Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 21 ноября 2024 г.

Этносоциальная ситуация и проблемы адаптации тувинских студентов в городе Новосибирске: экспертное мнение

Этносоциальная ситуация и проблемы адаптации тувинских студентов в городе Новосибирске: экспертное мнениеВ последние годы наблюдается особое внимание к проблематике национальной политики со стороны органов власти. Стремление повысить качество регулирования этой сферы общественной жизни не может не радовать экспертное сообщество, которое сходится во мнении, что игнорирование национального вопроса всегда чревато серьезными негативными последствиями. В качестве важнейшего механизма реализации этой политики обозначается организация мониторинговых исследований межнациональных отношений. Так, Федеральным агентством по делам национальностей была разработана система мониторинга состояния межэтнических и межконфессиональных отношений. Ее главной задачей является сбор и анализ данных, преимущество с сети интернет, позволяющих оперативно оценивать и реагировать на возникновение конфликтных ситуаций. 
 
Вместе с тем для эффективного управления сферой межэтнических отношений должен существовать и социокультурный мониторинг. Характерной его особенностью является то, что объектом регулирования здесь являются не просто межнациональные отношения, а этносоциальные процессы, носителями которых выступают межэтнические сообщества. Система показателей данного мониторинга предполагает конкретный учет социокультурных характеристик локального сообщества. Поскольку у каждого региона есть своя культурная специфика, выражающаяся в особенностях социально-экономического развития, этнической структуры, интенсивности миграционных процессов. В этом направлении работает исследовательский коллектив под руководством Юрия Попкова, реализуя проект «Социокультурный мониторинг межэтнического сообщества: построение системы показателей и апробация в деятельности органов муниципального управления города Новосибирска» (грант Российского гуманитарного научного фонда №16-03-00144). 
 
В рамках проекта проводится обширная работа по сбору эмпирического материала. В частности, организуются проведение интервью с разными группами экспертов, включая специалистов,  культурных учреждений города, работающих с этническими сообществами. В качестве одного из таких респондентов выступил руководитель центра поддержки культурных инициатив молодёжи Новосибирской областной юношеской библиотеки, председатель Совета молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области, вице-президент НРОО «Гильдии молодых библиотекарей» Михаил Костин. Нас заинтересовал, прежде всего, его экспертный взгляд с двух позиций. С одной стороны, он плотно занимается непосредственной работой с активными гражданами города,в том числе и с тувинским землячеством, с другой стороны, является представителем общественного совета приминистерстве культуры Новосибирской области. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о проблемах межэтнических  отношений, в том числе, о том, в каких инструментах нуждаютсяорганы власти для управления ситуацией в городе. 
 
– Михаил, как вы оцениваете текущую межэтническую ситуацию в городе?
 
–  Если судить в целом по тому, какая информация ко мне доходит через работу с партнерами, личное общение, то она в последнее время особо не поменялась. Продолжает оставаться стабильно спокойной. Единственное, на что следует обратить внимание, – это большая волна, когда началась миграция беженцев с Украины. Данный вопрос в городе встал остро с известного момента. А так я больших изменений не заметил.
 
– По каким признакам вы лично определяете, ухудшается или улучшается ситуация в межэтнических отношениях?
 
–  С одной стороны, это общий информационный фон. Но у нас больше обсуждают культуру: то Тангейзер, то директора филармонии уволили. Культуру обсуждают больше, чем межнациональные отношения. С другой стороны, такой источник информации не надежен. Это нужно понимать. Как говорится, черти в тихом омуте водятся. Когда ничего не слышно, то это не значит, что все хорошо. Обострение ситуации может быть непродолжительным, но с далеко идущими последствиями. Этносоциальные процессы – довольно тонкая материя. Исследователи, которые профессионально занимаются их анализом, прогнозированием, могут это подтвердить.
 
Примером может послужить ситуация в Чечне, где на рубеже 1980-х – 1990-х годов общество за несколько лет от устойчивого мира перешло в состояние гражданского противостояния на национальной почве. Кардинальное изменение ориентиров произошло за очень короткий период. От традиций многонационального единства Чеченское общество перешло к взаимной межнациональной розни. Казалось бы, как так? Люди, которые там жили в 70-е, 80-е годы, свидетельствуют, что с точки зрения информационного фона в межнациональных отношениях все было нормально. И вот в течение небольшого промежутка времени в Чечне разразился конфликт, в результате которого русские люди были вынуждены просто бежать оттуда.
 
–Вы считаете, можно спрогнозировать межэтнический конфликт?
 
– Мы сейчас с вами можем говорить, что все хорошо, но в любой момент может появиться политическая сила, Этносоциальная ситуация и проблемы адаптации тувинских студентов в городе Новосибирске: экспертное мнениекоторая начнет эксплуатировать национальный вопрос, «кидать спички туда, где уже давно разлит мазут» – и в итоге может запросто полыхнуть. Если не вкладывать в национальный вопрос усилия, не пытаться создать благоприятные условия, то потом это может стать проблемой. Я думаю, что помогая каждой национальности поддерживать свою самобытность, поддерживая полноценное разнообразие культурных моделей, когда каждая национальная группа чувствует себя комфортно – мы закладываем прочный фундамент общественнойстабильности.
 
– Что главным образом порождает напряженность в межэтнических отношениях в Новосибирске в настоящее время?
 
– Анклавизация. Хотя эта специфика присуща не только Новосибирску. Это очевидный очаг напряженности. Если ты живешь в состоянии анклава среди своих земляков,в лоне своей языковой и национальной культуры, то, каким образом ты можешь привыкнуть к российской среде, принять ее? Если человек приехал на месяц, два, даже на год – в этом еще нет ничего страшного. А если на пятнадцать лет, то это уже большая проблема. По возможности было бы хорошо распределять трудовых мигрантов по разным  районам, чтобы они в одном месте не концентрировались. Это создаст благоприятный фон для принимающей стороны, и им будет проще адаптироваться. Или, по крайней мере, нужно целенаправленно создавать позитивный культурно-информационный фон в тех районах, где тенденция формирования «национальных анклавов» уже обозначилась.
 
– Как вы считаете, что важно знать представителям органов власти для эффективного регулирования межэтнических отношений? Ведь очевидно, что проблемы анклавизации, и не только они, при их решении нуждаются в активном участии со стороны государства.
 
– Во-первых, это конкретная численность представителей этнических групп, которые проживают на территории города, области. Хотя бы по предварительным оценкам. Во-вторых, сколько из них имеют официальную регистрацию и каков уровень их владения русским языком. Нужно знать, может ли человек общаться на бытовым, профессиональном уровнях. Если есть диаспора, то, сколько людей активно принимают участие в ее деятельности. Ведь диаспора существует не в воздухе, а в виде конкретных дел, встреч, событий. И вот здесь уже становится возможным понять: насколько диаспора представляет интересы своей национальной группы. Важно, чтобы интересы диаспоры совпадали с интересами этнической группы. Опасная ситуация, когда значительная часть людей, существенная по численности, остается вне ее деятельности. В этой «слепой зоне» может происходить все, что угодно. 
 
Также нужно понимать, чем диаспора занимается в содержательном плане: какая у нее повестка дня. Это культурно-массовые мероприятия или правозащитная деятельность? Может быть, ее члены предлагают реализовать проекты на региональном уровне, чтобы создать комфортные условия для жизнедеятельности людей.  Диаспора для властей – это первый союзник. Это очень ценный институт, так как имлучше знать, что нужно сделать по вопросам сохранения культуры, языка, а также в вопросах правовой защиты их национальной группы. Если человек чувствует себя незащищенным в силу того, что он принадлежит к какой-то национальной группе – это самая опасная ситуация.Человек может быть незащищён не только с правовой точки зрения, а в целом с точки зрения социализации. Ведь людям нужно много времени и сил потратить на то, чтобы сформировать вокруг себя комфортную среду из друзей, знакомых, единомышленников. Это сложный процесс. Когда в качестве основной причины трудностей адаптации на новом месте люди склонны видеть свою принадлежность к определённой национальности – жди беды. Такого восприятия нельзя допускать. Необходимо своевременно решать вопросы правовой защиты и социальной адаптации различных национальных групп, например среди трудовых мигрантов. 
 
– Существуют ли, на Ваш взгляд, скрытые от общественности проблемные зоны межэтнических отношений в городе?
 
– Да. Мы, например, столкнулись с  проблемой социализации студентов из национальных республик коренных народов Сибири. Эта проблема более специализированная, узкая, о ней почти не говорят. Хотя мне кажется, это острая проблема. Национальные республики страдают от того, что у них происходит отток кадров в более крупные российские города. В свою очередь, мегаполисы не готовы всерьёз думать об этом, ведь это не их проблема. Конечно, данным вопросом нужно заниматься. Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы Новосибирск  как третий по величине город в стране, крупнейшая агломерация, не впитывал бесконечно в себя все самое лучшее, что есть в Сибири, а обеспечивал обратный приток специалистов в регионы. Эту миграцию, связанную с урбанистическим эффектом(чем крупнее город, тем он привлекательнее для людей) нужно уметь контролировать. Иначе под угрозой становится сбалансированное развитие Сибирского федерального округа как единого целого. 
 
– Я знаю, что вы сотрудничаете с тувинским студенческим землячеством, а также с тувинским Молодежно-студенческим обществом «Идегел». Скажите, пожалуйста, есть ли особенность адаптации в мегаполисе у тувинских студентов? 
 
– Мне повезло в жизни: я работал с замечательными интересными людьми, с которыми мы сделали много хороших дел. В целом же от тувинских студентов как от этнической группы у меня также сложилось определенное впечатление. Первая черта, которая их объединяет – этоопределенная замкнутость и закрытость в плане социальной активности. Она касается как девушек, так и молодых людей. В среднем тувинцу, который приехал в Новосибирск, довольно сложно собрать вокруг себя широкий круг людей, стать лидером. Люди в целом более закрытые для публичного общения.  
 
– Как вы считаете, чем это вызвано? 
 
Эта скромность исходит из национального менталитета. Я считаю, что это во многом связано с традиционным укладом тувинского общества, когда каждый выполняет свою функцию, заложенную традицией. Для этого нужно вдумчиво, аккуратно выполнять свои задачи и необязательно бежать впереди паровоза и завоевывать себе какие-то победные позиции. В современном мегаполисе требования к человеку совершенно другие. Он должен продемонстрировать себя, занять место под солнцем, прорваться с боем. Тувинским ребятам действительно сложно.
Это с одной стороны минус, а с другой – плюс. Легче организовать работу землячествам, потому что за лидером легче идут. У русской молодежи обратная ситуация: лидеров много и каждый тянет одеяло на себя. Чтобы в Новосибирске в русской молодежной среде объединить вокруг себя людей, нужно очень постараться. Мегаполис продуцирует большое количество лидеров. То, что они через одного ведут своих соратников не туда, куда стоило бы – это другой разговор, но у многих амбиции большие. 
 
Вторая общая черта тувинской молодежи, это то, что в целом ребята очень нравственные, неиспорченные. У них довольно надёжная и ценностная основа, и это сильная сторона тувинцев. В свою очередь в Новосибирске нет проблем с лидерами, но, к сожалению, у многих из них в голове все перемешано. Это люди, которые готовы повести за собой, свернуть горы, но при этом с точки зрения культурных, нравственных ценностейесть серьезные упущения. С ними нужно активно работать, помогать в формировании позитивных и устойчивых нравственных ориентиров. Для Новосибирска я предложил бы такую стратегию успеха: формируйте ценности у готовых лидеров, а для Тувы иначе: формируйте лидеров, потому что с ценностями у вас к счастью пока все в порядке.
 
– И последний вопрос. Что может выступать в качестве площадок для собраний и мероприятий для обсуждения и решения проблем этнических групп?
 
– Библиотеки. Перед нами как перед учреждениями культуры регулярно ставятся вопросы национальной политики. Все областные, большинство городских и сельских библиотек проводят огромную работу по межкультурному взаимодействию.
 
– Как часто? 
 
– В год минимум два-три раза эта тема всплывает по разным каналам, а многие библиотеки ведут в этом направлении постоянную многолетнюю работу. Где-то партнеры на нас выходят, где-то министерство культуры, но чаще сами библиотеки инициируют мероприятия в этой сфере. Иными словами, библиотеки за любое движение, которое призвано развивать местное сообщество и межэтнические отношения, для библиотек это очень важная тема.
Фото Михаила Костина

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта