2012-й объявлен в Республике Хакасия Годом Николая Катанова. Инициативу РХ о праздновании 150-летия выдающегося хакасского ученого поддержали государства-участники международной организации ТЮРКСОЙ: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Туркмения, Узбекистан, и субъекты РФ – Республика Алтай, Башкортостан, Республика Саха (Якутия) и Республика Тува.
Н.Ф. Катанов свою поездку в центр Азии назвал «Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества». Об этом периоде жизни Николай Федорович в автобиографии рассказывает: «По окончанию курса в университете я был командирован географическим обществом и Академией наук в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Дзунгарию и Китайский Туркестан для подробного исследования быта и языка тюркских (татарских) племен».
Северная Монголия (Урянхайский край) – это территория современной Тувы, которая во времена экспедиции Н.Ф. Катанова находилась под властью Китайской империи. Дзунгария (Джунгария) – это Западная Монголия, часть территории Северо-Западного Китая, где ныне расположен национальный автономный район.
Экспедиция в Урянхайскую землю началась 9 марта 1889 г. Сюда Н.Ф. Катанов и его постоянный спутник И.К. Реполовский прибыли 13 марта, а покинули ее и прибыли в село Аскиз 6 сентября 1889 года. Через 20 дней, 26 сентября, дневники были подготовлены к печати, однако они не были опубликованы. Рукопись хранилась в архиве музея антропологии и этнографии Академии наук СССР и увидела свет только в 2011 году. Поэтому «Очерки Урянхайской земли» были известны лишь отдельным исследователям.
Дневник начинается с предисловия, в котором автор дает общую характеристику путешествия. Он пишет: «В Минусинске были сделаны необходимые покупки для дальнейшего путешествия, преимущественно: табак, чай, нитки, иголки, писчая бумага, складные ножи и сахар, предназначавшиеся для подарков урянхайцам». Он отмечает, что «в Аскизе нанял для переписки бумаг И.К. Реполовского, который и сопутствовал мне всю дорогу». Путешественник отмечает, что основательное знакомство с урянхайским языком дало ему возможность точно записывать имена не только рассказчиков, но и их родовую принадлежность и места жительства. Н.Ф. Катанов пишет: «Песен во время путешествия удалось записать до 1000. Записано также много сказок, загадок, легенд и шаманских молитв».
В течение всего путешествия Н.Ф. Катанов ведет «кочевой образ жизни», передвигаясь от одного улуса к другому, его сопровождают проводники и торговцы, т.е. «владельцы торговых заведений». Его рабочий день очень насыщен. В дневнике отражены две основные темы: этнографическое описание жизни тувинского народа и русско–тувинские отношения. Тувинская тема – главная: описание жизни и быта народа, его религиозные верования, шаманизм и ламаизм, семейно-брачные отношения.
Приведем некоторые записи. Традиционные правила общественного поведения автор дневника описывает следующим образом: «Сойоты, увидев впервые человека, предлагают ему свою трубку, чтобы он наложил туда табаку. Получив табак, они закуривают трубку, и эта трубка обходит все рты.
Сойоты, подарив русскому человеку или единоплеменнику что-нибудь на память, непременно требуют отдариванья, в противном случае, легко можно в них нажить врага.
Я заметил, что сойоты благодарят или просят милости выкушать или попробовать (только при принятии пищи и курении табаку) поднесением правой руки к своему правому виску. Перед высшим начальством они становятся на колено левой или правой ноги, отставив другую ногу назад. Вообще подчиненные не имеют права сидеть так, как сидят начальники. Это право соблюдалось при мне перед джурганом на Чакуле 17 марта ухеридами и зайсанами; соблюдается и теперь во время приезда зайсанов.
Сегодня приехали на заведение новые и старые сойоты. Новые говорили мне: «Здоров ли ты? Здоров ли твой скот?» Старые спрашивали только: «Хорошо ли ты провел ночь?» (Запись от 8 июня).
О клятве сойотов: «Клянутся собачьим навозом. Они говорят: «Пусть у меня спадут волосы от собачьего навоза, если я видел что-либо или слышал!» (Запись от 27 июня).
Изучая (запись от 27 июня) религиозные верования, исследователь отмечает синтез (соединение) буддизма и шаманизма в религии урянхайского народа. Новая форма буддизма в Урянхайском крае и ряде других регионов Центральной Азии получила название ламаизм.
В дневнике подробно описаны занятия населения. Приведем некоторые выдержки из него. «Мужчины у сойотов пасут скот, сеют хлеб, ходят на охоту, занимаются мастерствами; женщины шьют и починяют одежду, приготовляют пищу, угощают гостей и делают кошмы.
Рыбу ловят руками или убивают острогами. Птиц ловят только силками. Зверей ловят капканами или бьют пулями. Ружья получают от русских, монголов и китайцев. Ружья китайцев ценятся больше других. Порох делают сами сойоты, растирая селитру (шу), серу (кeгeр) и уголь (кjмeр)». (Запись от 28 марта).
На зиму сойоты вовсе не запасают сена для своего скота, так как он круглый год ходит на подножном корму, благодаря не глубоко выпадающему здесь снегу. Здесь серпы русские появились только недавно. Не имеющие их хлеб рвут руками или режут ножами». (Запись от 20 мая).
А вот сведения об охоте: «Во время охоты на зверей натравливают также собак. Здесь нет вовсе бобров, зато много медведей, лисиц, рысей, зайцев, коз, оленей, маралов (лосей), белок и волков. Кабан водится только в лесах местности Джир-Джарик, находящейся в верховьях Бом-Кемчика, левого притока Улу-Кема. Рысь и медведь ходят по тайге стадами, состоящими из 4-6 штук». (Запись от 30 мая).
Много внимания исследователь уделяет описанию семейно-брачных отношений. Описывает все тонкости взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «При женитьбе никогда не крадут невест как у минусинских татар. Предварительно сватают девицу жениховы отец и мать, привезя просо и мяса, материй и водку. Потом один день пьют водку все. На другой день возвращаются домой. Подношение подарков называется тадазын, при первом посещении родителей невесты.
Пир свадебный по-сойотски называется «той». Он идет только одни сутки, как у богатых, так и у бедных». (Запись от 27 июня).
«Говорить о половых сношениях при родителях не вменяется в большой грех детям. Дети урянхайские развиваются слишком рано, как физически, так и умственно. Уже у 8-9- летнего мальчика есть достаточный запас песен о «чернобровых и милых красотках». Один урянхайский юноша при своей сестре спрашивал меня, охотник ли я до уряхайских девиц; получив отрицательный ответ, не мало удивился». (Запись от 24 августа).
«Если отец захватит сына или дочь в прелюбодеянии, то бьет их кулаками или кнутом». (Запись от 14 марта).
Обряд похорон описан в дневнике 28 марта. «Человека в землю не погребают. Когда тело покойника лежит на поверхности земли, то тело его едят сороки и вороны, но собаки не находят его, потому что покойника кладут вдали от жилых мест. Покойника к месту похорон везут обыкновенно на лошади вдоль ее спины; один человек сидит на этой лошади и поддерживает тело покойника, а другой ведет ее под уздцы».
«Русская тема» занимает большое место в очерках: дается характеристика различных слоев русского населения, проживающего в Урянхайском крае, рассказывается о торговых заведениях, приводится родословие купцов Бяковых, есть сведения и о других русских купцах и золотопромышленниках. Большой интерес представляют материалы дневника о русско-тувинских отношениях, их зарождении и развитии. Не остались без внимания и исследования тувино-китайские (монгольские) отношения. «Слово «русский» как в наречиях минусинских и ачинских татар, так и в урянхайском передается через «орус» и «казак» потому, что из русских впервые появились в Енисейской долине казаки. Это же случилось и в урянхайской земле … и все русские торговцы говорят, что в урянхайской земле первыми по времени русскими торговцами были только казаки, ходившие для торговли в известное время на пограничный знак (Бом-дабага). Появление русских здесь впервые случилось в начале шестидесятых годов». (Запись от 18 июля).
О жизни русских людей. Прииск г. Гусева, кроме добывания золота, ведет также торговлю с сойотами, которых летом близ прииска очень много. По словам Василия Васильевича Иванова, служащего на прииске смотрителем, сойотских юрт близ прииска от 50 до 100 ежегодно. Сойоты вообще очень довольны русскими, живущими на прииске, потому что от них получают все нужное по низкой цене.
А вот характеристика тувинско-китайских отношений. «Приезд китайских чиновников обходится очень дорого местным жителям: им дают от 40 до 80 подвод, готовую убранную юрту и взятки, которые подносятся не только самому чиновнику, но и всем сопровождающим его. В виде взятки идут: лошади, коровы, бараны, шкуры их и даже шерсть. Сойоты весьма обеднели за последнее время, в особенности от поборов китайских чиновников». (Запись от 18 марта).
«Китайское начальство над урянхайцами запрещает своим подданным сноситься с русскими, выживает последних, «дабы места урянхов были чистыми». Урянхам запрещается «продавать русским лес, траву, соль и скот по низкой цене». (Запись от 20 июня).
О русско–тувинских отношениях Н.Ф. Катанов пишет следующее: «Сойоты более тяготеют к русским, чем к китайцам; ибо чиновники последних разъезжают с большою свитою и много берут, а русские – одни и мало берут». (Запись от 18 марта).
«Взаимные мирные отношения урянхайцев и русских установились в последнее время настолько прочно, что девицы урянхайские нашли возможным выходить замуж за русских».
За 36 лет трудовой деятельности Н.Ф. Катанов опубликовал 382 научные работы: по языкознанию, фольклору, литературе, истории, этнографии, археологии, нумизматике, статистике и библиографии народов Востока. Венцом его научного творчества является труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений к другим языкам тюркского корня». Основы этого труда, безусловно, были заложены в его научном путешествии по Урянхайской земле. Ярким свидетельством этому служит его опубликованный дневник «Очерки Урянхайской земли», в котором содержится богатый исследовательский материал по различным отраслям научных знаний.