Марафонская эстафета надежд
В этом году исполняется 80 лет со дня основания Хакасского национального краеведческого музея, который носит имя профессора Леонида Кызласова. Однако не о юбилее мы будем говорить сегодня и даже не об истории его создания. И текущих будней коснемся лишь вскользь, и только ради наглядности восприятия того, о чем мы, собственно, намерены завести речь. О чем же именно?
Да о том, что по наследству передаются не только богатство и долги, но и боль несбывшейся мечты. Не одно поколение музейных работников мечтало о том дне, когда у Хакасского краеведческого музея появится свое собственное здание. Не один директор бился об эту проблему, теряя в той борьбе годы жизни, здоровье, надежду.
И вот только что завершился съезд хакасского народа, и с его трибуны из уст главы Хакасии Виктора Зимина прозвучала заветная фраза: “В этом году мы начнем строительство краеведческого музея в Абакане”.
Простые слова, но за ними — та самая история, тот самый марафонский забег, в котором один директор музея передавал другому эстафетную палочку заботы о новых стенах сокровищницы культурного наследия Хакасии.
И так уж вышло, что крайней (очень хочется на это надеяться) эстафетную палочку приняла Татьяна Феоктистова.
Временный плен
ИСТОРИЯ решения судьбоносного вопроса краеведческого музея имеет ряд пиковых всплесков. Сегодня мало кто помнит тот одноэтажный деревянный дом, стоявший между нынешней мэрией и драмтеатром, в котором, собственно, и ютился музей.
С 1973 года он располагается на первом этаже жилого дома, что идет вразрез со всеми мыслимыми и немыслимыми законами, нормативами и требованиями, причем как советского, так и современного периода России. Но даже ради этого нарушения председателю Хакасского облисполкома Василию Архиповичу Угужакову в свое время пришлось пойти на огромный риск и откровенный обман.
В те годы на автономные территории распространялись четкие стандарты, поставленные в зависимость от числа проживающих людей. Это означало, что на такое-то население положено столько-то домов культуры, кинотеатров, театров, музеев и так далее. Хакасии по количеству людей музей был просто неположен. И в помещении, которое он сегодня занимает, должен был разместиться магазин. Его и строили как магазин и по всем отчетам проводили как магазин, но при этом в Хакасии знали, что там будет именно музей. Временно! Года на два-три! А вышло, что уже на 37 лет.
Что послужило тому причиной? Была ли в том чья-то вина? Или это просто дурное стечение обстоятельств?
Ответы на заданные вопросы начала искать Татьяна Феоктистова, когда в 1998 году пришла на работу в музей в качестве заместителя директора по науке. Работая над диссертацией, она параллельно, буквально по крупицам, по запросам и обращениям стала создавать отдельную историю непостроенного музея. И картина, как очень трудный пазл, сложилась.
Убежавший паровоз
СМОТРю на макет здания Хакасского областного краеведческого музея, который должен был разместиться в Черногорском парке. Практически весь 1978 год институт “Абакангражданпроект” работал над этим проектом, а в качестве главных архитекторов выступили Григорий Иванович Кульченко и Михаил Васильевич Семизоров. Работа была выполнена колоссальная и вместе с тем ювелирная. Составленная документация исчисляется целыми томами. Причем работа шла так бодро, что работники музея, глядя на макет, уже выбирали себе кабинеты и даже размещали будущие экспозиции. Увы, мечты, где ваша сладость?
Видимо, ту эпоху не зря называли застойной. Ведь был готов проект, была подведена черта под всей проектно-сметной документацией, и деньги были, но вдруг случился простой. Видимо, уж такова судьба культуры, что она пожизненно финансируется по остаточному принципу.
Именно таким образом ситуация с нестроительством музея дожила до перестройки, затем до развала СССР, затем до рыночной экономики, а затем и вовсе стало не до музеев, поскольку не хватало денег на элементарную зарплату.
И все-таки даже в таких потемках мелькнул неслабый луч надежды. В 1996 году первый президент России Борис Ельцин подписал указ “О строительстве национальных музеев в Республике Хакасия и в Республике Тува”. В итоге музей в Туве построили, да еще какой, а в Хакасии — нет. Почему? Скользкий момент, политический, в который если не залезешь, здоровее будешь.
А дальше началась эпопея нулевых. В 2001 году директором Хакасского краеведческого музея стала Татьяна Феоктистова. К тому времени у нее на руках благодаря активным, можно сказать, архивным изысканиям, за что отдельное спасибо Леониду Неклюдову, директору института “Абакангражданпроект”, уже имелись кипы документов проекта музея образца 1978 года. Но первая же попытка завоза этих документов в Москву завершилась полным фиаско.
Само собой, за столько лет проектно-сметная документация полностью устарела — XXI век на дворе. Так что пришлось удалиться, но не отступиться.
Долг чести
ДА, так и было. Многолетняя борьба с фекальными водами и ржавыми трубами нависающей над музеем жилой многоэтажки не оставляла иных шансов, кроме как биться во все двери, кабинеты, умы, сердца и души. И тут огромное спасибо за поддержку министру культуры Хакасии Светлане Окольниковой.
— Я, скорее всего, наивный идеалист, — вздыхает Татьяна Николаевна, — фразу “где же ваша гражданская позиция?!” мне пришлось произнести такое бесчисленное количество раз, что, в конце концов, она начала работать.
Хотя поначалу все складывалось довольно печально. Объявленный в 2007 году конкурс на архитектурное решение здания нового музея провалился. От его участников требовалось создать картинку, внешний вид здания. Однако восемь архитекторов, представивших свои работы на конкурс, нарисовали все что угодно, только не музей. Это, скорее, были офисы, развлекательные центры, универсамы, гипермаркеты, ночные клубы, но только не учреждение культуры.
Отсутствовали как само понимание идеи, так и непосредственная музейная стилистика, которая позволяет понять даже приезжему человеку, что здесь именно храм истории, а не место, где можно купить молоко или колбасу. В общем, конкурс был признан несостоявшимся, но выделенные на него 30 тысяч рублей пришлось раздать участникам в равных пропорциях, так сказать, за попытку.
Следующий конкурс прошел в 2009 году на безвозмездной, следует отметить, основе, и, к чести архитекторов Хакасии, на него вышли 12 участников. На сей раз ожидаемый результат был достигнут и объявлен победитель — Дмитрий Щапов. Именно его эскиз впоследствии был представлен в правительство Хакасии, и как раз под него были выделены деньги на создание проектно-сметной документации.
За что хочу сказать огромное спасибо главе Хакасии Виктору Михайловичу Зимину, только благодаря его усилиям многолетний и практически мертвый вопрос сдвинулся с места. А после того, как в декабре 2010 года мне пришлось услышать из уст Виктора Михайловича фразу о том, что “построить музей — это дело чести республики”, я уже перестала в чем-либо сомневаться...
Дело мастера боится
ЧТО ж, у столь радужного настроения Татьяны Николаевны есть не только эмоциональные, но и формальные причины. Случилось главное — 27 августа 2010 года прошел аукцион, в ходе которого победителем на изготовление проектно-сметной документации музея стала творческая архитектурная мастерская Валентина Гаврилова (Санкт-Петербург).
У этой истории тоже была своя эпопея. В свое время правительство Алексея Лебедя обещало выделить на проект 1 миллион 200 тысяч рублей, но в итоге не сдержало свое слово. Потом на конкурс с объявленной суммой в пять миллионов просто никто не откликнулся. И только принципиальное решение нового состава правительства о выделении 25 миллионов рублей обратило клубок желаний в реальное дело.
Конкурс, семь участников и очень важный победитель. Почему важный? Да потому, что жизнь наглядно показывает: все должны делать профессионалы! А мастерская Гаврилова как раз специализируется исключительно на проектировании музейных объектов. Здесь не занимаются офисами, магазинами или коттеджами, здесь проектируют только музеи.
С самим маэстро Валентином Гавриловым и его дочерью Валерией Куцебо (они работают вместе) мне повезло познакомиться прошлой осенью в абаканском аэропорту, когда мы на одном самолете улетали из Абакана в Москву. Должен признаться, семейный дуэт произвел самое приятное впечатление, а горячность и нацеленность Валентина Александровича на проект именно нашего музея даже в меня, далекого от подобных вершин, вселили уверенность и надежду.
Мастер, по согласованию сторон, доработал эскиз Дмитрия Щапова, ибо тот в своей идее не учел климатические условия, в которых предстоит функционировать музею (на одном отоплении разоришься). А уже буквально на днях архитекторы сдадут проект на экспертизу, после чего ожидается следующий этап разворачивающейся пьесы — внесение изменений в бюджет Республики Хакасия, связанный с началом строительства нового здания краеведческого музея.
В ожидании чуда
У наших читателей есть уникальная возможность взглянуть на то, каким он будет спустя пять — может, меньше — лет. Под строительство уже отведено три гектара земли в зоне отдыха Абакана. 20 тысяч квадратных метров полезной площади (вместо нынешних двух тысяч). Причем это будет не просто музей, а музейно-культурный центр, в котором предусмотрены концертный зал, конференц-зал для приема гостей, помещения для занятий с детьми. Музейные хранилища будут оснащены последними достижениями техники в области поддержания заданной температуры и необходимого климата в помещении.
В общем, это сказка, которую никто так сильно, как Татьяна Феоктистова, не мечтает превратить в быль. Сегодня ею проведена огромная работа по оформлению кадастрового паспорта земельного участка, межевого плана, градостроительного плана земельного участка. Также заключен договор с администрацией города о безвозмездном срочном пользовании землей для строительства музея до 10 октября 2011 года. Получено экспертное заключение СЭС “О соответствии санитарным нормативам земельного участка, отводимого под строительство музея”.
Другими словами, вся подготовительная часть реализации проекта завершена, и дело осталось за малым и одновременно за большим — начать и завершить строительство.
— Дополнительная прелесть проекта, — тут же пояснила Татьяна Николаевна, — в том, что это здание модульного типа. Его можно строить по частям. То есть закончили одну часть, музей туда сразу переехал, а строительство продолжается. Закончили вторую — тут же ее заселили. И главное, конечно, — это хранилища. Создать условия для безопасного хранения экспонатов — вот наша цель и обязанность. Чем скорее это случится, тем больше мы сбережем для потомков.
Мы все уходим, остаются лишь дела наши. Так что думать о вечном никогда и никому, поверьте, не вредно...