Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 декабря 2024 г.
18 апреля 2012 Россия. Общество

Тувинский шаман Чочагар Кес-Кам проведет в Москве семинары и обряды очищения

22 апреля в московском культурном центре «Белые облака» (ул. Покровка, д. 4) пройдет семинар Белого шамана из Тувы Чочагара Кес-Кама.

Целью его недельного визита в Москву, как говорит сам шаман, является желание делиться и передавать знания, опыт, мудрость.

Помимо основного большого семинара по работе с бубном и частных приемов, шаман Чочагар согласился провести несколько обрядов очищения.

Обряд нацелен на избавление от последствий негативного воздействия, восстановление энергии при помощи благословения. Практика очищения — является ключевой в большинстве культур, ведь когда наша энергетика омрачена разного рода ментальными воронками — сложно быть в позитивном состоянии, реализовать свои мечты.

Кроме обряда, Чочагар Кес-Кам расскажет про основные понятия шаманской медитации, работу с бубном, использование двойника в практике и обретение шаманской свободы.

Первый обряд очищения пройдет в культурном центре «Белые облака» (стоимость участия в ритуале 700 рублей). Начало в 15.30 ч.

23–27 апреля с 19.00 до 22.00 ч. Белый шаман проведет пятидневный семинар «Практические методы работы с шаманским бубном» в Центре «Аваллон» (Квесисская 2-ая ул., д. 9).

О шамане:

Родился в 28 декабря 1954 г. в местечке Теве-Хая в с. Алдын-Булак (по другой версии – в с. Аксы Барлык) Барун Хемчикского кожууна Тувинской АССР в роду Кужугетов. Его предки жили в верховьях реки Алаш; их летние стойбища находились в районе Алтын-Холя (Телецкое озеро) и у истоков реки Шолушпа (Чулышман).
Прадед В.Ч. Монгуша по линии отца – Часкылык, по прозвищу Аскак-Чанги, был правителем рода Кужугет, а сын другого прадеда – Лопсана, по прозвищу Курзук-Чанги, правил родом Монгушей. Его сын Намзырай в 1929 г. окончил Коммунистический университет трудящихся востока (КУТВ). Он был первым редактором газеты «Аревэ шыны» («Правда революционного союза молодежи» ) и одним из составителей русско-тувинского словаря «Орус-тыва тойлу бижик», вышедшего в 1932 г. В этом же году он был репрессирован по, так называемому, «делу молодежи» и расстрелян в тюрьме в 1941 г.
Фамилия Монгуш, а не Кужугет связана с тем, что когда родился дед В.Ч. Монгуша – Кара-Салдыг, его отец и мать не были мужем и женой, и он воспитывался в роду Монгушей, у своих бабушки и дедушки.
Прадед В.Ч. Монгуша по материнской линии – Чарык Кес Кам, по прозвищу Чаяачы-Хам, был известным белым шаманом, жившим в местечке Делег Хол в долине реки Алаш. Сын Кес Кама (дед Чочагара) – Хур Матпаа (Курматпаа) стал буддийским ламой, но шаманскую практику своего отца не оставил. Дочь Хур Матпаа – Кужугет Ковей Кур Матпааевна переняла шаманство от своего деда – Кес Кама. В 1932 г. Кес Кама и Хур-Матпаа репрессировали.
Отец В.Ч. Монгуша работал трактористом (умер в 1988 г.), а мать – К.К. Кужугет – была техничкой в школе.
В 1961 году В. Монгуш пошел в первый класс Аксы-Барлыкской средней школы и окончил ее в 1972 г. Работал поливальщиком полей в совхозе «Барлык». В 1973 – 75 гг. служил в рядах Советской Армии; был водителем. Потом работал шофером в Ак-Довуракском АТП. В 1981 г. окончил Алтайский политехнический институт им. И.И. Ползунова по специальности инженер-конструктор двигателей внутреннего сгорания. После этого работал инженером-механиком на автобазе Министерства торговли и бытового обслуживания населения республики. С 1982 по 1987 гг. работал преподавателем на кафедре автомобильного транспорта в Кызыльском филиале Красноярского политехнического института.
В 1984 г. в новогоднем номере газеты «Хемчиктин сылдызы» («Звезда Хемчика» ) публикуется его первое стихотворение под названием «Теннинг-Хаак» («Облепиха в цвету» ).
В период с 1987 по 1988 гг. В.Ч. Монгуш работал научным сотрудником сектора литературы и фольклора ТНИИЯЛИ, а в 1993 г. завершил учебу в Литературном институте им. М. Горького по специальности переводчик художественной литературы. В перерывах между учебой и после окончания работал научным сотрудником института.
С 1994 по 1997 гг. В.Ч. Монгуш работал начальником отдела профориентации и психологической поддержки безработных граждан в Министерстве труда и занятости населения Республики Тыва. В этот период он берет себе творческий псевдоним Чочагар Чотпун-оол оглу. Выходят две его книги: «Поминальный костер» (1994) и сборник стихов «Благопожелание Барлыку» (1997). В 1995 году он становится членом Союза писателей Республики Тыва. С августа 1997 по июнь 2007 – работает в Администрации Президента, в Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва в качестве заведующего сектором по взаимодействию с религиозными объединениями, переводчика нормативно-правовых актов. В 1998 г. -участвует в съемках документального фильма «Телодвижения шамана в экстазе».
На путь шамана вывела Чочагара его мать – К.К. Кужугет, внучка белого шамана Кес-Кама. Дело в том, что Кес-Кам завещал, что его дар передастся одному из ее сыновей. В 2002 г. К.К. Кужугет открыла эту тайну и благословила своего сына на занятие шаманской практикой. В. Монгуш принимает шаманство и в память о своем прадеде берет себе имя Чочагар Кес-Кам. Вместе с матерью он основывает в г. Кызыле Религиозную группу шаманов «Хан-Тенгри», впоследствии переименованную на «Хан Тенгри Хайыракан».
Как и сын Кес-Кама – Хур-Матпаа, Чочагар совмещает в своей практике и шаманскую, и буддийскую традиции, что вообще свойственно для тувинского шаманизма. В 2003 г. у него выходят две книги по истории буддизма: «Возвращение Богда-Кегээна» (2003) и «Молитвы для ежедневных практик» (2003).
В 2003 г. Чочагар участвует в работе семинара поэтов тюркоязычных стран «Тюрксой-4», проходившего в Турции (г. Сивас), и становится лауреатом журналистского конкурса «Агальматолитовое перо – 2004» в номинации «Культура и духовность»; в 2004 г. – принимает участие в выпуске книги «Шивалха римпоче и субурган бодхисаттвы» и награждается Юбилейной медалью Республики Тыва; в 2005 г. ему вручается Почетная грамота Председателя Правительства РТ; в 2006 он снимается под именем Кужугет Чочак оол в фильме ВГИК «За черные горы».
В 2007 г. выходят сразу три книги его переводов по буддийской философии: «К ясному свету: этапы пути», «Колесо сансары» и «Традиционные обычаи и традиции буддизма, почитаемые в семье». Несколько рассказов под общим названием «Пестрые камешки реки Алаш» вошли в сборник О. Диксона (см. Эльвиль) «Шаманскими тропами. Легенды и рассказы о духах, шаманах и сакральных местах Центральной Азии» (М., 2007). Помимо этого, В.Ч. Монгуш является автором многих других публикаций по истории литературы, литературной критике, фольклору.
С 2007 г. он член Союза писателей России. В 2008 г. по предложению О. Диксона Чочагаром была составлена карта «Путешествие души шамана».

Живет в г. Кызыле, Тыва

 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта