1. Исполнительный директор Общества историков Монголии (2013);
2. Член редакционной коллегии журнала «Inner Asia» Кембриджского университета (2011);
3. член Международного союза историков (2011);
4. Руководитель Монголо-корейского историко-археологического общества (2011);
5. Заместитель Диссертационного Совета по защите кандидатских диссертаций (Ph.D) (2010);
6. Исполнительный директор Союза молодых ученых по общественным наукам;
7. Член редакционной коллегии журнала «Вестник института истории» СО РАН;
8. Председатель редакционной коллегии периодических изданий АН Монголии «Monumenta Historica», «Studia Historica», «Studia Ethnolica»;
9. Член Консультационного совета Международной Ассоциации монголоведения;
10. Генеральный секретарь Международной Ассоциации монголоведения (2016);
11. Советник Президента Монголии по развитию монголоведческих исследований в мире (2017).
С. Чулуун награжден следующими наградами:
1. имени Уэтэрворда за лучшую научно-исследовательскую работу (2012);
2. Почетной медалью труда за лучшую научно-исследовательскую работу (2011);
3. Награда за лучшую научную работу (2011);
4. обладатель Почетного звания Лучший работник АН Монголии (2011);
5. Лучший преподаватель Монгольского госуниверситета (2010);
6. Орденом Чингунжава (2010)
7. Победитель конкурса «Лучший молодой ученый» (2009).
За время руководства Институтом истории АНМ академик С. Чулуун провел большое количество научных конференций, семинаров, экспедиций и других мероприятий, улучшилось финансирование и материально-техническая база института, повысилась зарплата научных сотрудников. Под его научным руководством были защищены кандидатские диссертации (Ph.D) аспирантов – Н. Ганбата «Вопросы истории и этнографии торгутов Монголии» (2013), Д. Баярсайхана «Источники по истории Монголии XVIII в» (2013), Б. Баатархуу «Историко-этнографическое исследование тувинцев Монголии» (2012).
Много времени С.Чулуун посвятил изучению истории Алтан-ханов – князей, правившими над хотогойтами (Алтан-хан (1507-1582), внук Даян-хана, занимавшего престол всемонгольского хана в период феодальной раздробленности между монгольскими княжествами в XVI в. правитель правового крыла, один из поборников единой Монгольской государственности) введению в научный оборот большого количества архивных материалов – важных источников по истории Монголии, посвященных истории хотогойтских племен, работая в архивах России, Монголии, Китая и Японии. Заслуга С. Чулууна как историка заключалась также в том, что он по-новому взглянул на многие страницы или на ранее общепринятые положения истории Монголии, в том числе и на вопросы внутриполитического и международного положения, внешнеполитических и внешнеэкономических связей Монголии.
Сам страстный библиофил, коллекционер старых исторических фотографий, имеющий огромную домашнюю библиотеку, Чулуун дарга, где бы ни был, с каждой рабочей поездки всегда старается привезти коллекцию новых книг для пополнения фондов библиотеки своего института. При личном общении с академиком С.Чулууном, помимо его глубокого ума, образованности, организаторского, руководящего таланта, потрясающего чувство юмора и удивительной, непоколебимой харизмы, поражаешься его целеустремленности, трудоспособности и умению наладить общение с самыми различными людьми – начальством, подчиненными, учеными разных стран и народом, простыми скотоводами-кочевниками, информантами-носителями истории и традиционной культуры.
Мы убедились в этом сами во время совместной экспедиции в Эрзинский кожуун в 2014 г., будучи руководителем проекта с российской стороны (а Чулуун дарга был руководителем с монгольской стороны) в селе Нарын, я решила непременно познакомить его с не менее удивительным человеком – Балдирмой Базыровной Самдан – кладезем традиционной культуры, носительницей монгольского языка, очень умным человеком. Это было настоящим счастливым моментом нашей экспедиции. Эти два человека – оба обладающие мощной харизмой, не могли наговориться. Чулуун, обрадовавшись, что наша Балдирмаа эгчээ, чисто владеет монгольским языком (причем, по его замечанию, это был халхасский диалект), решил, что мы останемся в Нарыне на еще один день, чем ранее было запланировано, хотя конечной целью нашей экспедиции был Кунгуртуг, нам пришлось остаться в Нарыне. А Балдирмаа Базыровна любезно предложила всей нашей команде из 8 человек расположиться у нее дома. Наши диктофоны все время записывали ее рассказ и на тувинском, и на монгольском языках, а на следующий день Балдирмаа Базыровна провела экскурсию по окрестностям села и все рассказывала и рассказывала и сама варила нам чай, суп и угощала нас вареньем собственного изготовления. Чулуун дарга интересовался историческими местами Эрзина, в частности, его интересовал вопрос о возможном местонахождении ставки представителей Алтанханов. Будучи увлеченным историей Монголии XVI-XVII вв., профессор С. Чулуун проводил полевые изыскания по поиску развалин поселений или городов того периода и успешно выявил развалины города XVII в. «Сүмийн толгой» на территории сумона Баян-Тэс Завхан аймака и развалины бывшего местоположения ставки Лувсанринчена, одного из Алтанханов, построенной около 1660-х гг. по решению Русского императора и сохранившиеся в окрестностях Красноярска.
Великолепный рассказчик, наблюдательный человек, Чулуун дарга, все время увлекал нас своими рассказами – о своем детстве, своих бабушке и дедушке и забавных случаях из своей жизни. Наш экспедиционный УАЗ-ик постоянно взрывался от хохота и длинная дорога становилась короче…
С. Чулуун, придя директором в ИИ АНМ, понимал, что для решения глобальных проблем развития не только академической науки, но и всей страны необходимо изменить кадровую политику и обеспечить приток молодежи в науку, но опираясь на традиционные ценности и уважая ветеранов, посвятивших себя науке, и потому поставил цель, что «в течение 5 лет 10 молодых людей должны выучиться в аспирантурах разных зарубежных стран и защититься». В настоящее время, его смелая идея воплотилась в реальность – все его ученики сумели защитить ученую степень в Японии, России, Польше, Китае, Германии и других странах на иностранных языках. Он рассказал забавную историю об одном молодом человеке. Как-то он был в городе Хархорин и зашел в местный музей и встретил там своего бывшего студента в бытность преподавателем МонГУ, парня очень способного и трудолюбивого. Ему захотелось уговорить его поступить на работу к ним в институт, но тот никак не подавался на предложение переехать в Улан-Батор, ссылаясь на семью и родителей, которые проживали в Хархорине. Тогда Чулуун дарга проделал хитрый ход, чтобы заполучить его в свой институт. Он пошел к директору музея и наговорил на того парня, что тот такой-секой, лентяй, бездарь и тому подобное. Вскоре он узнал, что директор музея уволил парня за какие-то незначительные нарушения и тот остался без работы. Тут Чулуун дарга обрадовался, и немедленно разыскал его и оформил научным сотрудником в свой институт. Вскоре парень стал аспирантом и начал писать диссертацию о казахах Монголии. В 2015 г. во время нашей экспедиции к урянхайцам в Баян-Олгий аймаке, мы встретили Гонгоржава (так его звали) в городе Олгие, куда он был направлен на годичную командировку вместе с женой и десятимесячным сыном с целью сбора материала для диссертации по традиционной культуре казахов и изучения казахского языка.
Еще одним примечательным явлением организации работы в Академии наук Монголии было то, что в научных институтах при ведении экспедиционно-полевой работы придерживаются методологии «вживания в среду». Данная методика давно апробирована у западных ученых: исследователи, чтобы собрать материал по традиционной культуре, должны длительное время (от трех до шести месяцев) проживать вместе с семьей кочевника в юрте и наравне с хозяевами пасти скот, доить коров, яков, ходить за водой. Таким образом, участвуя в повседневной жизни, должны наблюдать традиционную культуру, быт, обычаи, традиции и менталитет народа «изнутри». И потому научные сотрудники ведут очень активную полевую работу, экспедиции проводятся круглогодично, невзирая на осень, зиму, весну или лето. Это касается особенно этнографов и археологов. Археологи ведут раскопки с ранней весны до появления снега. А что касается этнографов, то традиционная культура, уклад жизни народа продолжаются каждый день без сезонного отдыха. Например, чтобы писать о том, как празднуются «Цагаан сар» (Шагаа) зимой или Наадом летом в среде народностей Монголии, научных сотрудников отправляют в различные части страны, чтобы они могли вести наблюдения и собирать материал об этапах подготовки к новому году по Лунному календарю непосредственно рядом с носителями культуры. Сидеть над архивными материалами, собранными много лет назад предыдущими исследователями, тоже не возбраняется, но все же, со временем и уклад жизни, и традиции, меняются, потому важно наблюдать за трансформацией культуры кочевников в век глобализации.
Самое главное достижение С. Чулууна как директора, руководителя, заключается в том, что он поднял престиж научного труда среди своих сверстников, молодежи, которая идет за ним. В Монголии быть образованным, знать иностранные языки, заниматься наукой – традиционно очень престижно и почетно (монгольская наука и литература зародились еще в средневековье, и оттуда идет традиция почитания знаний, образования), потому многие молодые люди мечтают поступить в аспирантуру и связать судьбу с наукой и преподавательской деятельностью. В свое время активная жизненная позиция монгольских ученых старшего, младшего поколений, в том числе лично и С. Чулууна, помогла им отстоять академическую систему, сохранить Академию наук Монголии, созданную почти на заре современной монгольской государственности, после победы Народно-освободительной революции 1921 года. Когда у нас в России началась компания по упразднению Академии наук, то руководство страны решило пойти по пути России и объединить АН (т.е. фактически упразднить) с образовательными учреждениями (университетами),. Тогда то вся Академия наук (академики во главе с Президентом АН, профессора, научные сотрудники и технический персонал) коллективно вышла на акцию протеста перед Домом правительства с белыми повязками на голове с надписью «Без науки будем отсталым народом» и сумели сохранить свою Академию наук. В течение мирной акции ученых на морозе, парламент и другое руководство страны в результате двухчасовых консультаций с делегацией ученых пришли к решению – «Академию наук Монголии сохранить, ей быть как самостоятельной структуре!». В этом тоже есть заслуга будущего молодого академика С. Чулууна.
Желаем нашему уважаемому молодому коллеге, «номын анд» (букв. «книжный побратим или побратим по книгам»), как сам Чулуун дарга нас называет, желаем крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья и дальнейших творческих успехов! Мы верим, что его ожидает блестящее будущее.