В издательстве
Бурятского государственного университета опубликован очередной спецвыпуск
журнала «Гуманитарные исследования Внутренней Азии» (Вестник БГУ. - Выпуск 1/2017.-Улан-Удэ,
116 с.), посвященный роли тэнгрианства и Северного буддизма Экаяны («Единой
Колесницы») в этнокультурогенезе тюрко-монгольских народов Внутренней и
Северо-Восточной Азии, а также проблемам взаимодействия тантрического буддизма ваджраяны и махаяны с
тэнгрианской религией Вечного Синего Неба и влияния тэнгрианско-буддийской
цивилизации на этнокультурные и этноконфессиональные традиции Саяно-Алтая,
Транс-Саянии и Циркум-Байкалии.
Статья Л.Л.Абаевой
посвящена динамике развития традиционной религиозной культуры народов
Внутренней Азии в добуддийский период проблеме трансформации идентичности и
формированию культурной идентичности монгольских народов в условиях
полиэтнического и поликонфессионального пространства. В статье также
анализируется образ Учителя в земледельческих и кочевых культурах.
Рассматриваются аспекты педагогического образования с учетом этнических
особенностей каждой культуры.
В статье М.И. Зильбермана «К наименованиям изначального Единого бога и его
проявлений» выявляются также архаические истоки
наиболее ранних предмонотеистических представлений об «изначальном Едином Боге»
в различных религиозно-мифологических и духовно-культурных традициях народов
Евразии в контексте их этногенетических связей и взаимодействия. Автор отмечает,
что представления об извечном
существовании Единого и единственного Бога,
зародилось ещё на заре человечества. Так, уже
в палеолите (в мустье) существовала вера в две его ипостаси (мать-отец),
каждая из которых, при необходимости, проявляла себя либо как Великая мать
(возраст «палеолитической Венеры», обнаруженной в Марокко, - 500-300 тыс.
лет.), либо как бог-отец, - как естественная "супружеская" пара,
перманентно созидающая жизнь.
Статья Лебедева Р. В. «Интерпретация
некоторых сакральных топонимов Саяно-Алтая в свете этногонических
тюрко-монгольских мифов»
посвящена некоторым географическим номинациям («эндемическим» топонимам, гидронимам,
и другим «эндемикам» - аборигенным географическим
названиям) в предполагаемых центрах этногенеза тюрко-монголов. Эти
центры трактуются автором
как «геокультурное пространство», в
котором топонимы-знаки являются
носителями
смысла и воплощением значений
тэнгри-камского (тэнгрианского) архаического
знания.
В работе показано, что объединяющим этногонические мифы
тюрко-монголов стал саяно-алтайский эндемик – «Хем//Кем», отражающий в себе
первичный анропоним - Кемер, распространившийся на этноним – киммерийцы
(прото-тюрко-монголы) и на гидроним – Улуг-Хем, а также входящий в состав
теонимов и религиозных понятий связанных с тэнгрианским мировоззрением
(«Кем//Кам» и «кемпірқосақ»).
Анализ древних,
основных и общих для тюрко-монголов этногонических
мифов: об Эргунэ-Хун//Эргенеконе, о потопе и о Лебеде-Прародителе; интерпретация
топонимов, гидронимов, эндемиков, этнонимов Саяно-Алтая, а также прочтение
текста «геокультурного пространства» бассейна реки Ку//Лебедь на Севере Алтая
говорит о древности и общности тюрко-монгольских этносов, единстве их
исторического развития, целостности мировоззренческих тэнгри-камских
представлений в рамках единого сакрального центра Саяно-Алтайской горной
системы.
Статья Мархановой
Т.Ф. посвящена религиозной политике суйских императоров по отношению к
сложившейся системе трех учений. Рассматривается история становления
синкретической идеологии. Автор анализирует роль конфуцианства, даосизма и
буддизма в период формирования централизованного государства в Китае при
династии Суй. Показана нетривиальная ситуация мировоззренческого синкретизма
(между тремя учениями), который не приводил к личному когнитивному диссонансу у
представителей многих слоев населения, но, наоборот, позволил выработать
довольно взвешенную, сбалансированную, религиозную политику по отношению к
традиционным китайским конфессиям и учениям, вместе с тем, четко проводя
политическую линию на доминирование конфуцианства в сфере государственной
идеологии.
Т. А. Бакчиев в статье «Интерпретация
некоторых символов в эпосе Манас» отмечает, что одним из важных предметов исследования в
эпосоведении являются символы присутствующие в эпосах, которые тысячелетиями
сопровождали народы и стали частью их традиционного мировоззрения. В
манасоведении эта проблема до сих пор остается почти не тронутой. Конечно же
для рассмотрения данной проблемы требуется изучить научно-теоретические подходы
других исследователей. И в этом отношении автор признается, что работая над
данной статьей он опирается лишь на текст эпоса "Манаса” и самостоятельно
пытается интерпретировать некоторые в нем присутствующие символы. Таким
образом, автор имеет цель оценить актуальность данной проблемы, как
существующую в настоящее время в манасоведении. Автор статьи считает, что
символы присутствующие в эпосе "Манас”, являются национальным кодом, которые
требуют глубокого изучения, ибо через них можно более шире понять и оценить их
значение.
В статье Абаева
Н.В. «Чань-буддизм и ваджраяна в боевых
искусствах» рассматривается вопрос об общности
философско-методологических и психотехнических принципов чань (дзэн)-буддизма и
тантрического буддизма ваджраяны в эзотерической традиции дзогчэн, оказавших
влияние на методы психофизической тренировки и психической саморегуляции в
традиционных искусствах боевого единоборства народов Внутренней и Северо-Восточной
Азии. В частности, автор анализирует
религиозно-философские основы бурят-монгольской Школы единоборства Шонын-баша в
связи с историко-культурными процессами синтеза и взаимодействия национальной
религии бурят и монголов тэнгрианства («религия Вечного Синего Неба») и
Северного буддизма Экаяны («Единая Колесница»), как интегрального единства
философии и практики Ваджраяны (Тантра) и Махаяны. В результате этого
взаимодействия и синтеза, как справедливо отмечает автор, в эпоху Чингис-Хаана
сложилась специфическая тэнгрианско-буддийская цивилизация народов Внутренней
Азии, в которую вошли как буряты, монголы, калмыки и другие монголоязычные
народы, так и тюркоязычные тувинцы.
В
статье Аюшеева Норбу, Хамбо-Ламы Окинского Дацана Республики Бурятия - «Сойоты
Бурятии в духовной цивилизации саянидов Внутренней Азии», анализируется роль коренных и малочисленных
этносов, в частности сойотов Бурятии, в истории и культуре автохтонных
тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, в формировании их этно-экологических
традиций и экологической культуры, а также ландшафтной экономики.
Рассматривается также роль тэнгрианства в духовной культуре тюрко-монгольских
народов Внутренней Азии, а также вопросы формирования этнокультурной общности,
называемой «саянидами», их этнические связи с другими этносами Саяно-Алтая и
Транс-Саянии.
В данном выпуске журнала опубликованы этнографические заметки тувинского
Цорчже Ламы Романа Лудупа (Сундуй - Башкы) «Эрдзин – земля Кесер Чаңгыс-Хаана”, посвященные тэнгрианско-буддийским
традициям и обрядам, связанным с почитанием Гэсэра и культом Священных гор,
и его переводы некоторых
призываний-мантр, используемых в обрядах Огненного подношения горным духам. В этом спецвыпуске начата также публикация
«Этимологического словаря тэнгрианских терминов бурят-монголов» Абаева Н.В., и
опубликована рецензия
Гармаевой Т.И. и Абаева Н.В. на издание
«Этимологического словаря бурятского языка» А.Л. Ангархаева (Улан-Удэ, ПАО
«Республиканская типография», 2016. – 312 с. (том I:
А - М).