Когда человек впервые появился на Байкале? Несмотря на то что самые древние стоянки по побережью озера датируются 20–25 тысячами лет, учёные считают, что человек пришёл сюда не менее 300–400 тысяч лет назад, в среднем палеолите. Не все загадки озера могут быть разгаданы сейчас. Может быть, под его водами скрываются ещё более древние находки. И кто знает, может быть, когда-нибудь потомки найдут именно здесь ещё более древние следы человека. О сибирских «мадоннах», китойцах и глазковцах рассказал на лекции Воскресного гуманитарного университета Центра независимых социальных исследований и гуманитарного фонда «Байкал. Третье тысячелетие» археолог, научный сотрудник лаборатории палеоэкологии и эволюции человека исторического факультета ИГУ Тагир Абдулов.
Озёрный гомо эректус
Байкал всё время развивается, «дышит», и эта его бурная жизнь сильно осложняет работу археологов. Самые древние стоянки по побережью Байкала сохранились в северной его части, возраст их 20–25 тысяч лет. Печально, но более древние объекты, вероятнее всего, оказались под водой, на глубине 50 и более метров. Однако отдельные находки на Ольхоне, взятые в так называемом «подъёмном» состоянии, то есть с поверхности земли, позволяют говорить о том, что человек здесь жил уже в среднем палеолите – около 300–400 лет тому назад.
Историю человека на Байкале нельзя отрывать от истории человечества в целом, считает учёный. Сейчас наука рассматривает две гипотезы, откуда произошёл человек. «Есть две точки, так скажем, не появления человека, а «очеловечивания» человека», – говорит Тагир Абдулов. Одни считают, что прародина человечества – Восточная и Юго-Восточная Африка. Это зона Великих африканских озёр, там большие тектонические разломы возрастом 8–5 млн. лет. Считается, что вулканическая деятельность при извержении вызвала повышенный радиоактивный фон, спровоцировав длинную цепочку мутаций. И древние человекообразные обезьяны превратились в конечном итоге в человека. По второй версии, очагов появления человека было два – африканский и азиатский. Работы генетиков в последнее время добавили очков на чашу «африканской» версии. Оказывается, все популяционные группы населения земного шара имеют корни на «чёрном континенте». В Африке и памятников нижнего палеолита намного больше, здесь в изобилии найдены останки гомо габилис (человека умелого) и его первые орудия. Это обычная галька, сколотая в нескольких местах, с заострённым краем, чтобы можно было снять шкуру с животного. В азиатской части и Индии таких стоянок значительно меньше. Сторонники «азиатской» теории просят только времени: они считают, что поднимут и в Азии более древние находки. Тогда можно будет с уверенностью говорить о двух очагах возникновения человечества. И чем Байкал не то место, где мог бы появиться второй очаг? Ведь возраст тектонических разломов в районе озера соотносим с возрастом африканских. Но это только предположения журналистов, учёные такие «жёлтые» версии появления человека на Байкале не высказывают.
Неотсталая Сибирь
№ 2 из 3 Сотни находок в районе парка Парижской коммуны в Иркутске только добавили загадок в историю древних глазковцевПока следы жизнедеятельности человека, жившего 300–400 тысяч лет назад на Байкале находят только в «подъёмном» состоянии, самыми древними стоянками для Прибайкалья остаются стоянки 20–25 тысяч лет, то есть верхний палеолит. Стоит сказать, что до 1928 года, когда легендарный антрополог Михаил Герасимов открыл около села Мальта на реке Белой стоянку древних людей, европейские учёные вообще весьма скептично относились к гипотезам о существовании какой-либо продвинутой палеолитической культуры в Сибири. Следом за Мальтой была открыта стоянка Буреть, позже археологи начали находить одну за другой стоянки по Лене, Ангаре. Но Мальта оказалась первой интереснейшей палеолитической стоянкой для нашей страны. Материал с неё произвёл настоящий фурор в научном мире, поскольку по своему совершенству, по предметам искусства эта стоянка ничем не отличалась от стоянок Франции этого же периода. Раньше от европейских учёных, особенно работавших в Сибири, приходилось слышать примерно такие фразы: «Сибирь – это отсталый край. Даже в палеолитическое время здесь жили отсталые виды. А вот Франция, Франция это – очаг цивилизации». С трудом, с неохотой, но европейцам пришлось от таких представлений отказаться. Потому что материал Мальты оказался если не богаче известных к тому времени европейских стоянок, то уж точно не уступал им. В Западной Европе на тот момент было обнаружено несколько палеолитических выкладок жилищ, а на Мальте в одном месте – сразу одиннадцать. Михаилу Герасимову удалось установить, что выкладки эти – подпорные элементы костяной основы жилища. Массивные кости и бивни мамонта, носорога ставились на попа и, чтобы придать им устойчивость, обкладывались камнями, а потом всё это закрывали шкурами. Бивни вполне могли служить каркасом, потому что в длину они достигали 2-3 м.
Но главное – на Мальте были найдены «палеолитические мадонны» – фигурки с гипертрофированным проявлением женских черт. Когда была вскрыта основная площадь стоянки, там оказалось столько фигурок, что они и сейчас составляют половину мирового запаса «палеолитических мадонн». Западноевропейские учёные сначала даже предположили, что это фальсификация. Но когда на Мальте побывали несколько научных комиссий, проверивших, в каких стратиграфических условиях «мадонны» располагались, вопрос был закрыт. Позже похожие вещи были найдены и в европейской части России, на Дону в Костёнках нашли большое количество палеолитических стоянок, теперь известных на весь мир. Тема «отсталости» палеолита России была закрыта. Мальта настолько поразила воображение учёных, что отдельные находки с этой стоянки стали предметами самостоятельных исследований. Пластину с нанесёнными на неё группами точек доктор исторических наук Виталий Ларичев, к примеру, считает древними астрономическими таблицами.
Политика и память
В эпоху неолита, или нового каменного века, в Прибайкалье существовали ещё более удивительные культуры. Учёные до сих пор не могут понять, что представляли из себя загадочные китойцы. Эта культура древних людей, которые засыпали костяки и могилы кроваво-красной охрой, появляется на территории Прибайкалья внезапно, не имея связи с мезолитическим материалом. Известно, что это были монголоиды. А ведь на Мальте было обнаружено несколько фрагментов мальчика, по которым можно судить о его расовой принадлежности. И он не был монголо-идом, он был европеоидом. Значит, 23–25 тысяч лет тому назад здесь жили европеоиды. Никто точно не знает, когда же людей с европейскими лицами у нас сменила иная раса. Но те костяки, которые имеют возраст семь тысяч лет, были уже монголоидами, причём центрально-азиатского происхождения.
В неолите здесь появилась первая керамика, в это время люди научились искусно резать, пилить и шлифовать камень. Среди предметов этой эпохи на территории Прибайкалья найдены удивительные сложносоставные рыболовные крючки. Одна часть каменная, другая костяная. Всё это стыковалось и связывалось жилками, сыромятными ремешками. Крючки были разные – от 2 до 15 см с ушками для привязывания лески и острия крючка. Принцип действия как у современной мормышки. Центровка была нарушена, стерженёк «играл», изображая больную, раненую рыбку. С такими крючками, видимо, вели и подлёдный лов, и с лодок, и с нависающих деревьев. А ещё в это время у людей всё более и более растет любовь к красоте. В погребениях находят «ложки», украшенные головками лосей, выполненными с потрясающим изяществом.
Первыми людьми, которые на нашей территории стали использовать бронзу, были так называемые глазковцы. Эта культура, по современным представлениям, была распространена как за Байкалом, по долине Селенги, так и у нас, по Верхней Лене и Ангаре до самого устья. Время её существования – от 5 до 3,5-3 тысяч лет назад. Глазковской она была названа потому, что впервые её артефакты были найдены в Глазковском предместье Иркутска. Первые погребения обнаружились, когда стали строить железную дорогу. По подсчётам учёных, при строительстве было нарушено и уничтожено около сотни погребений. Глазковские погребения отличались тем, что головой погребённые всегда были ориентированы вниз по течению, у них был специфический набор украшений, предметов охоты, рыболовства. Сами костяки, как и у китойцев, обильно посыпаны охрой.
Сейчас считается, что глазковцы ведут своё происхождение из Забайкалья, из тех районов, которые граничат с районами Великой Степи, располагавшейся от Манчьжурии вплоть до Карпат. Однако ряд учёных, в том числе и Алексей Окладников, считали, что это была местная культура, вышедшая непосредственно из тех неолитических культур, которые существовали на территории Прибайкалья. Академик полагал, что китойцы как раз и были прародителями глазковцев, хотя более поздние исследования показали, что разрыв между китойцами и глазковцами составляет порядка трёх тысяч лет.
– Очень часто мне приходилось сталкиваться с таким вопросом, как происхождение бурят, – заметил Тагир Абдулов. – Люди считают, что они здесь живут испокон веков, что Мальта, Буреть – это достижение их предков. Надо сказать, что буряты на этой территории появились достаточно поздно. Все народы здесь, начиная с китойцев, – монголоиды. Поэтому когда говорят, что буряты здесь давно, то мы можем сказать: как расовое проявление, да, мы фиксируем это на уровне семи тысяч лет. Но кроме антропологических, нужно учитывать и языковые, культурные данные. А эти данные показывают, что протобуряты здесь появились 1–1,1 тысячи лет тому назад.
Дело в том, что на территории Прибайкалья встречаются памятники, которые и по материальной культуре, и по языку принадлежат тюркам. Есть три находки отдельных фрагментов тюркских рун.
Протобуряты вытеснили с этой территории тюрков, а сами в процессе ассимиляции с остатками курыкан, тунгусов к приходу русских в начале 17 века превратились в бурят. Тюрки, которых здесь принято называть «курыканами», по распространённой, но не единственной гипотезе, ушли по Лене и стали прародителями современных якут. Якуты, кстати, в это очень верят.
– Я много работал на Верхней Лене в районе Шишкино, Макарово, и в конце 80-х – начале 90-х годов нам часто приходилось встречать якутов, которые специально приезжали сюда, чтобы совершить путь своих предков по Лене где пешком, где на плотах, – говорит Тагир Абдулов. – У них есть предания, что когда-то они жили в южных краях. Предания эти фиксировались ещё в 19 веке.
На гербе Якутии сейчас рисунок воина на коне с Шишкинских скал. И знаменитую сцену с плывущими лодками на Шишкино якуты интерпретируют как сплав предков вниз по Лене. Правда, некоторые учёные в этом склонны всё же видеть символику погребального обряда, а не путевые заметки курыкан. Впрочем, якутам, как и бурятам, всё равно. У всех своя политика. И своя память.