В конце сентября новосибирский музыкант Саян Андриянов, известный тем, что организует сибирский музыкальный этнофестиваль "Тайга" и является автором песни "Мы - сибиряки", художники Константин Еременко и Артем Лоскутов (соорганизатор скандально известной молодежной акции "Монстрация") пригласили журналистов на пресс-конференцию, где заявили, что будут активно поддерживать идею создания нации сибиряков и призывать остальных жителей региона обозначать себя "сибиряками" при переписи.
По их словам, идея изначально "самопроизвольно возникла" в интернете, а они отозвались, поскольку "творческие люди первыми реагируют на то, что происходит".
В перечне возможных вариантов ответов населения на вопрос о национальности при Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденным Росстатом, есть "сибирь" и "сибиряк". Представители интернет-сообщества, в основном, люди современной творческой сферы, в последнее время пытаются поднять волну агитации за то, чтобы во время грядущей переписи населения жители Сибири в графе "национальность" указывали "сибиряк".
Агитаторы заявляют, что таким образом можно и нужно создать новую нацию - нацию сибиряков. По их мнению, образование такой нации будет способствовать тому, что у проживающих в Сибири повысится национальное самосознание и они будут больше делать на благо региона.
"Такую концепцию могли сформулировать люди, совершенно не ориентирующиеся в проблематики. За этой идеей не стоит никаких социально-политических и этнических реалий. Это своего рода провокация. Возможно, они хотели создать какой-то прецедент, обсуждение", - сказала Октябрьская.
По ее словам, этносоциологические исследования, которые регулярно проводятся по всему сибирскому региону, показывают, что жители Сибири не выделяют себя из общероссийского единства. "Региональная идентичность "сибиряк" не является доминантной", - отметила собеседница агентства.
Она также сказала, что существует две трактовки нации - нация, как гражданское сообщество, и нация, как этнокультурное сообщество.
"Мы говорим о российской нации, как о неком гражданском целом. И в этом смысле противопоставлять сибиряков российской нации бессмысленно, для этого нет никаких оснований", - считает доктор исторических наук.
По ее словам, в силу географических, политических и других обстоятельств существует такой компонент, как региональное самосознание, "но это не означает, что можно говорить об автономии этого сообщества в рамках российского сообщества".
Она добавила, что как региональное сообщество сибиряки имеют свое своеобразие культурное, языковое. "И все это укладывается в общероссийское многообразие, но не более того", - подчеркнула Октябрьская.