17 сентября корреспондент «ВМ» пообщалась с Константином Куксиным, ученым-этнографом, который на днях вернулся из экспедиции по Северной Монголии и Туве.
Ученый встречает нас у входа в Музей кочевой культуры.
— Вот вы сегодня во сколько проснулись? В 7? — едва ли не с порога спрашивает меня Константин. — А каждый день оленевода начинается в 5 утра, нужно вставать и доить северного оленя. У каждой семьи 70–80 голов, из них 50 важенок — самок. Средняя утренняя температура — минус пять, минус восемь — вода в лужах замерзает. А молоко горячее, аж пар идет! Во время разговора осматриваем экспозицию. Останавливаемся у диковинной юрты. Внутри — тепло и уютно. На огромном деревянном столе лежит чья-то кость.
— Это баранья лопатка. Ее часто используют для гаданий на будущий урожай, — объясняет Константин Валерьевич.
Беру лопатку в руки и пробую «пошаманить». Кость обещает хороший урожай.
— Впервые в Монголию я попал в 2002 году, — вспоминает Константин. — Я был просто потрясен ее красотами и захотел туда вернуться. Поэтому и начал изучать историю этого края.
В 1944 году граница разделила земли оленеводов тайги на две части. Одни — тоджинцы — присоединились к СССР, а другие — цаатаны — к Монголии. По словам ученого, добраться до стоянок первых — непростая задача.
— Едешь на поезде в Абакан, потом на машине до поселка Торахе — столицы района Тувы, — объясняет Куксин. — Поселок без света. Там есть генератор, но в полночь его выключают, чтобы солярку не жечь. А до стойбища — два дня на перекладных. И вот перед нами два чума, в центре горит очаг, вокруг олени и степь.
А вот у цаатанов все по-другому. Возле чума — солнечная батарея, внутри висит «плазма». Любят здесь посмотреть телевизор.
— Монголы мне как-то сказали: «Батареи, сотовый телефон изобрели для кочевников», — вспоминает ученый. — При этом они упрямо утепляют дома оленьими шкурами, сшивая их нитками из жил, и не пользуются современными материалами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Черемисина, научный сотрудник музея кочевой культуры:
- В экспедиции этнографы работают парами: мужчина и женщина. У некоторых народов, например у чукчей, есть тайный женский язык, которого мужчины вообще не знают, даже свои. И эти тайны обычно разгадывает женщина-ученый.
СПРАВКА
● Цаатаны (самоназвание) — народ в Монголии. Согласно переписи 2000 года, их численность на территории страны составляла 303 человека, а по данным переписи 2010 года, она сократилась до 282 человек.
● Тувинцы-тоджинцы (самоназвание — туга, туха) — особая небольшая этническая группа тувинцев. Численность в 2002 году составила всего 4442 человека.