Сегодня исполняется 87 лет со дня рождения известного российского этнографа, тувиноведа Севьяна Вайнштейна (1926-2008).
Родился он в Москве в семье профессора философии Израиля Яковлевича Вайнштейна, заведовавшего кафедрой в Московском Авиационном институте. Во воспоминаниям, сына, он был романтиком, глубоко верившим в идеалы революции. Защищал ее в составе Первой конной армии в годы Гражданской войны. Мать приехала в Советский союз в 1925 г. из Риги. Была увлечена идеей строительства нового мира, преподавала немецкий язык, писала стихи.
Когда С.Вайнштейну едва исполнилось 10 лет, отца арестовали как, якобы, участника антисоветской террористической организации. Осудили на 8 лет тюремного заключения. В начале 1938 г. он был расстрелян. У семьи забрали квартиру и имущество. Севьян Вайнштейн побывал в детском доме, работал на лесоповале, в МТС, был пожарным. Как мог, помогал фронту. А мать долго оставалась бездомной. После XX съезда КПСС отца полностью реабилитировали.
В 1945 г., окончив среднюю школу экстерном, С. Вайнштейн поступил в МГУ. С большим увлечением и интересом занимался на кафедре Востока Истфака МГУ. В 1947 г. за курсовую работу «Религиозно-философское учение средневековой секты исмаилитов», написанную по персидским источникам, был удостоен престижной университетской премии. Начал специализацию на кафедре этнографии. В начале лета 1948 г. по командировке Института этнографии, как его внештатный сотрудник, вместе с двумя другими студентами и Б.О.Долгих – руководителем экспедиции, выехал к кетам. Итак, с того далекого времени С. Вайнштейн связал свою жизнь с Институтом этнографии, с этнографической наукой.
Хотя после защиты дипломной работы, посвященной кетам, молодой этнограф был рекомендован в аспирантуру МГУ, но решил туда не поступать, а, покинув Москву, поехать в Сибирь для изучения этнографии и археологии Тувы. На такое решение повлияло обстоятельное обсуждение этого вопроса с М.Г. Левиным. Еще в 1949 г. он, будучи зам. директора Института этнографии, начал вести на кафедре семинар «Происхождение упряжного собаководства». Для участия в семинаре записалось всего четверо студентов, включая С.Вайнштейна. На своих занятиях Левин рассматривал генезис этого феномена культуры народов Севера, опираясь на анализ не только обширных этнографических, но и археологических источников.
Итак, в 1950 г., окончив МГУ и получив направление в Туву, приехал в ее столицу – Кызыл. Был назначен и.о. директора Национального музея (тогда он назывался Тувинский областной краеведческий музей им. 60-ти богатырей). Осенью того же года выехал в соседнюю Хакасию для ознакомления с ее этнографией и участия в археологических раскопках, работавшей там экспедиции.
Спустя год приступил к полевому изучению этнографии тувинцев, начав с экспедиции в северо-восточную часть Тувы – Тоджу, где высоко в горах Саян жили оленеводы-охотники. От этой поездке к вершинам Саян меня не остановило даже то, что известный географ В.А. Обручев писал, что пройти туда по тайге почти невозможно из-за отсутствия каких-либо дорог.
В 1952 г. музеем была организована экспедиция в юго-восточную Туву – в высокогорный Тере-Хольский район, население которого ранее никем из этнографов не изучалось. К востоку от нее расположена Монголия. Район отделен от других территорий Тувы труднодоступными горными хребтами. Оказалось, что местные тувинцы в большинстве своем знали лишь монгольский язык. Была детально изучена их материальная и духовная культура, родовой состав, этно-культурные процессы. Обследовано несколько могильных комплексов и загадочное средневековое городище Пор-Бажын на оз. Тере-Холь.
В 1953 г. экспедицией музея под руководством С. Вайнштейна были проведены археологические раскопки могильника в Центральной Туве – в долине р. Уюк, где были открыты и изучены памятники эпохи бронзы, а в высокогорной долине Хендерге – несколько средневековых курганов, значительно обогативших музейные археологические коллекции.
В 1954 г. был приглашен на работу в Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ныне – Тувинский гуманитарный институт), где ученому были созданы все условия для дальнейшего проведения этнографических и археологических экспедиций. В том же году их основным результатом было открытие и раскопки обширного могильника в урочище Казылган в горах Западной Тувы на высоте около 2000 м в зоне вечной мерзлоты. Все курганы принадлежали к скифскому времени, что позволило выделить характерную для Тувы этого времени казылганскую культуру и обогатить музейные коллекции археологическими материалами.
В 1956 г. в Институте этнографии защитил кандидатскую диссертацию по исторической, этнографии тувинцев-тоджинцев, а затем продолжил полевые этнографические и археологические исследования в Туве. В том же году экспедицией был раскопан ряд курганов в центральной Туве, относящийся как к скифскому, так и более поздним этапам в этнической истории Тувы.
В 1957 г. весьма масштабные работы нашей экспедиции были сосредоточены в Улуг-Хемском, Чаа-Хольском и Каа-Хемском районах. Совершенно новые археологические материалы дали раскопки Ак-Туругского могильника в бассейне р. Чаа-Холь.
Большое внимание было уделено поискам культурного слоя в цепи городищ, протянувшихся в центральной и западной Туве вдоль т.н. «Дороги Чингис-Хана».
На юго-востоке Тувы, на острове оз. Тере-Холь были продолжены начатые ранее раскопки городища Пор-Бажин, на котором удалось открыть дворец владыки уйгурского ханства Моюн-Чура, изучить архитектурные особенности памятника, в том числе парадные лестницы с колоннами и фресками и основные помещения.
Тогда же была обнародована работа С. Вайнштейна об этногенезе тувинцев, основанная на многолетних исследованиях этой проблемы. В ней были раскрыты процессы формирования тувинского этноса в течение нескольких веков, его самоназвания и самосознания. Сделан вывод о завершении генезиса этого этноса лишь в XIX в.
В 1959 г. был по инициативе Л.П. Потапова приглашен в Москву для работы в Институте этнографии АН СССР и с этого времени стал руководителем одного из отрядов Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института, провел раскопки одного из крупнейших могильников гунно-сарматского времени Кокэль, позволившие выявить основные особенности культуры того времени. Раскопки памятников в Западной Туве продолжил и в последующие годы.
В период пребывания в Туве, как вспоминал сам Севьян Израилевич, строил жизнь и научную работу таким образом, чтобы летом вести археологические исследования, а с осени и до весны наряду с обработкой археологических материалов продолжать этнографическое изучение тувинцев. За эти годы ему удалось побывать во всех районах Тувы, включая и самые труднодоступные, пользуясь не только авиацией и автотранспортом, но и преодолевая сотни километров верхом на лошадях и оленях. Записал этнографические материалы у многочисленных информаторов. Подолгу жил в юртах и чумах тувинцев, исследуя детально их кочевое хозяйство, материальную и духовную культуру, лично участвовал в совершении многих обрядов, ритуальных действах, встречался с шаманами, присутствовал на их камланиях и изучал мир их представлений.
В Институте этнографии в 1969 г. защитил трехтомную докторскую диссертацию «Происхождение и историческая этнография тувинского народа». В 1971 г. в издательстве «Наука» вышла из печати книга «Историческая этнография тувинского народа: проблемы кочевого хозяйства», подготовленная в связи с общими проблемами кочевничества в Южной Сибири. Она была переведена на английский язык и издана в Кембридже. Эта монография получила высокие отзывы не только со стороны этнографов, но и видных представителей других наук.
Результатом многолетних исследований народного искусства тувинцев, нескольких сотен его артефактов и вопросов его генезиса стала монография автора, опубликованная в Москве в 1974 г.
Всего по проблемам истории, этнографии и археологии Тувы и по проблемам истории и культуры кочевников Евразии у С. Вайнштейна при жизни было опубликовано семь монографий, включая их зарубежные переводы и около трехсот научных статей. Удалось подготовить пятнадцать кандидатов и докторов наук.
Через два года после своего 80-летия 16 октября 2008 г. ученого не стало. Но и после смерти его труды продолжают издаваться и поражать нас разнообразием научных открытий, многогранностью творческой натуры истинного ученого, кропотливого исследователя, мужественного человека.