Не секрет, что прошлый год оказался для России де факто годом экологии. Ведь именно в 2013 году на повестку дня наиболее остро встал целый ряд экономических проектов, способных нанести непоправимый вред природе. Это — и добыча никеля на Хопре, и пресловутый арктический шельф, и застройка Химкинского леса, и, конечно же, проект газопровода через Укок — уникальное горное плато на Алтае. Традиционно не остались в стороне от экологических проблем и российские музыканты. Так, в 2013 году группа «Рада и Терновник» выступила с новой концертной программой, посвящённой как раз проблемам Укока.
Укок, уникальная природная территория на юге Алтая, считается священной не только у алтайцев, традиционно исповедующих шаманизм, но и у буддистов Монголии и Китая. Поэтому не удивительно, что за проект по защите этой территории от посягательств Газпрома взялась самая шаманская группа российского андеграунда — «Рада и Терновник», к которой также присоединились алтайский кайчи Ногон Шумаров, фотохудожник Игорь Хайтман и солистка группы «Волга» Анжела Манукян. Причём методы, которыми они стали действовать, не имели ничего общего с традиционными методами экологов-активистов (лозунги, пикеты, информационные компании). Это было скорей что-то из области мистики. Вот, что сказала об этом сама Рада Анчевская: «Мы будем усиливать энергию плато, мы будем дарить этой земле свою музыку, осуществлять Подношение Звуком». Именно так, и никак иначе.
Под знаменем Укока родилась новая концертная программа группы, прошёл ряд концертов, по итогам которых записан одноимённый студийный альбом. Можно долго спорить о том, как одно связано с другим, но в результате проект газопровода всё же был изменён, Укок оставили в покое. Опять же, вот слова Рады Анчевской: «Как этому помогла наша музыка — не знаю. Но знаю, что мы вложили очень много энергии в эти звуки, мы не просто пели наши песни, не просто так Ногон Шумаров вплетал в наши композиции слова из алтайского эпоса и благопожелания, кричал чайкой и рычал медведем. Мы записали альбом УКОК и я ощутила, что что-то сдвинулось в пространстве... Ритм и голос, раскаты гонга и эмоциональные взрывы — я постоянно болела, болела вся группа. А потом мы выздоровели — тогда, когда выздоровела эта земля».
Ну что же, отвлечёмся от экологической тематики и попробуем понять, что за музыка родилась в результате столь необычного проекта.
Вставив диск в CD-проигрыватель и нажав кнопку «Play», мы слышим раскаты голоса Ногона Шумарова под нарастающие звуки «тарелок», после чего вступает основной состав группы. Упругое тягучее звучание ритм-секции, монотонно пульсирующее, как шаманский бубен, и тёмное, как ночное небо над Укоком, создаёт своеобразную энергетическую основу, холст, на котором контрастными холодными цветами рисуют картины по-хардовому звучащая гитара Владимира Анчевского и фирменный вокал Рады, высокий, временами уходящий чуть ли не в ультразвук, но в то же время очень мягкий. Горловое пение Ногона Шумарова, звучащее откуда-то, словно из противоположного измерения, но при этом невероятно созвучное тому, что делает Рада, дополняет общую картину мазками цвета пламени костра, горящего где-то посреди алтайской долины. В конечном итоге сочетание всех этих контрастных элементов создаёт особое звуковое пространство, вибрирующее, затягивающее, наполненное яркой образностью откуда-то из тех времён, когда люди ещё не разучились ощущать энергию природных стихий и взаимодействовать с ними. Это ощущение так или иначе сопровождает вас в течение всего альбома, достигая максимума в финальной четырнадцатиминутной композиции «Этническая», построенной по большей части из вокализов и импровизаций.
Альбом не допускает половинчатости. Его невозможно слушать «краем уха». Практически с первой же композиции вас с головой уводит в транс, требующий полного погружения. Либо так, либо можно считать, что вы этот альбом не слышали. Также стоит отметить, что данный альбом, целиком и полностью записанный в студии, очень точно передаёт ту энергетику, которая наполняла зал на одноимённых концертах, что в принципе удаётся достаточно редко. Можно привести огромное множество примеров, когда концертная программа, весьма ярко звучавшая на сцене, в студийной записи теряет изрядную часть той самой сценической энергетики и становится банально скучной. В данном же случае коллективу удалось передать всё один-в-один, так что после прослушивания альбома остаётся ощущение, как будто вы только что вышли с концерта «Рады и Терновника».
Группа уже не раз доказывала, что способна с каждой своей концертной программой заставить звучать по-новому уже достаточно устойчиво сложившийся репертуар, и каждый новый альбом только подтверждает это. Однако на этот раз коллективу, похоже, удалось выявить новый скрытый потенциал всё в тех же знакомых композициях, воплотившийся в альбом и концертную программу «Укок» и получивший дальнейшее нешуточное развитие в новой программе «Бегущая с волками», в которой группа, по сути, вышла на новый сценический уровень, и по отношению к которой понятие «действо» оказывается более приемлемым, чем термин «концертная программа». Словом, направление, заданное «Укоком», открыло для «Рады и Терновника» непроторённую дорогу к чему-то гораздо большему.