Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 21 ноября 2024 г.

В центре "Эрмитаж-Казань" открылась выставка "Кочевники Евразии на пути к империи"

В центре "Эрмитаж-Казань" открылась выставка "Кочевники Евразии на пути к империи"Вчера в центре "Эрмитаж-Казань" открылась выставка "Кочевники Евразии на пути к империи". В экспозиции - 2190 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, охватывающих период от начала I тысячелетия до образования Великой Монгольской империи в XIII веке. Куратор выставки - Константин Чугунов, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.

Ряд предметов экспонируется впервые. Это, например, находки из могильника Аймырлыг (Тува, 1960 - 1970-е годы) и Кичмалка (Центрально-Кавказская археологическая экспедиция Эрмитажа, 2010 год). А открывается выставка экспозицией, посвященной культуре скифского времени, где соседствуют самые ранние памятники Европы и Центральной Азии. Обилие роскошных золотых изделий из "царских" могил дополняется реконструкцией погребальных костюмов из единственного непотревоженного памятника подобного ранга, исследованного в начале XXI века, - кургана Аржан-2. Оттуда же и плиты с наскальными рисунками - чрезвычайно редко выставляемые в музеях примеры искусства кочевников. Секира из Келермеса, изготовленная в VII в. до н.э., - один из шедевров собрания Эрмитажа - демонстрирует ранний этап контактов скифов и ближневосточных государств. 

В следующем разделе памятники кочевников Приуралья соседствуют с экспонатами Сибирской коллекции Петра I. Здесь же уникальные изделия пазырыкской культуры Алтая. Выполненные из дерева, войлока и кожи, они сохранились в ледяных линзах, образовавшихся в глубоких могилах. Не меньший интерес вызывают находки в хуннуских курганах Ноин-Улы рубежа нашей эры, привезенные из Монголии экспедицией П. К. Козлова в 1920-х годах. Европейские памятники представлены изделиями сарматов, сменивших скифов в причерноморских степях. Ярчайший комплекс этого времени - украшения из богатейшего захоронения женщины-жрицы в кургане Хохлач.

Эпоха Великого переселения народов (середина I тысячелетия н. э.) открывает новую страницу истории кочевых племен Евразии. Золотые изделия в полихромном зверином стиле, бронзовые котлы особой формы, оружие и украшения конной сбруи представляют культуру европейских гуннов. На Востоке в это время на историческую арену выходят тюркские племена - предки многих современных народов. Они переходят от привычного кочевания к жизни в городах, воспринимая, с одной стороны, все достижения культуры оседлых земледельцев, с другой - сохраняя специфические черты культуры номадов (от гр. nomades - кочевники). Каменные скульптуры воинов, оружие, поясная гарнитура, снаряжения коней и другие предметы материальной культуры, происходящие из разных мест Средней и Центральной Азии, свидетельствуют о распространении тюркского влияния на огромной территории. 

Древности Хазарского каганата из раскопок городища Саркел на Нижнем Дону показывают разноплановость культуры и полиэтничность его населения. К этому же времени относится и Перещепинский клад - золотые и серебряные украшения, посуда, богато декорированное оружие из погребения болгарского хана Кубрата в Поднепровье.

На рубеже I и II тысячелетий в предгорьях Тянь-Шаня сложилось государство Караханидов. Распространение ислама в караханидском обществе обусловило развитие пышной орнаментики в прикладном искусстве, о чем свидетельствуют искусные изделия керамистов, медников и стеклодувов.
В средние века южнорусские степи были заселены кочевниками, не составлявшими единой этнополитической общности. Половцы, печенеги, торки, берендеи, черные клобуки даже внешне не всегда походили друг на друга. Одним из лучших образцов монументального искусства данного периода является представленная на выставке так называемая "половецкая баба" (женская скульптура из песчаника). Она была найдена И.В. Аничковым в 1896 году в Туркестане. 

Фигура представлена в богатом одеянии: длинный расшитый кафтан, шаровары, короткие сапожки, на спине пряжка в виде банта. На правом боку висит круглое зеркало. На голове - сложный убор с орнаментированными полями и высокой тульей, по бокам которого - "рога" с косой насечкой (полукольца, нашитые на войлочные валики). В ушах - серьги, на шее - гривна. Наличие отверстий в изваянии очень редко наблюдается на половецкой скульптуре. Возможно, они создавались с целью достижения звуковых эффектов при прохождении воздуха через каналы при сильных степных ветрах.

Любопытно, что половецкие изваяния называют "каменными бабами", даже если изображают мужчину. Они воздвигались отдельно от могилы на возвышенностях или вершинах древних курганов и посвящались умершим предкам-героям. Статуи служили для жертвоприношения... 

Завершает выставку раздел, посвященный Великому Монгольскому государству - империи, созданной Чингисханом и объединившей, хоть и на короткий срок, огромные территории Евразии. Материалы из раскопок первой столицы этого государства Каракорума, а также из других городских центров монголов, исследованных в пределах нынешней территории России, впервые представлены на выставке.

Фото Александра Герасимова

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта