не только самих хунну, о которых мы по-прежнему знаем слишком мало. Могилы забытых шаньюев дают уникальную информацию об империях, поделивших мир, о маленьких зависимых государствах на Шелковом пути, прибавляют что-то новое к страницам их истории. Эти погребения аккумулируют достижения всей эпохи - туда стекались ценные вещи, которыми дорожили в то время, и которые разными путями - в виде обмена, грабежа, или подарков - попадали к хунну.
Раскопки, полевые исследования - это только первая часть работы по изучению археологического памятника. Вторая часть исследования начнется в лабораториях институтов СО РАН. Только после завершения этого этапа можно будет говорить о результатах.