Вчера в филармонии Самары выступила тувинская группа «Хуун-Хуур-Ту» - один из наиболее известных в мире этнических музыкальных коллективов всего постсоветского пространства. Горловое пение и традиционные тувинские инструменты оказались востребованы и самарской публикой. В зале практически не было свободных мест.
«Хуун-Хуур-Ту» - знаковый коллектив для настоящей, а не псевдофолк-музыки народов России. Еще в начале 1990-х музыканты группы отправились на гастроли в США, где произвели неизгладимое впечатление тувинским фольклором как на американскую публику, так и на музыкантов, таких как, например, Фрэнк Заппа. С тех пор тувинская музыка и горловое пение стали проверенным музыкальным брендом для любителей world music. Например, «Хуун-Хуур-Ту» выступали на легендарном фестивале «BBC Live Music».
По большому счету широкая популярность к тувинской группе на родине приходит только сейчас, вслед за мировой славой практически беспрерывно гастролирующего по Европе и США коллектива. В Самару «Хуун-Хуур-Ту» приехали во второй раз. Если на прошлом концерте в филармонии было занято примерно две трети мест, то на нынешнем концерте свободных мест практически не было, а громкость оваций порой превосходила реакцию публики на рок-концертах.
В начале выступления музыканты попросили сделать на сцене поменьше света, потому как от тепла софитов могут пострадать их сделанные из натуральных материалов по старинным технологиям народные инструменты, названия которых запомнить не так-то легко. Наиболее известным и популярным ныне у любителей этнической музыки является металлический язычковый хомус (у славянских народов более распространено название «варган»). Впрочем, в нескольких песнях квартета прозвучала и классическая шестиструнная гитара, но после эпохи «The Beatles» этот инструмент, пожалуй, тоже можно считать народным практически в любой точке земного шара.
Все песни музыканты предваряли объяснениями об их смысле и происхождении. О чем поют тувинцы? Практически о том же, о чем и все остальные. О том, что четверо друзей могут устоять против сорока врагов, потому что у них общий дух. О своих конях, на которых они убегают от дурных людей с запада на восток. И, конечно, о любви. В тувинской музыке есть отдельный жанр – сырыт. Это песни человека, переполненного восторгом от красоты женщины и окружающей природы. Такой силы восторгом, что певец поет не слова, а звуки. Были песни о родине и о семье: хорошо когда дома тебя ждет уже горячий обед, потому как жена услышала, что ты едешь домой на лошади, играя на хомусе…
Тувинское горловое пение хоректээр потрясает своей мощью. Один исполнитель во время него одновременно извлекает две или даже три ноты. Как объяснили музыканты, низкая разновидность горлового пения – это разговор с горами. Певец исполняет свои произведения горам, а они подпевают ему эхом. Впрочем, музыканты «Хуун-Хуур-Ту» не только пели и музицировали, но и имитировали голоса птиц и шум ветра, привнося в модерновые интерьеры Самарской филармонии дух разнообразной тувинской природы – гор, степей и могучего Енисея.