Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 декабря 2024 г.

Вышел в свет спецвыпуск журнала «Вестник БГУ» — «Гуманитарные исследования Внутренней Азии», посвященный вопросам тэнгриантства

Абаев Н. В., Гармаева Т. И.

Вышел в свет спецвыпуск журнала «Вестник БГУ» — «Гуманитарные исследования Внутренней Азии», посвященный вопросам тэнгриантстваОчередной выпуск журнала «Гуманитарные исследования Внутренней Азии» посвящен важным и актуальным вопросам изучения Евразийской цивилизации, составной частью которой в культурно-историческом и цивилизационно-геополитическом отношении принадлежит Россия, вобравшая в себя множество духовно-культурных и этноконфессиональных традиций народов Востока и Запада. Известно, что особенно заметную роль в формировании России как великой Евразийской державы сыграли славянские и тюрко-монгольские  народы, в течение многих веков вступавшие в интенсивное взаимодействие с ираноязычными и финно-угорскими этносами и этническими группами, а также с культурно-религиозными традициями Китая,  Индии, Тибета и других стран Северо-Восточной, Юго-Восточной, Центральной и   Внутренней Азии, Ближнего Востока и восточной Европы.
При этом исключительно важную роль в становлении и развитии Евразийской цивилизации сыграло тэнгрианство, первоначально зародившееся как национальная религия кочевнических (номадических) тюрко-монгольских народов Внутренней и  Центральной Азии и заложившее духовно-культурные и цивилизационные основы практически всей  центральной части Евразии как особого культурно-исторического суперрегиона. Дальнейшему развитию этой метаэтнической цивилизационно-культурной общности способствовали контакты и взаимодействие тэнгрианства со многими другими евразийскими религиозно-философскими учениями и этноконфессиональными традициями – Северным буддизмом Махаяны, древнеиранским зороастризмом и митраизмом, тибетской религией Бон, китайским даосизмом и т.д.
В настоящее время отечественное тэнгриведение представляет собой  вполне сложившееся, самостоятельное направление историко-культурологических и религиеведческих исследований,  которое имеет уже значительный потенциал для дальнейшего изучения роли тэнгрианства в истории и культуре народов  Востока и Запада, его влияния на этносоциальные процессы, в частности на цивилизационную геополитику и процессы этнокультурогенеза не только тюрко-монгольских, но и многих других народов Евразии. В данном издании представлены некоторые из работ современных тэнгриведов, непосредственно затрагивающие эти проблемные вопросы. 
Так, интерес для дальнейшего более углубленного исследования философско-методологически вопросов тэнгриведения представляет статья А.И. Котожекова о философии Тэнгри как основы методологии познания, статьи Абаева Н.В., Гармаевой Т.И., Аверьянова Б. А. о правомерности использования  термина «шаманизм» при изучении тэнгрианской национальной и народной религии тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии, а  также о влиянии тэнгрианства, митраизма, зороастризма и тибетской религии Бон на этноконфессиональные традиции тюрко-монгольских народов Евразии, в частности – бурят-монголов.
Определенное методологическое значение имеет также статья Фельдмана В.Р. и Абаева Н.В. о феномене теократии, его сущности и социально-политических основаниях. Казахский ученый-тэнгривед Аманжол Б. представил интересную статью о тэнгрианской музыке. Большой интерес в связи с вопросами взаимодействия западно-евразийских этноконфессиональных и духовно-культурных традиций, в особенности - митраизма и древнеегипетского Солнечного культа Ра, с древнеболгарской религией Тангара, вызывает также статья болгарского тэнгриведа Спаса Маврова о Солнечном танграистском обряде, который совершали солнцепоклонники «колобры» (колобары).
Автор отмечает, что в болгарско-колобарской символике Солнце рассматривается как «сын ТангРА», а все звезды являются «сыновьями  Центрального Солнца, так называемого АмонРа – проявленного   ТангРА», как и в древнейшей египетской сакральной символике, в которой Бог Солнца тоже называетя АмонРа. По мнению С.Маврова, «ТангРА – это универсальный Животворящий     принцип Вселенной, из чего следует, что АмонРа является, соответственно, животворящим  принципом его планетной системы».
 
От редколлегии:
Н.В.Абаев, зав. лаб. цивилизационной геополитики ИВА БГУ, д.и.н., Почетный доктор буддийской философии, Почетный профессор ТувГУ,
Т. И. Гармаева, зав. лаб. межкультурных коммуникаций ИВА БГУ, Ph.D.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта