24 марта в клубе "ТАСС" (г.Барнаул) состоялся концерт всемирно известной тувинской этно-рок-группы Yat-Kha. Той самой группы, альбом которой "Poets and Lighthouses" ("Поэты и маяки") в январе 2011 года совершил в Европе настоящий прорыв, взлетев с 20-х строчек чартов на первые.
Наше интервью с Альбертом Кувезиным, лидером группы, началось с воспоминаний о легендарном фестивале "Рок-Азия", который прошел в Барнауле 20 лет назад. Именно тогда видные продюсеры и журналисты заметили молодого тувинского музыканта.
– Колбашев* впервые соединил слова "Азия" и "рок", – вспоминает Альберт. – Если честно, азиатской музыки как таковой там было мало. Известные российские и западные критики и продюсеры приехали в Барнаул, ожидая каких-то откровений. Я думаю, что больших откровений тогда для них все же не случилось.
– А как же вы? Вас сразу же заметили.
– Я ничего азиатского тоже не пел. Приехал из провинции с гитарой и песнями, якобы поучающими людей. Я думаю, это тоже не произвело впечатления. Просто это было начало пути. Опытные люди, в том числе продюсеры, давали советы, и я начал их воплощать. Питер Дженнер кое-что мне подсказал, тот же Артем Троицкий. Много говорили, я мотал на ус.
– Когда журналисты пишут о вас, они часто цитируют слова Артемия Троицкого: "На земле есть только два уникальных голоса, и они принадлежат Паваротти и Кувезину…"
– Это смешной случай. Слова эти были сказаны на какой-то пьянке. Троицкий меня поддерживал, помогал и тут, видимо, в сердцах брякнул. Ну а вокруг много журналистов…
– Расскажите историю вашего альбома "Поэты и маяки", который произвел фурор в Европе.
– Альбом получился спонтанно. Он был записан на острове Джура в Шотландии – месте, где Джордж Оруэлл создавал свое последнее произведение. Я приехал туда совсем с другим материалом, но в библиотеке музыкальной студии случайно наткнулся на сборник послевоенной японской поэзии. Дай, думаю, почитаю. Он меня так зацепил, что я в первый же вечер взял гитару, и появилась композиция на один из стихов. В течение недели родились шесть песен на стихи японцев, потом добавили еще пару авторов из Тувы. Еще три композиции были импровизациями в шотландском лесу, где кричат звери и птицы, шумит река. Я пел, а продюсер сидел рядом с двумя микрофонами, иногда барабанил в свой бубен. Еще для этого альбома пригласили местного музыканта с волынкой и выбрали одну из его композиций. Альбом начинается с песни "Поэты и маяки", отсюда и название. Настроение в песне связано с ощущениями японской послевоенной депрессии, когда смерть постоянно ходит рядом. Как и сейчас в Японии… И поэты как маяки, а маяки как поэты. Видящие в темноте кое-что, чего другие не видят. При этом и поэты, и маяки обречены на одиночество. Японцам тогда философский подход помогал выжить, дзен-буддизм…
– А вам близка философия дзен-буддизма?
– С недавних пор. До этого я был атеистом с шаманскими корнями. В последнее время пытаюсь найти религию, адекватную моему мировосприятию, не получается. Многие религии слишком узки из-за своих канонов и правил. В религии, как ни странно, больше суеверий, чем в шаманизме или язычестве.
– В Туве остались шаманы?
– Наверняка оставались, несмотря на репрессии, другой вопрос, что шаманов много потом появилось. Из них наверняка шаманов единицы, как и среди монахов единицы настоящих монахов. Раньше хотелось сравнить шаманизм с рок-н-роллом, но, думаю, это слишком банально. В шаманизме общение с духами и другими мирами. У нас в музыке это не совсем так.
Однажды я сопровождал тувинского шамана на конференцию верований и религий мира, которую организовывал Далай-лама. Там было много вождей из Кении, Африки Австралии. Каждый вечер они демонстрировали свои ритуалы, и я увидел, что сибирские ритуалы очень схожи с африканскими.
До этого была запоминающаяся встреча с Далай-ламой на большом фестивале в Берлине, организованном для пропаганды идеи освобождения Тибета. После выступления заходим за кулисы, натыкаемся на знакомое лицо. Это был Далай-лама, и ему было интересно с нами пообщаться. Поговорили с ним о том о сем. Помню, он тогда сказал, что идея социализма, который пытались строить в СССР, хороша, но человечество пока к этому не готово. После этого разговора тибетцы, которые там еду продавали, стали угощать нас бесплатно.
– Вы больше известны за рубежом, чем на родине. Чем это можно объяснить?
– Ленин тоже скрывался в Финляндии, Англии, Швейцарии, а потом приехал сюда мозги переворачивать. Видимо, это такие циклы энергий: туда-сюда. На Западе это получило популярность раньше, потому что им надоела своя музыка. В России после СССР в свою очередь был некий голод на все западное, в том числе и на музыку. Большинство певцов, которые приезжали сюда и собирали стадионы, там уже забытые звезды. Хотя в России ситуация меняется год за годом, может быть, и музыка, подобная нашей, станет популярной.
– А вы переворачиваете мозги?
– Надеюсь, потому что не все молодые музыканты бросаются в металл или рэп. Кто-то пытается экспериментировать. Но таких мало: в молодости хочется поискать, потыкать чего-нибудь, пальцы засунуть в розетку.
– Вы так много путешествовали. Есть места, в которые вы мечтаете попасть?
– Мы не были еще в Антарктиде. Но сейчас хочется домой к теплой печке, доброй хозяйке и горячему гуляшу.
– Есть у вас любимое философское изречение?
– Они меняются. Сейчас это восклицание "Достали!!!".
– Достали сибирские гастроли?
– Ну почему? Может быть, достали чего-то с неба.
*Барнаульский продюсер, организатор фестивалей "Рок-периферия" и "Рок-Азия".
Справка
Альберт Кувезин – бессменный лидер Yat-Kha. Музыка группы – органичная смесь рока и этнической музыки народов Сибири и Центральной Азии, которую критики называют этно-рок, root-rock и даже этно-панк. За 10 лет существования группа совершила несколько мировых турне, десятки европейских, участвовала в сотнях крупнейших фестивалей и музыкальных форумов по всему миру, включая такие, как Womad, Womex, Reading, Glastonbury, Meltdown, Roskilde, Sfinks, Ottawa Blues fest, Quebec summer fest и многие другие.