История метисов Бурятии от крещения до политики наших дней. В типографии «НоваПринт» вышел фотоальбом «В глубь уходящие корни» В.Ф. Иванова о родословных жителей села Хасурта Хоринского района
Автор подробно описывает историю образования села крещеными бурятами и семейскими. Альбом интересен как попытка воссоздания иллюстрированной истории конкретного села и родов. Вместе с тем издание убедительно опровергает два устойчивых мифа, бытующих в Бурятии. Первый — восточные буряты никогда не принимали христианство.
Второй — староверы никогда не смешивались с аборигенным населением и со времен раскола являются наиболее этнически чистокровными русскими республики. Признание и осмысление этих фактов проливают свет как на глубинные процессы взаимодействия народов и культур, так и на возможные сиюминутные политические расклады.
Из буддистов в православные
«Село Ташелан (в Заиграевском районе. — Авт.) расположено при впадении горной речки Ташеланки в Ильку. Считается в нем 16 дворов и до 90 душ жителей, и все они из крещеных бурят, т.е. ясашные инородцы. Но странное дело! Из числа их есть четыре двора, 12 душ обоего пола, придерживающихся раскола. Ясашные ташеланцы брали себе жен из Куйтуна, Надеиной и Новой Бряни…» — сообщают «Иркутские епархиальные ведомости» от 1871 года.
Крещеные буряты составляли старообрядческое население также сел Унэгэтэй и Курба в Заиграевском районе, а в Хоринском — села Хасурта. «Большинство ясачных инородцев исповедывало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, назывались карымами».
В.Ф. Иванов приводит предание хасуртян: «А здесь уже жили карымы да братские крещеные люди. У них свадьбы игрались смешанные: русские брали буряток, буряты русских баб в жены, оттого и карымы образовались». Крещеных «приводили к оседлости» по реке Курбе, в урочищах Хасуртай, Унэгэтэй. Переход хори-бурят в православие принял настолько массовый характер, что в Хоринской Степной думе было создано особое родовое управление — Курбинское отдельное общество.
Правительство заманивало инородцев в лоно православной церкви освобождением от налогов, наделением дополнительным земельным участком, выделением денежной ссуды. Каждой бурятской семье, перешедшей в православие, выдавали по 127 рублей, строили избы. В архиве РБ хранится «Список обращённых к православию через Святое крещение из язычников в течение 1859 года при Градо Верхнеудинской Спасской церкви»: «Бурят Хоринского ведомства Хаоцайского рода Бадма Шашолаев ламской веры, а во Святом крещении наречён Петр. Крещён 1 мая священником Сергием Ручениковым».
Переход из буддизма в православие, очевидно, не был болезненным для вчерашних шаманистов.
Всего лишь в 1702 — 1704 годах делегация хори-бурят во главе с зайсанами с еще бурятскими, а не тибетскими именами Баданом Туракиным, Даскги Бодороевым и Очихаем Сардаевым ходила к Петру I, а сопровождала их шаманка Абжа-удаган.
Из православных в староверы
Следующим шагом неофитов был уже переход из лона РПЦ в старообрядчество. Это был смелый шаг, поскольку семейские были гонимыми властью ссыльными раскольниками. Государство и официальная церковь притесняли их, не разрешали молиться в своих храмах, а уже тем более совращать кого бы то ни было в свою веру.
В.Ф. Иванов нашел в архивах Иркутской области документы, относящиеся к 1838 — 1839 годам. Из документа «О ясашных, совращенных в раскол»: «…деревня Курбинская — раскольников 85 человек (примерно). В Кульском приходе Петр Миронов из Верхних Тальцов и Ксенофонт Мильгунов — вреднейшие из раскольников. Отец Мильгунова из бурят Хоринского ведомства был крещен в Мухоршибири. Дети Савин, Вера, Матрона и Ксенофонт. Он же, Ксенофонт, в 1826 году, согласившись убегом от родителей за себя взамуж девицу Варвару, дочь ясашного Андриана Вахрушева, совратил от православия.
К числу совращенных в раскол значатся семейства ясашных Ивана Мартынова, Семена Занадворова и Павла Бурдуковского. Деревня Хасуртай — раскольников до 90 человек. У Мартынова отец из бурят Хоринского ведомства. Семен Занадворов из бурят Батанайского рода, крещен на 22-м году от рождения около 1812 года. Павел Бурдуковский из бурят на 10-м году был крещен при воспитателе Миките Бурдуковском, женатом на раскольнице».
В 1844 — 1845 годах РПЦ попыталась привести хасуртян в свое лоно, но община проигнорировала «никонианцев». Старообрядцы-инородцы и старообрядцы-крестьяне входили в один религиозный толк беглопоповцев-часовенных. Они вместе молились, женились между собой, имели общее кладбище. Инородцы строили добротные дома, амбары, завозни и стайки. Женщины носили яркие семейские наряды, а мужчины — длинные рубахи-косоворотки.
По старообрядческим канонам обязательным было ношение бороды. Межбрачные союзы жителей Хасурты производились со старообрядцами из селений Мухор-Тала, Унэгэтэй, Новая Брянь, Нижние Тальцы, Ташелан, Новая Курба. Православные карымы привозили себе невест из сел с православным населением: Кульска, Карбаиновки, Санномыска, Верхних Тальцов, Старой Курбы, Унэгэтэя. Постепенно хори-буряты полностью обрусели как внутренне, так и внешне.
Не употребляли в пищу конское мясо, не допускали брачных связей, но сохранили приемы ведения хозяйства, одежду (курмушка, халат, доха, унты), использовали множество бурятских слов и диалектов, особенно в названии животных (куцан, иман, ерьгень, ланчак, ярка). Деление населения Хасурты на «ясашных» и «хрисьян» сохранялось до первых лет советской власти. В 1924 году был избран единый сельский совет и через двести лет совместной жизни произошло окончательное объединение жителей Хасурты, подводит итог В.Ф. Иванов.
В Бурятии множество субэтнических групп веками проживает вместе и между ними нет абсолютных барьеров. Большинство из местных в том или ином поколении имеет предков разных национальностей, а глобализация и урбанизация еще больше усиливают эти процессы. Сольются ли когда-нибудь буряты, русские, семейские и эвенки? Когда-то буряты и хамниганы жестоко враждовали между собой, но теперь это один народ.
Автор подробно описывает историю образования села крещеными бурятами и семейскими. Альбом интересен как попытка воссоздания иллюстрированной истории конкретного села и родов. Вместе с тем издание убедительно опровергает два устойчивых мифа, бытующих в Бурятии. Первый — восточные буряты никогда не принимали христианство.
Второй — староверы никогда не смешивались с аборигенным населением и со времен раскола являются наиболее этнически чистокровными русскими республики. Признание и осмысление этих фактов проливают свет как на глубинные процессы взаимодействия народов и культур, так и на возможные сиюминутные политические расклады.
Из буддистов в православные
«Село Ташелан (в Заиграевском районе. — Авт.) расположено при впадении горной речки Ташеланки в Ильку. Считается в нем 16 дворов и до 90 душ жителей, и все они из крещеных бурят, т.е. ясашные инородцы. Но странное дело! Из числа их есть четыре двора, 12 душ обоего пола, придерживающихся раскола. Ясашные ташеланцы брали себе жен из Куйтуна, Надеиной и Новой Бряни…» — сообщают «Иркутские епархиальные ведомости» от 1871 года.
Крещеные буряты составляли старообрядческое население также сел Унэгэтэй и Курба в Заиграевском районе, а в Хоринском — села Хасурта. «Большинство ясачных инородцев исповедывало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, назывались карымами».
В.Ф. Иванов приводит предание хасуртян: «А здесь уже жили карымы да братские крещеные люди. У них свадьбы игрались смешанные: русские брали буряток, буряты русских баб в жены, оттого и карымы образовались». Крещеных «приводили к оседлости» по реке Курбе, в урочищах Хасуртай, Унэгэтэй. Переход хори-бурят в православие принял настолько массовый характер, что в Хоринской Степной думе было создано особое родовое управление — Курбинское отдельное общество.
Правительство заманивало инородцев в лоно православной церкви освобождением от налогов, наделением дополнительным земельным участком, выделением денежной ссуды. Каждой бурятской семье, перешедшей в православие, выдавали по 127 рублей, строили избы. В архиве РБ хранится «Список обращённых к православию через Святое крещение из язычников в течение 1859 года при Градо Верхнеудинской Спасской церкви»: «Бурят Хоринского ведомства Хаоцайского рода Бадма Шашолаев ламской веры, а во Святом крещении наречён Петр. Крещён 1 мая священником Сергием Ручениковым».
Переход из буддизма в православие, очевидно, не был болезненным для вчерашних шаманистов.
Всего лишь в 1702 — 1704 годах делегация хори-бурят во главе с зайсанами с еще бурятскими, а не тибетскими именами Баданом Туракиным, Даскги Бодороевым и Очихаем Сардаевым ходила к Петру I, а сопровождала их шаманка Абжа-удаган.
Из православных в староверы
Следующим шагом неофитов был уже переход из лона РПЦ в старообрядчество. Это был смелый шаг, поскольку семейские были гонимыми властью ссыльными раскольниками. Государство и официальная церковь притесняли их, не разрешали молиться в своих храмах, а уже тем более совращать кого бы то ни было в свою веру.
В.Ф. Иванов нашел в архивах Иркутской области документы, относящиеся к 1838 — 1839 годам. Из документа «О ясашных, совращенных в раскол»: «…деревня Курбинская — раскольников 85 человек (примерно). В Кульском приходе Петр Миронов из Верхних Тальцов и Ксенофонт Мильгунов — вреднейшие из раскольников. Отец Мильгунова из бурят Хоринского ведомства был крещен в Мухоршибири. Дети Савин, Вера, Матрона и Ксенофонт. Он же, Ксенофонт, в 1826 году, согласившись убегом от родителей за себя взамуж девицу Варвару, дочь ясашного Андриана Вахрушева, совратил от православия.
К числу совращенных в раскол значатся семейства ясашных Ивана Мартынова, Семена Занадворова и Павла Бурдуковского. Деревня Хасуртай — раскольников до 90 человек. У Мартынова отец из бурят Хоринского ведомства. Семен Занадворов из бурят Батанайского рода, крещен на 22-м году от рождения около 1812 года. Павел Бурдуковский из бурят на 10-м году был крещен при воспитателе Миките Бурдуковском, женатом на раскольнице».
В 1844 — 1845 годах РПЦ попыталась привести хасуртян в свое лоно, но община проигнорировала «никонианцев». Старообрядцы-инородцы и старообрядцы-крестьяне входили в один религиозный толк беглопоповцев-часовенных. Они вместе молились, женились между собой, имели общее кладбище. Инородцы строили добротные дома, амбары, завозни и стайки. Женщины носили яркие семейские наряды, а мужчины — длинные рубахи-косоворотки.
По старообрядческим канонам обязательным было ношение бороды. Межбрачные союзы жителей Хасурты производились со старообрядцами из селений Мухор-Тала, Унэгэтэй, Новая Брянь, Нижние Тальцы, Ташелан, Новая Курба. Православные карымы привозили себе невест из сел с православным населением: Кульска, Карбаиновки, Санномыска, Верхних Тальцов, Старой Курбы, Унэгэтэя. Постепенно хори-буряты полностью обрусели как внутренне, так и внешне.
Не употребляли в пищу конское мясо, не допускали брачных связей, но сохранили приемы ведения хозяйства, одежду (курмушка, халат, доха, унты), использовали множество бурятских слов и диалектов, особенно в названии животных (куцан, иман, ерьгень, ланчак, ярка). Деление населения Хасурты на «ясашных» и «хрисьян» сохранялось до первых лет советской власти. В 1924 году был избран единый сельский совет и через двести лет совместной жизни произошло окончательное объединение жителей Хасурты, подводит итог В.Ф. Иванов.
В Бурятии множество субэтнических групп веками проживает вместе и между ними нет абсолютных барьеров. Большинство из местных в том или ином поколении имеет предков разных национальностей, а глобализация и урбанизация еще больше усиливают эти процессы. Сольются ли когда-нибудь буряты, русские, семейские и эвенки? Когда-то буряты и хамниганы жестоко враждовали между собой, но теперь это один народ.