Производство четырёх документальных фильмов из цикла «Тюрки России» о жителях Башкортостана, Татарстана, Тувы и Хакасии закончено на киностудии «Мир». Посетители портала Русского географического общества смогут увидеть их первыми. Фильмы расскажут, что общего у венгерского курултая и татарского сабантуя, почему почти в каждой башкирской семье есть долгожители и что означает для потомка тюрков выражение «его волк воет»…
«…И спас волк воинов, и дал им силу свою и новое имя. И поклонились ему воины, и пошли в походы, и многие народы покорили они, и всех нарекали тем именем. И прошло время, и исчезли великие воины. Но сохранилось имя: и поныне те народы зовутся тюркскими».
С этой легенды начинается каждый из четырёх рассказов о потомках храбрых кочевников, живущих на территории современных Тувы, Хакасии, Башкортостана и Татарстана. Две съёмочные группы побывали летом 2010 года во всех этих регионах, чтобы через традиции и обычаи живущих там людей попытаться проследить историю тюркских народов. Их целью было выяснить, где и какие традиции и обычаи сохранились с тюркских времен в чистом виде, а какие изменились под влиянием новых социальных условий жизни.
Участники съёмок встретились со множеством интересных людей. В фильмах можно увидеть и первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, и Ильгизара Мардеева – пилота легендарной команды гонщиков «Камаз-мастер», и одного из первых ветеринарных врачей Тувы – Тамару Чашооловну Норбу, и Роберта Юлдашева – известного башкирского кураиста.
Герои фильмов – известные учёные и шаманы, музыканты и просто обычные люди, сохраняющие традиции своих предков и секреты национальных ремёсел. Разные лица и разные судьбы, но всех их неуловимо сближает что-то общее. Может быть, сила духа и выносливость – качества, доставшиеся им в наследство от предков, без которых те не смогли бы выжить в степи.
А ещё все они совершенно по-особенному относятся к лошадям.
Ильгизар Мардеев на съёмках фильма сел в седло впервые за 10 лет, но как же трудно в это поверить! Так управлять лошадью могут только те, чьи предки рождались и умирали в седле. В своей повседневной жизни он имеет дело совсем с другими «лошадями»: под капотом его машины их целых 800.
Ильгизар – пилот легендарной команды гонщиков «Камаз-мастер». Вес каждой машины в команде – 9,5 тонны, а до скорости 100 км/час она разгоняется за 10-15 секунд, в зависимости от дороги. Точнее – от бездорожья, ведь именно для таких гонок специально собираются эти грузовики. В боевой машине Ильгизар с 1997 года, в кресле пилота – с 2002-го. За плечами – много побед в различных ралли, самая дорогая – серебро в «Дакаре» 2007 года. Про таких, как он, тюрки говорили «его волк воет», что значит «успех сопутствует ему во всём».
«Тот, кто чтит свой язык, помнит обычаи и традиции своего народа и не забывает о корнях, тот обретёт душевный покой в естественном ходе вещей», – гласит хакасская мудрость. К сожалению, хакасами себя считают всего 11% жителей республики. Самобытная культура, которой больше 1000 лет, оказалась на грани исчезновения. Поэтому сегодня в республике так много говорят о национальном возрождении.
Съёмочная группа искала именно тех, кто помнит. В Хакасии она побывала в национальном драматическом театре, где играет Нина Саражакова Баинова – чистокровная хакаска, выросшая в глухом селе посреди тайги. Знания актрисы – бесценный дар потомкам. Она помнит множество народных сказок и легенд, которые слышала ещё от своих бабушек.
Подобные кадры неоценимы для тех, кто интересуется этнографией, историей и народными традициями. Они также дают возможность сравнить аналогичные обряды в разных регионах, найти общие черты и отличия. Например, в фильме «Башкиры» тоже есть рассказ про традиционную свадьбу, её снимали в деревне Саитбаба.
Башкирия – поистине уникальный регион с точки зрения сохранности традиций. Здесь ещё умеют варить старинное лакомство – жвачку из бересты и помнят секреты приготовления национального напитка, дарящего долголетие, – кумыса. А ещё в Башкирии дожило до наших дней бортничество. Последних в России специалистов по сбору дикого мёда можно найти только здесь. Бортники являются своеобразными проводниками в прошлое: их снаряжение не изменялось со времён прадедов. Кожаный ремень – кирэм, деревянная подставка для ног, батман под мёд, нож, гнилушки для окуривания пчёл – это всё, что необходимо для их работы. Дикий мёд нельзя качать общеизвестным способом: в дупле нет рамки, поэтому он перемешивается с воском и пыльцой. Вкус очень насыщенный, с дымным ароматом. Попробовать уникальный мёд в России можно только в одном месте – в Башкирии, в заповеднике Шульган-Таш.
Много внимания в фильмах уделено народным ремёслам, таким как изготовление музыкальных инструментов – хакасского хомуса или татарских гуслей и удивительным удивительными секретам предков.
…По старинной хакасской легенде, у матери тюрков – белой волчицы, жившей в Саянских горах, было 133 сына. Днём они были людьми, а по ночам превращались в волков. Дети должны были вырасти благородными воинами и защищать родную землю. Но враги узнали, что у волчицы подрастает армия, и напали на них. Тогда, чтобы защитить своё потомство, она превратила детей-волчат в бусинки и, отдав воле ветра, разбросала по свету. Там, где упала бусинка, появился тюркский народ.
Справка
Согласно результатам переписи 2002 года в Республике Башкортостан тюркские народы составляют 57% населения, в Кабардино-Балкарской Республике – 11,6%, в Карачаево-Черкесской Республике – 42% (карачаевцы и ногайцы), в Дагестане – 20,50% (азербайджанцы, кумыки и ногайцы), в Республике Алтай – 40%, в Якутии – 47% , в Татарстане – 55%, в Туве – 77%, в Хакасии – 12% и в Чувашии – 70% населения.
Истоки настоящего и даже будущего таятся в недрах прошлого, а ведь древние тюрки – предки многих народов России. Сегодня соседство и взаимное проникновение двух мощных этнических массивов, славянского и тюркского, – это один из основных этнографических процессов в современной Евразии. Поэтому знания двух культур друг о друге взаимно обогащают их и способствуют взаимопониманию.
Съёмочная группа побывала в Венгерской деревне Бугац, на курултае тюркских народов. Целых три дня здесь разговаривают на всех диалектах тюркского языка и можно воочию убедиться, насколько схожи культуры разных стран. Курултай очень похож на татарский сабантуй, который не уступает ему по размаху и веселью. Во многих тюркских языках есть выражение «головой коснуться неба», что означает высшую степень радости.
Согласно тюркским верованиям, три божественные силы – небо, земля и человек появились одновременно, и божественность последнего заключается в том, что он ногами стоит на земле, а головой достаёт до неба. Моментом высшей радости на венгерском курултае стал древний тюркский обряд братания, в котором участвовали представители практически всех тюркских стран. Эти кадры вошли сразу в несколько фильмов.
За время сбора информации о хакасском и тувинском народах творческая группа беседовала с учёными, специализирующимися на тюркских народах. В подготовке материалов принимали участие заведующий отделом Севера и Сибири ИЭА РАН Дмитрий Функ, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований при правительстве Республики Тува и ведущий научный сотрудник Российского института культурологи Марина Монгуш.
Среди консультантов, помогающих в работе над циклом фильмов, есть профессора, академики и даже шаманы – научный сотрудник музея «Улус Хуртуях тас» Леонид Горбатов, директор эколого-этнической деревни «Алтын Сус» Татьяна Кобежникова и президент тувинских шаманов, известный учёный-этнограф, доктор Кенин-Лопсан Монгуш Барахович.
Автор фильмов о Хакасии и Туве – Джаваншир Даногуев, режиссёр – Кирилл Борисов, оператор – Александр Александров. Режиссёр и оператор фильмов о республиках Башкортостан и Татарстан – Дмитрий Ходаковский, их автор – Елена Заднепровская.
Посмотреть историко-документальные фильмы из серии «Тюрки России» можно в разделе «Видео» и на сайтах региональных отделений Башкортостана, Татарстана, Тувы и Хакасии. Также запланирован показ цикла «Тюрки России» на телеканале «Мир».
Напомним, что съёмки велись на средства гранта Русского географического общества.