Во время февральского визита в Бурятию министр культуры России Александр Авдеев назвал международный фестиваль музыки «Голос кочевников. Байкал/Бурятия» («Voice of Nomads. Baikal/Buryatia») в числе инновационных культурных проектов республики. До третьей встречи со зрителями, подготовка к которой идёт полным ходом, осталось несколько недель. Об идеологии, развитии, формате мероприятия, его участниках мы говорили с директором фестиваля Натальей Улановой.
«Без эстрадной мишуры»
Чтобы обновить информацию в памяти читателей, разговор по традиции начался с «а помнишь, как всё начиналось»: «Хотелось сделать фестиваль музыки, которой в Улан-Удэ фактически нет – не услышишь – фестиваль новой музыки». Предложение делать такой фестиваль поступило от недавно вступившего в должность министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова. Словом, инициатива поступила сверху, поддержка тоже.
Идеология феста сформировалась не сразу, говорит Наталья Уланова. Можно сказать, что формируется до сих пор. Первый «Голос» стал фестивалем этнической музыки, собрав большое количество фольклорных, аутентичных коллективов. Тут, по словам Натальи Улановой, «получалась путаница в терминах»: «Есть этно-музыка, есть world music (музыка народов мира, музыка мира). Кто-то говорит, что это одно и то же, кто-то эти понятия разделяет. Но всё-таки на первом фестивале очень много было, скажем так, фольклора». Из представителей world music были только ставшая уже звездой мировой музыки певица из Внутренней Монголии Урнаа Чахар-Тугчи и венгерский скрипач Золтан Лантос. Наталья вспомнила выступление Урнаа в Улан-Удэ: «Народ немножко, мне кажется, удивился, услышав её, – вроде бы и не протяжное пение, к которому все привыкли, что-то похожее, но совершенно новое».
Первый фестиваль, в общем, прошёл с успехом, при полных залах. И без эстрадной мишуры – выдержанный в этно-стиле, отметила Уланова. Чтобы сделать мероприятие интересным событием не только для монголоязычного мира, организаторы стали существенно расширять спектр участников. Так родилась концепция кочевой культуры. «Был такой учёный – Баир Дашибалов, – Наталья Уланова почтила светлую память недавно ушедшего от нас известного археолога. – Мы делали вместе фильм про гуннов – тоже кочевников… В конце фильма Баир сказал, что идея кочевничества сейчас очень актуальна в мире, потому что кочевничество, номады – символ движения, свободы, воли». Эту мысль Уланова стала развивать в контексте фестиваля. Слоган «Голоса» расширился и сегодня звучит как «пространство свободной музыки для свободных людей». Идея этнофутуризма, как взгляда на фольклор не через призму прошлого, а через призму будущего появилась в прошлом году. Сейчас в основе идеологии фестиваля лежат три ключевых понятия: развитие, движение и свобода. Вместе с тем, развивается и укрепляется его концепция.
Сплошь кочевники
«О том, что к нам приедет такой маститый коллектив, как «Хуун-Хуур-Ту», мы, честно говоря, даже и мечтать не могли», – заявила Уланова. Её виртуальное знакомство с продюсером группы Александром Чепарухиным привело к тому, что коллектив а, возможно, и сам легендарный «переносчик музыки», как назвал Чепарухина журналист Максим Семеляк, посетят Бурятию.
«Глыбу» Чепарухина тоже можно назвать кочевником. Он работает по всему миру. В России всё больше по регионам – делать что-либо в столице давно не представляется ему интересным. Сейчас занят подготовкой восьми фестивалей, которые организует, пишет туры в Европу, Китай и Марокко для «Хуун-Хуур-Ту», с которыми уже объездил весь мир. Если в дни фестиваля в Улан-Удэ будет в Москве, а не за границей, пообещал гуру промоушена, то обязательно прилетит.
К слову, на фестивале «Движение» в Перми в этом году в числе многих участников его арт-директор Александр Чепарухин заявил московско-улан-удэнский проект «Намгар» как звёзд world music. Наряду с известнейшими американскими, английскими, канадскими, испанскими, немецкими, французскими и другими коллективами «Намгар» сыграют во второй день феста. (В программе первого дня, кстати, значатся уже небезызвестные улан-удэнцам тувинцы Ят-Ха»). А вот на родной «Голос кочевников», говорит Уланова, «Намгар» не попадают уже в который раз из-за плотного гастрольно-фестивального графика. Там, имея в виду не Бурятию, воодушевлённо рассказывает Наталья, лидера нашего коллектива вокалистку Намгар Лхасаранову слушают буквально раскрыв рот. Конечно, ведь в России и за рубежом «Намгар» – экзотика, здесь их творчество – традиция.
Единственное ограничение
«Голос» по праву завоёвывает собственное место в культурном пространстве Бурятии, заявляет о себе России и миру – растёт, развивается, меняется. Очень интересно говорить с его директором о ставшем уже традиционным понятии формата чего бы то ни было. В конечном итоге, договорились мы до того, что самый желаемый формат «Голоса кочевников» – свобода, уход от различного рода ограничений. Не беспорядок, а намеренный уход, как часть замысла устроителей, призванного показать многообразие и разность культур.
Первый и второй фестивали наглядно продемонстрировали, однако, что одно ограничение всё-таки есть – это качество самой музыки. Уланова говорит о профессионализме. В том числе местных музыкантов (многие из которых хотят попасть на фестиваль): «Когда я смотрю на наших местных музыкантов-рокеров, возникает ощущение, что люди прикрываются словом «панк» (англ. punk – перен. разг. плохой, дрянной – Прим. авт.). Они не умеют ни играть толком, ни петь, у них туго с фантазией. Они называют себя «панком», выходят, орут как дикари из леса и считают, что так нужно».
А может, вы с министром?
За любым организованным событием стоит организатор. «Музыка для меня – одна большая страсть», – признаётся директор «Голоса кочевников». Вдруг вспомнилось почему-то, как мило шутил лидер «Brazzaville» Дэвид Браун со сцены Русдрама в зал на фестивале в прошлом году: «Natalia Ulanova from Ulan-Ude». Было видно тогда, как и сейчас, что фестиваль вдохновляет её. Её работа – её удовольствие. Достойное пожелание любому.
«Появляется в моей жизни человек, и с ним музыка, которую он слушает. Музыка у меня всегда ассоциировалась с конкретными людьми. Я как-то привыкла так, что узнаю музыку от людей… И подсела на это», – рассказывает Наташа. Она не консервативна в своих музыкальных пристрастиях, постоянно в движении в этом смысле, любит новое, слушает разную музыку. Сейчас в её плэй-листе, кроме участников «Голоса» в этом году, северные малийцы «Tamikrest». Наталья сожалеет о том, что поздно нашла на просторах Интернета молодых талантливых музыкантов – программа фестиваля этого лета уже сформирована, ждём ребят в 2012.
Врасплох Уланову застиг только один вопрос – кто будет вести фестиваль в этом году? Об этом, по её словам, получается думать в последнюю очередь. А зря. Увлекшись идеей свободы, организаторы решают было отказаться от ведущих вообще. Но зачем? Когда есть те, кто стоит за мероприятием. Это увлечённые своим делом люди, энтузиасты, которые уже, что называется, в теме, которым есть, что сказать. Им не обязательно писать текст и не стоит волноваться, потому что это они готовили событие. Очевидно, что Уланова и есть тот человек, который будет наиболее органично презентовать гостей фестиваля зрителям. И не надо называться ведущей, тамадой вечера или ещё как-нибудь. Ведь, в сущности, это сделает общение музыкантов со зрителями более интересным, понятным. А если вместе с Натальей на эксперимент решится министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, которого можно встретить на местном Арбате не в костюме и при галстуке, а в джинсах и кедах, проект только выиграет. Министр явно увлечён «Голосом», музыкой, культурой Бурятии, в конце концов. Уланова рассказывает о том, как искренне он участвует в подготовке феста. А его демократичность, открытость и чувство юмора прямо «поют» в пользу такого любопытного хода. Тем более что основная функция фестиваля – просветительская, не коммерческая. «Я хочу, чтобы люди поняли, что «Голос кочевников» – это новые имена, новая музыка, это возможность узнать что-то новое. Кто когда поедет в Норвегию, в Бельгию etc.», – сказала Наталья Уланова и обещала подумать над идеей самой представлять музыкантов публике.
«Без эстрадной мишуры»
Чтобы обновить информацию в памяти читателей, разговор по традиции начался с «а помнишь, как всё начиналось»: «Хотелось сделать фестиваль музыки, которой в Улан-Удэ фактически нет – не услышишь – фестиваль новой музыки». Предложение делать такой фестиваль поступило от недавно вступившего в должность министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова. Словом, инициатива поступила сверху, поддержка тоже.
Идеология феста сформировалась не сразу, говорит Наталья Уланова. Можно сказать, что формируется до сих пор. Первый «Голос» стал фестивалем этнической музыки, собрав большое количество фольклорных, аутентичных коллективов. Тут, по словам Натальи Улановой, «получалась путаница в терминах»: «Есть этно-музыка, есть world music (музыка народов мира, музыка мира). Кто-то говорит, что это одно и то же, кто-то эти понятия разделяет. Но всё-таки на первом фестивале очень много было, скажем так, фольклора». Из представителей world music были только ставшая уже звездой мировой музыки певица из Внутренней Монголии Урнаа Чахар-Тугчи и венгерский скрипач Золтан Лантос. Наталья вспомнила выступление Урнаа в Улан-Удэ: «Народ немножко, мне кажется, удивился, услышав её, – вроде бы и не протяжное пение, к которому все привыкли, что-то похожее, но совершенно новое».
Первый фестиваль, в общем, прошёл с успехом, при полных залах. И без эстрадной мишуры – выдержанный в этно-стиле, отметила Уланова. Чтобы сделать мероприятие интересным событием не только для монголоязычного мира, организаторы стали существенно расширять спектр участников. Так родилась концепция кочевой культуры. «Был такой учёный – Баир Дашибалов, – Наталья Уланова почтила светлую память недавно ушедшего от нас известного археолога. – Мы делали вместе фильм про гуннов – тоже кочевников… В конце фильма Баир сказал, что идея кочевничества сейчас очень актуальна в мире, потому что кочевничество, номады – символ движения, свободы, воли». Эту мысль Уланова стала развивать в контексте фестиваля. Слоган «Голоса» расширился и сегодня звучит как «пространство свободной музыки для свободных людей». Идея этнофутуризма, как взгляда на фольклор не через призму прошлого, а через призму будущего появилась в прошлом году. Сейчас в основе идеологии фестиваля лежат три ключевых понятия: развитие, движение и свобода. Вместе с тем, развивается и укрепляется его концепция.
Сплошь кочевники
«О том, что к нам приедет такой маститый коллектив, как «Хуун-Хуур-Ту», мы, честно говоря, даже и мечтать не могли», – заявила Уланова. Её виртуальное знакомство с продюсером группы Александром Чепарухиным привело к тому, что коллектив а, возможно, и сам легендарный «переносчик музыки», как назвал Чепарухина журналист Максим Семеляк, посетят Бурятию.
«Глыбу» Чепарухина тоже можно назвать кочевником. Он работает по всему миру. В России всё больше по регионам – делать что-либо в столице давно не представляется ему интересным. Сейчас занят подготовкой восьми фестивалей, которые организует, пишет туры в Европу, Китай и Марокко для «Хуун-Хуур-Ту», с которыми уже объездил весь мир. Если в дни фестиваля в Улан-Удэ будет в Москве, а не за границей, пообещал гуру промоушена, то обязательно прилетит.
К слову, на фестивале «Движение» в Перми в этом году в числе многих участников его арт-директор Александр Чепарухин заявил московско-улан-удэнский проект «Намгар» как звёзд world music. Наряду с известнейшими американскими, английскими, канадскими, испанскими, немецкими, французскими и другими коллективами «Намгар» сыграют во второй день феста. (В программе первого дня, кстати, значатся уже небезызвестные улан-удэнцам тувинцы Ят-Ха»). А вот на родной «Голос кочевников», говорит Уланова, «Намгар» не попадают уже в который раз из-за плотного гастрольно-фестивального графика. Там, имея в виду не Бурятию, воодушевлённо рассказывает Наталья, лидера нашего коллектива вокалистку Намгар Лхасаранову слушают буквально раскрыв рот. Конечно, ведь в России и за рубежом «Намгар» – экзотика, здесь их творчество – традиция.
Единственное ограничение
«Голос» по праву завоёвывает собственное место в культурном пространстве Бурятии, заявляет о себе России и миру – растёт, развивается, меняется. Очень интересно говорить с его директором о ставшем уже традиционным понятии формата чего бы то ни было. В конечном итоге, договорились мы до того, что самый желаемый формат «Голоса кочевников» – свобода, уход от различного рода ограничений. Не беспорядок, а намеренный уход, как часть замысла устроителей, призванного показать многообразие и разность культур.
Первый и второй фестивали наглядно продемонстрировали, однако, что одно ограничение всё-таки есть – это качество самой музыки. Уланова говорит о профессионализме. В том числе местных музыкантов (многие из которых хотят попасть на фестиваль): «Когда я смотрю на наших местных музыкантов-рокеров, возникает ощущение, что люди прикрываются словом «панк» (англ. punk – перен. разг. плохой, дрянной – Прим. авт.). Они не умеют ни играть толком, ни петь, у них туго с фантазией. Они называют себя «панком», выходят, орут как дикари из леса и считают, что так нужно».
А может, вы с министром?
За любым организованным событием стоит организатор. «Музыка для меня – одна большая страсть», – признаётся директор «Голоса кочевников». Вдруг вспомнилось почему-то, как мило шутил лидер «Brazzaville» Дэвид Браун со сцены Русдрама в зал на фестивале в прошлом году: «Natalia Ulanova from Ulan-Ude». Было видно тогда, как и сейчас, что фестиваль вдохновляет её. Её работа – её удовольствие. Достойное пожелание любому.
«Появляется в моей жизни человек, и с ним музыка, которую он слушает. Музыка у меня всегда ассоциировалась с конкретными людьми. Я как-то привыкла так, что узнаю музыку от людей… И подсела на это», – рассказывает Наташа. Она не консервативна в своих музыкальных пристрастиях, постоянно в движении в этом смысле, любит новое, слушает разную музыку. Сейчас в её плэй-листе, кроме участников «Голоса» в этом году, северные малийцы «Tamikrest». Наталья сожалеет о том, что поздно нашла на просторах Интернета молодых талантливых музыкантов – программа фестиваля этого лета уже сформирована, ждём ребят в 2012.
Врасплох Уланову застиг только один вопрос – кто будет вести фестиваль в этом году? Об этом, по её словам, получается думать в последнюю очередь. А зря. Увлекшись идеей свободы, организаторы решают было отказаться от ведущих вообще. Но зачем? Когда есть те, кто стоит за мероприятием. Это увлечённые своим делом люди, энтузиасты, которые уже, что называется, в теме, которым есть, что сказать. Им не обязательно писать текст и не стоит волноваться, потому что это они готовили событие. Очевидно, что Уланова и есть тот человек, который будет наиболее органично презентовать гостей фестиваля зрителям. И не надо называться ведущей, тамадой вечера или ещё как-нибудь. Ведь, в сущности, это сделает общение музыкантов со зрителями более интересным, понятным. А если вместе с Натальей на эксперимент решится министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, которого можно встретить на местном Арбате не в костюме и при галстуке, а в джинсах и кедах, проект только выиграет. Министр явно увлечён «Голосом», музыкой, культурой Бурятии, в конце концов. Уланова рассказывает о том, как искренне он участвует в подготовке феста. А его демократичность, открытость и чувство юмора прямо «поют» в пользу такого любопытного хода. Тем более что основная функция фестиваля – просветительская, не коммерческая. «Я хочу, чтобы люди поняли, что «Голос кочевников» – это новые имена, новая музыка, это возможность узнать что-то новое. Кто когда поедет в Норвегию, в Бельгию etc.», – сказала Наталья Уланова и обещала подумать над идеей самой представлять музыкантов публике.