Доминик Генри — официально зарегистрированный член племени Дине (Diné — самоназвание навахо), родом из Нолчиди Битин, штат Нью-Мексико, США. Ему 26 лет. В данное время проходит стажировку в отделе по сохранению коллекции в Центре наследия Асанасази в г. Долорес, штат Колорадо. Доминик учится в магистратуре по специальности «музейное дело» в Университете Оклахомы. Он успешный, интеллигентный, добрый и общительный молодой человек. Про таких как он говорят «умница». Несмотря на его молодой возраст, у Доминика внушительный послужной список: престижнейшие награды, гранты, стажировки. Он вполне может служить ролевой моделью для подражания для своих сверстников-соплеменников. При этом он как истинный индейский парень из резервации остается скромным, открытым и дружелюбным.
Навахо — самое большое племя в США
— Ya'at'eeh (я’aт’ээ — здравствуйте на языке навахо). Доминик, подавляющее большинство жителей России практически ничего не знает о коренных жителях США. В России до сих пор существует стереотип о резервациях, какими они были в XVIII веке — очагах вымирания индейских народов. Что представляет собой резервация сегодня? Расскажите, пожалуйста, о своем народе.
— Ya'at'eeh. В настоящее время Дине — самое большое по численности племя в Соединенных Штатах. Оно насчитывает более 250 000 официально зарегистрированных членов. Общая площадь резерваций составляет 270 000 кв. милей. Наши земли простираются через штаты Нью-Мексико, Юту, Колорадо и Аризону. У нас есть четыре священные горы, которые отмечают границы наших земель, которые мы называем Diné Bikéyah (Дине Бикея). Священная гора Dibé Nitsaa (Дибе Нитсаа) находится на севере в горах Ла Плата в Колорадо. Гора Tsisnaasjini' (Тсиснаасжини) представляет собой восток и расположена в Сан Луис Вэли в штате Колорадо. Tsoodsil (Тсоодсил) представляет юг и расположен около Грантов в Нью-Мексико. Гора Doko'oosliid (Доко’оослиид) расположена на западе около г. Флагстаффа в Аризоне. Из-за случившейся колонизации размеры наших земель были значительно уменьшены. Резервации включают различный ландшафт — леса и пустыни. Люди живут в обычных деревянных домах, а некоторые живут в традиционных жилищах — хооганах (восьмиугольные деревянные юрты). В резервациях есть школы, торговые центры, больницы. Люди передвигаются на собственных автомобилях, общественного транспорта нет.
— Доминик, я знаю, что вы завершили в мае престижную 9-месячную научную стажировку в Школе продвинутых исследований при исследовательском центре индейского искусства в г. Санта-Фе, Нью-Мексико. Чем вы там занимались?
— Я курировал онлайн выставку «Виклитль: человеческое тело в древнем искусстве майя», разрабатывал и пополнял вебсайт. Вот ссылка на эту Интернет-страничку: http://sarweb.org/?henry_exhibit_main. Пожалуйста, можете посмотреть. Исследовательский центр индейского искусства занимается археологическими и этнологическими исследованиями американского юго-запада. Специфика центра состоит в том, что здесь ведутся крупнейшие исследования по антропологии, социальным и гуманитарным наукам. И самое главное, что в работе центра принимают участие индейские ученые и художники. Центр организует большое количество продвинутых мастер-классов, программ и стажировок.
Прошлым летом я прошел стажировку в Смитсоновском Национальном музее американских индейцев в г. Вашингтоне. Я работал в отделе управления коллекциями музея. Также мне посчастливилось быть грантополучателем престижной награды Native American Award (награда/премия для индейцев).
О стереотипах и проблемах индейских народов
— Я бы хотела спросить вас еще об одном распространенном стереотипе — действительно ли индейцы живут в типи (вигвамах/чумах) в настоящее время?
— Традиционно навахо не жили в типи. Как я уже сказал выше, традиционное жилище моего племени называются хооган. А типи — традиционное жилище равнинных племен. Я точно знаю, что некоторые индейцы все еще используют типи, но не могу утверждать, что они в них живут. В моей резервации много хооганов. Дизайн хоогана был несколько модернизирован, но традиционный стиль так и остался. Типичный хооган имеет пять треугольных сторон и вход расположен на восток, чтобы приветствовать утреннее солнце.
— С какими трудностями сталкивается твое племя на сегодняшний день?
— Мое племя сталкивается с такими проблемами как алкоголизм, диабет, ожирение. Как и другой любой народ, мы имеем собственные проблемы. Также мой народ борется за сохранение природных ресурсов. Мы работаем над собой, прилагаем все усилия, чтобы сохранить себя как народ и свою культуру. К слову, многие мои соплеменники поступают в университеты, что является несомненным путем к успеху. Благодаря всеобщим усилиям у нас есть надежда на светлое будущее.
— Доминик, у нас в Сибири среди коренного населения остро стоит проблема алкоголизма. Как дела обстоят в вашей резервации? Как решается проблема злоупотребления алкоголем?
— Чрезмерное потребление алкогольных напитков является одной из проблемой для навахо, и в этом ничего нового нет. Многие стали пить, чтобы уйти от проблем. Постколониальное напряжение тоже вносит свою лепту в чрезмерное употребление алкогольных напитков. И как следствие, есть место преступлениям в наших резервациях. У нас проводится ряд программ по предотвращению алкоголизма, но я не знаю насколько они эффективны.
— Я думаю, что они эффективны, я была на нескольких пау-вау в разных штатах и я не видела ни одного пьяного человека. Честно говоря, меня это очень поразило. Насколько я знаю, так дела обстоят по всей «индейской стране». Думаю, что индейцы намного в этом плане сознательнее, чем коренное население Сибири. У меня другой актуальный вопрос на сегодняшний день. Я знаю, что идут острые дебаты быть или не быть казино в резервациях. Есть ли вашей резервации казино? Как вы к этому относитесь?
— В моей резервации есть казино «Фаер рок навахо казино», которое открыло свои двери в ноябре 2008 г. Это первое казино в резервации навахо. Казино пока еще развивается и расширяется. Оно материально поддерживает некоторые события в резервациях. Например, в 2009 г. оно выступило генеральным спонсором на ежегодной церемонии вручения наград Native American celebration (награды вручаются выдающимся индейцам) согласно Intertribal Gallup (межплеменному опросу общественного мнения). Я сам лично ничего не имею против казино. Я считаю, что у казино есть весьма большой потенциал, чтобы дальше развить жизнь общества навахо.
— Доминик, 2010 г. был объявлен Годом Туризма в Туве. Благодаря красивой и уникальной природе у нашей республики есть большой потенциал, но туризм пока еще в зачаточном состоянии. Я знаю, что в туризм у навахо высоко развит. Как ваши люди смогли этого добиться?
— Я мало знаю о туризме. У нас есть организация “Discover Navajo” (открой навахо). Она предлагает гостям на выбор множество различных туристических услуг по изучению богатой культуры навахо. Предлагаю вам посмотреть ее вебсайт: http://discovernavajo.com/. Мы всегда рады гостям и туристам. Пожалуйста, приезжайте в гости!
— Думаю, многим будет интересно, взглянуть на этот вебсайт. Доминик, что значит быть успешным молодым индейцем?
— Я полагаю, что успешный индеец — этот тот, кто достиг какого-либо успеха в чем-то. Это может быть получение высшего образования, создание семьи, воспитание детей или просто изучение родного языка. Быть хорошим образцом для подражания для молодежи вашего племени делает вас хорошим молодым лидером!
— Доминик, а вы что-нибудь знаете о коренных народах Сибири?
— Я знаю, что в Сибири проживает коренное население, но я практически ничего не знаю об их культуре. Однажды я видел выставку о коренных жителях Сибири в Смитсоновском музее естественной истории. Было очень интересно.
— А что вы думаете о «теории Берингова пролива»? Вы верите в то, что предки американских индейцев пришли из Сибири через Берингов перешеек?
— Это очень трудный вопрос для меня. Я склоняюсь к тому, что вполне возможно эта теория правдива. Но большинство индейцев нее не верят. Они верят в свои собственные легенды и мифы о сотворении мира. Например, родные земли навахо — это юго-запад США.
— Доминик, я знаю, что ваша сестра Мелисса Генри известный кинорежиссер аборигенных фильмов (прим. автора: т.е. индейцы делают свои собственные фильмы об индейцах). Какие истории рассказывают современные кинофильмы с аборигенной точки зрения?
— Мелисса также работает профессором на факультете медиаискусства в университете Нью-Мексико. Фильмы моей сестры рассказывают о различных вещах, многих аспектах жизни навахо. Они обычно сняты на языке навахо и связаны с культурой навахо.