Поиск наскальных рисунков и изображений на стелах древних курганов — хобби, которому автор этих строк посвящает большую часть свободного времени. Данные о наиболее интересных находках передаются ученым, которые потом решают, как им со всем этим поступить. Может быть, спустя какое-то время эти артефакты будут всесторонне изучены и опубликованы в научных статьях. И тогда, возможно, их смогут увидеть и профессиональные исследователи, и простые любители истории. Но ключевое слово здесь как раз “возможно”. Читатели же “Хакасии” могут познакомиться с памятниками наскального искусства, пока что мало знакомыми даже узкому кругу специалистов, уже сегодня.
Традиция наносить рисунки на выходы скальных пород и каменные конструкции могильных курганов — одна из характерных для народов, населявших территорию Хакасско-Минусинской котловины (ХМК) в глубокой древности. Изучение этих необычных изображений началось в начале XVIII века. Причем изначально исследователей привлекли именно рисунки, “врезанные” в курганные стелы.
Дело в том, что ученых, впервые попавших на эту землю, сразу поразил здешний пейзаж: бесчисленные, обставленные по периметру массивными каменными плитами курганы скифской эпохи, отдельно стоящие изваяния эпохи бронзы, чаа-тасы раннего средневековья — все это создавало весьма специфический и даже мистический настрой. Первые исследователи истории Хакасии увидели таинственные рисунки, странные знаки, геометрические фигуры. Все это, включая сами камни, тщательно зарисовывалось в полевые дневники. Позже такие изображения стали копировать и фотографировать. Этим занимались практически все исследователи нашего региона.
Тем не менее, большая часть ценнейшей информации, собранной ими за более чем двухсотлетнюю историю изучения этого вида памятников, увы, остается недоступной для широкого круга ценителей. Отчеты археологов, копии и фотографии изображений с древних каменных плит до сих пор лежат где-то в переполненных пыльных архивах. Между тем огромного количества стел, изваяний и менгиров, в том числе тех, которые в разное время зарисовывались, копировались и фотографировались учеными, сейчас уже попросту не существует.
В XIX и XX веках древние камни с рисунками активно использовали для строительных нужд, ломали при распашке целины. Много их осталось на дне водохранилищ. Что-то, конечно, удалось спасти. Наиболее ценные курганные камни и изваяния пополнили коллекции музеев Минусинска, Абакана, Красноярска, Москвы и Санкт-Петербурга. Интересные каменные плиты составляют экспозицию под открытым небом в муниципальном музее аала Полтаков в Аскизском районе республики. Но это, безусловно, мизер по сравнению с тем, что было. И все же остаются еще в древней хакасской степи, в ее межгорных котловинах не уничтоженные вандалами камни, хранящие на себе следы забытой культуры канувших в лету народов. Некоторые из них необходимо переисследовать, другие — совершенно незнакомые ученым — только еще предстоит изучить и ввести в научный оборот. Один из таких неизвестных науке памятников я представляю вашему вниманию.
Стела с выбитыми на ней рисунками, установленная на кургане тагарской ахеологической культуры (I тысячелетие до нашей эры), была найдена в 2011 году в Боградском районе Хакасии. Высота — два метра, материал — красный девонский песчаник. Точное местонахождение памятника, фотографии переданы заведующему сектором археологии
ХакНИИЯЛИ Юрию Есину и известному ученому-петроглифисту из КемГУ, президенту Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Елене Миклашевич. Изучение находки запланировано на следующий год.
Курган, на одной из простеночных стел которого обнаружено данное “панно”, был сооружен на сарагашенском этапе тагарской культуры (V — IV века до н.э.). Однако сами рисунки — более поздние по времени — созданы представителями тесинской археологической культуры.
Сергей АМЕЛИН
СПРАВКА “ХАКАСИИ”. C конца III века до нашей эры и до середины III века нашей эры в ХМК существовало полиэтническое объединение, образовавшееся в результате смешения позднетагарских и пришлых центральноазиатских племен (с территории Алтая и Тувы). Археология именует население указанного времени тесинской культурой и определяет ее как начальный этап генезиса хакасского народа.
К настоящему времени в Хакасско-Минусинской котловине выявлен целый пласт наскальных изображений тесинского времени — Большая и Малая Боярские писаницы, некоторые писаницы на горах Куня, Оглахты, Суханиха и другие памятники, схожие по сюжетам, образам, стилю. На них представлены батальные сцены, многофигурные композиции, где изображены люди и звери, предметы утвари. Целая серия тесинских рисунков выявлена на плитах тагарских и собственно тесинских курганов. Многие композиции указанного времени были идентифицированы исследователями по наличию в них “спиралей” и “лабиринтов” — изображений, носящих сакральный характер. Характерным признаком тесинской изобразительной традиции также служат рисунки людей в “рогатых” головных уборах (существует также мнение, что на самом деле древние художники изображали не только головные уборы, но и детали прически — косы и косички по типу современных “дредов”).
Кроме тесинских рисунков на других стелах этого же кургана были выявлены и изображения эпохи раннего средневековья.