С 22 июля по 8 августа 2019 г. состоялась экспедиция Ж.М. Юша к
тувинцам Дарханского, Сэлэнгинского и Тов аймаков Монголии, запланированная в
рамках проекта РФФИ № 18-012-00400а "Исследование современной эпической
традиции тувинцев Китая. Тексты и материалы” (рук. Ж.М. Юша). В данном регионе
эта экспедиция является по счету второй, поскольку первая полевая работа Ж.М. Юша была
проведена в сентябре-октябре 2011 г.
Тувинцы, проживающие в
центральных аймаках Монголии, в основном являются выходцами из сумона Цэнгэл
Баян-Ольгийского аймака. Среди тувинского населения, в зависимости от времени
переезда из материнского анклава (Цэнгэл) в Дарханский, Сэлэнгинский и Тов
аймаки, а также решения адаптационных процессов, выделяются две группы. Первую
группу составляют тувинские семьи, которые переехали из Цэнгэла в центральную
часть страны в конце 1970-80х гг. для освоения новых земель по призыву правящей
социалистической партии. В 1993 г. по инициативе известного тувинского писателя
Чинагийн Галсана – выходца из Цэнгэла – на его личные средства было
организовано возвращение (Улуг көъш) в
Цэнгэл основной части тувинского населения, массово переехавшего в центральную
часть Монголии. В политической жизни Монголии этот процесс вызвал большой
резонанс, о возвращении тувинцев на родные земли немецкими документалистами
даже был снят фильм. Однако через несколько лет после возвращения
тувинцев-переселенцев в Цэнгэл, началась новая волна миграции цэнгэльских
тувинцев в тот же регион (центральная и северная части Монголии). Среди тувинского
населения, проживающего в этих аймаках, новые переселенцы составляют вторую
группу. По материалам нашей полевой работы, в последние годы из тех людей,
которые возвратились в Цэнгэл в 1993 году, не осталось ни одной тувинской
семьи. Миграционные процессы продолжаются и в наши дни...
Во время полевой работы собраны и зафиксированы
фольклорно-этнографические и исторические материалы от тувинцев-переселенцев,
оказавшихся в изоляции от своей основной группы. В частности, определены элементы "вибрирования”
общетувинской фольклорной и обрядовой традиций, "угасание” малых жанров, очаги
распространения отдельных эпических сюжетов, шаманских ритуалов, влияние
монгольского фольклора на устное народное творчество тувинцев, бытование
некоторых обрядовых жанров на монгольском языке, информация о репертуаре
известных тувинских сказителей. Выявлены современные проблемы
миграции и адаптации тувинцев, результаты смены хозяйственно-культурного типа,
их непосредственного влияния на многие элементы традиционной культуры, процесс
создания "вторичной” локальной традиции, отличающейся от первой по определенным
параметрам, причины миграции тувинцев из малой исторической родины – Цэнгэла,
идея преемственности / непреемственности национальной культуры, роль устойчивых
и непостоянных элементов народной культуры в повседневной жизни этноса, вопросы
сохранения обрядовой сферы, языка и этнической идентичности для малочисленной
группы тувинцев, переселившихся на постоянное место жительство в центральную
Монголию.
Собранный в полевых условиях
аудио- и видео-материал дополняет и фотофиксация предметов материальной
культуры, обрядовой сферы, а также носителей традиции. В ходе общения с тувинцами Монголии исследователь не раз
сталкивалась с тем, что, по словам информантов, в Туве знают хорошо только о
цэнгэльских тувинцах, а о тувинцах центральной Монголии российские тувинцы не
имеют даже представления и не располагают подробной информацией о них, так как
они оказались за пределами Цэнгэла – малой исторической родины. Обычно в летнее
время тувинцы-переселенцы ездят в гости в Цэнгэл к своим родственникам и
нередко можно услышать фразу: Чуртка
чорааш келдивис – "Ездили на родину”.
Тувинцы, живущие в центральных аймаках, откололись от
своей основной массы, уже будучи носителями островной традиции, то есть дважды
оказались в разных условиях иноэтничного окружения. В ходе экспедиционной
работы нами собрана богатая коллекция полевых материалов, иллюстрирующих
современное состояние традиционной культуры монгольских тувинцев, которые будут
использоваться в работах, посвященных сравнительно-историческому аспекту
духовной культуры тувинцев России, Монголии и Китая.