Когда-то здесь находилась первая администрация города Кызыл, а населённый пункт называли воротами в Туву. Село Верхнеусинское находится в двухстах километрах от столицы региона. Тувинцев здесь 25% от общего числа населения. Местные власти сегодня уделяют огромное внимание укреплению связей с Республикой Тыва и возрождают народные традиции. Празднование Шагаа на территории юга края с тувинскими традициями и обрядами еще крепче сплотит соседей.
ВЕРА ЛАПШАКОВА, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Наверное, самое главное в праздновании Шагаа - то, что этот праздник работал на объединение межнациональное, мы никогда не ставили для себя задачу разделить национальное общество на русских и тувинцев».
Шагаа здесь отмечают уже шестой раз, в этом году впервые приехали буддийские ламы из Кызыла. В местном клубе Камбы-Лама Республики Тыва встретился с жителями села, где рассказал о сути праздника, как правильно к нему готовиться и каким будет этот год.
ЛОПСАН ЧАМЗЫ, КАМБЫ-ЛАМА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "По астрологическим прогнозам считается для молодых очень хороший, для младенцев еще лучше. В этом году рождаемость очень много будет. Еще кто большой пост занимает не очень хороший год считается. И для пожилых не очень хороший год будет".
ТЮЛЮШ САЙЛЫК, ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ВЕРХНЕУСИНСКОЕ: "На сегодня он очень востребован молодёжью, которая нуждается в основах традициий, обычаев, культуре, чтобы они знали, откуда их корни. Откуда этот праздник пришёл и почему он отмечается".
С восходом солнца на горе, недалеко от села Верхнеусинское ламы Тывы провели главный обряд Сан-салыр, поклонение огню. В нем участвуют только мужчины.
— Когда люди вешают кадаки, они вкладывают юрел, благопожелания от всего сердца, и всё это фиксируется.
Салдыс Чулдум, помощник камбы-ламы, говорит - этот обряд на верхнеусинской земле проводят впервые, он самый главный во встрече нового года. В костер бросают кусочки лакомой пищи и сладости, жгут пахучий можжевельник — артыш.
САЛДЫС ЧУЛДУМ, ПОМОЩНИК КАМБЫ-ЛАМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Можно сказать, проводят старый год со всеми негативными последствиями, всё мы оставляем в прошлом году, встречаем новый год с новыми надеждами, с новым позитивом".
Пока горит костер, буддийские ламы читают сутры, обращаются к высшим силам за милосердием, чтобы новый год был благополучным для всех людей.
РОДИОН СААЯ, ЖИТЕЛЬ СЕЛА ЧААХОЛЬ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Чтобы у людей был всегда высокий дух, светлые мысли, желания счастья всем живым существам, не только тем, кто присутствует здесь".
На следующий день для гостей и жителей села местные коллективы, и Центр тувинской культуры приготовили праздничный концерт с песнями и танцами. Провели мастер-классы по национальным играм. Так республика намерена помочь этническим тувинцам вернуться к истокам родной культуры, приобщиться к традиционным верованиям коренного населения Тувы.
Ольга Максюшина, Енисей
ВЕРА ЛАПШАКОВА, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Наверное, самое главное в праздновании Шагаа - то, что этот праздник работал на объединение межнациональное, мы никогда не ставили для себя задачу разделить национальное общество на русских и тувинцев».
Шагаа здесь отмечают уже шестой раз, в этом году впервые приехали буддийские ламы из Кызыла. В местном клубе Камбы-Лама Республики Тыва встретился с жителями села, где рассказал о сути праздника, как правильно к нему готовиться и каким будет этот год.
ЛОПСАН ЧАМЗЫ, КАМБЫ-ЛАМА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "По астрологическим прогнозам считается для молодых очень хороший, для младенцев еще лучше. В этом году рождаемость очень много будет. Еще кто большой пост занимает не очень хороший год считается. И для пожилых не очень хороший год будет".
ТЮЛЮШ САЙЛЫК, ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ВЕРХНЕУСИНСКОЕ: "На сегодня он очень востребован молодёжью, которая нуждается в основах традициий, обычаев, культуре, чтобы они знали, откуда их корни. Откуда этот праздник пришёл и почему он отмечается".
С восходом солнца на горе, недалеко от села Верхнеусинское ламы Тывы провели главный обряд Сан-салыр, поклонение огню. В нем участвуют только мужчины.
— Когда люди вешают кадаки, они вкладывают юрел, благопожелания от всего сердца, и всё это фиксируется.
Салдыс Чулдум, помощник камбы-ламы, говорит - этот обряд на верхнеусинской земле проводят впервые, он самый главный во встрече нового года. В костер бросают кусочки лакомой пищи и сладости, жгут пахучий можжевельник — артыш.
САЛДЫС ЧУЛДУМ, ПОМОЩНИК КАМБЫ-ЛАМЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Можно сказать, проводят старый год со всеми негативными последствиями, всё мы оставляем в прошлом году, встречаем новый год с новыми надеждами, с новым позитивом".
Пока горит костер, буддийские ламы читают сутры, обращаются к высшим силам за милосердием, чтобы новый год был благополучным для всех людей.
РОДИОН СААЯ, ЖИТЕЛЬ СЕЛА ЧААХОЛЬ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: "Чтобы у людей был всегда высокий дух, светлые мысли, желания счастья всем живым существам, не только тем, кто присутствует здесь".
На следующий день для гостей и жителей села местные коллективы, и Центр тувинской культуры приготовили праздничный концерт с песнями и танцами. Провели мастер-классы по национальным играм. Так республика намерена помочь этническим тувинцам вернуться к истокам родной культуры, приобщиться к традиционным верованиям коренного населения Тувы.
Ольга Максюшина, Енисей